МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в познавательной деятельности «Небесный зоопарк»

Марина Михайленко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в познавательной деятельности «Небесный зоопарк»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня я хочу Вам предложить продолжение астрономической темы. Работая по программе «Радуга» в подготовительной группе, одним из разделов этой программы, был раздел «Астрономия», мне нравится эта тема, и для детей я разработала ряд занятий по этому разделу. Чтоб им было понятно, интересно и доступно, все занятия проходили в игровой форме, с «Космической гостьей» Вы уже знакомы. Сегодня Вам предлагаю оценить

«Небесный зоопарк».

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в познавательной деятельности „Небесный зоопарк“» размещена в разделах

Вот только жаль, что нет фотографий, раньше мы этого не делали. Это занятие я проводила со своими бывшими воспитанниками, сейчас они уже учатся в 9 классе.

Программные задачи:

Учить детей узнавать и называть знакомые созвездия;

Продолжать знакомить детей с символикой некоторых созвездий, принятой астрономией с древних времен;

Расширять и закреплять знания детей о небесных телах (солнце, земля, звёзды, планеты);

Развивать внимание, воображение, память;

Воспитывать у детей интерес к астрономии и желание больше узнать о небесных телах.

Материал: плакат с изображением звёздного неба, картинки с изображение созвездий, плакат с изображение планет;

звездочёту – плащ, борода, очки, шапка.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, чтение и рассматривание книги Е. П. Левитана «Малышам о звёздах и планетах», энциклопедии окружающего мира «Астрономия», знакомство с небесными телами.

Словарная работа: звезда, планета, созвездие, звездочёт, астрономия, небесные тела.

Ход:

Воспитатель: Давным-давно, когда ещё не было компаса, люди находили путь по звёздам. Но ведь, звёзд так много – как их запомнить? И древние звездочёты (так называли тех, кто изучал ночное небо) поделили звёзды на группы и соединили звёзды в них линиями, и на древних картах неба появились созвездия.

Если посмотреть внимательно, то увидишь: эти созвездия кого – то напоминают. Иногда они похожи на людей, иногда – на зверей, или сказочных чудовищ. И тогда им решили дать названия. И созвездия обрели имена: «Большая медведица», «Лев», «Кит», «Водолей», «Весы», «Кассиопея», «Орион» и другие. Можно бесконечно перечислять созвездия, но если их не связывать с конкретным образом «Дракона», «Скорпиона», «Гончих псов», ни чего не получиться. Небо останется немым: просто скопления светящихся точек в темноте.

Если наблюдать звёздное небо в одно и то же время, несколько дней подряд, то можно заметить, что те же группы звёзд (созвездия) проявляются в небе в определё нных местах: одно созвездие за лесом, другое – над домом, третье – над рекой. Мы будем знакомиться со звёздами и созвездиями так, как знакомятся с новыми для нас людьми: сначала это просто люди, с различными именами, потом в каждом открывается, что- то своё, особенное, своя история, а порой и сказочное начало.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Почтальон Печкин принёс нам письмо от старого звездочёта.

«Друзья мои, звездочёт приглашает нас, к себе в гости, принимаем его приглашение и прямо сейчас отправляемся в путь. А для этого закройте глазки и представьте себе. Что наступила ночь и на небе появляются звёзды : одна, две, три…и на одной далёкой звезде слышится удивительная музыка».

(звучит музыка, воспитатель переодевается; вешает звёздное небо; ставит на столик глобус, плакат с планетами)

Звездочё т: Здравствуйте мои юные друзья.

Дети здороваются.

Звездочё т: Я очень рад, что вы приняли моё приглашение и пришли в гости. Я с древних времён занимаюсь изучением небесных тел и астрономией. Кто мне скажет, что изучает астрономия?

Дети: землю, луну, солнце, звёзды, планеты.

Звездочё т: Молодцы, правильно. А какие небесные тела вы знаете?

Дети отвечают.

Звездочё т: Прекрасно, мои юные друзья. А кто мне скажет, что такое Солнце?

Дети: раскалённая звезда.

Звездочё т: А вы знаете, сколько входит планет в Солнечную систему и как их названия?

Дети: 9 планет, перечисляют: Марс, Нептун, Уран, Плутон, Меркурий, Сатурн, Земля, Венера, Юпитер.

Звездочё т: Молодцы, вы правильно назвали все планеты. А вы знаете, на какой из этих планет есть жизнь?

Дети: на земле.

Звездочё т: Да, только на планете Земля есть все необходимые условия для жизнедеятельности. Знаете, меня волнует очень интересный вопрос: «Что случится на Земле, если Солнце станет холодным?»

Дети: на Земле всё погибнет.

Звездочё т: А какую форму имеет наша Земля? И какой прибор показывает это?

Дети: круглую, глобус.

Звездочё т: Почему происходит смена дня и ночи?

Дети: Земля вращается вокруг своей оси.

Звездочё т: Я вами очень доволен, я вижу, вы очень любознательные дети, многим интересуетесь, и много знаете. Молодцы. И в награду за ваши знания, мы сейчас отправимся в путешествие по звёздному небу. И начнём мы с «Большой и малой медведицы», без которых путешествие по «Небесному зоопарку» было бы бессмысленным.

«Большая медведица» своим ковшом привлекает всеобщее внимание, не заметить его просто невозмозможно, а «Маленькая медведица» хоть скромнее своей соседки и менее заметна, зато на своем хвосте несёт главную звезду неба – «Полярную звезду», указывающую путь людям в тёмной с древних времён и до наших дней.

«Большая медведица» - это главный ориентир на звёздном небе Северного полушария. С помощью «Большой медведицы» можно отыскать почти все созвездия Северного полушария – той части огромного неба, под которым мы с вами живём.

Созвездие «Большой медведицы» - одно из самых обширных. Оно вмещает в себя 125 видимых звёзд, нам кажется, что созвездие «Большой медведицы» всего лишь видимый 7 звёздочный ковш. И только, в действительности, это его малая часть, помните 125 звёзд. Древняя легенда гласит: «Когда-то в давние времена, у царя Ликаон, который правил страной Аркадией, была дочь по имени Каллисто. Красота её была столь великолепна, что она не побоялась соперничать с Герой — богиней. Гера была супругой всемогущего верховного бога Зевса. Ревнивая Гера, в конце концов, отомстила Каллисто. Используя своё сверхъестественное могущество, она превратила Каллисто в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркад, возвратившись с охоты, увидел у дверей своего дома дикого зверя, он ничего, не подозревая, чуть не убил свою мать-медведицу. Помешал этому Зевс — он удержал руку Аркада, а Каллисто навсегда взял к себе на небо, превратив в красивое созвездие – «Большую Медведицу», а в «Малую Медведицу» заодно была превращена и любимая собака Каллисто. Не остался на Земле и Аркад: Зевс и его превратил в созвездие Волопаса, обречённого навеки сторожить в небесах свою мать.

Звездочё т: Созвездие «Малой медведицы» поочертанием похоже на «Большую медведицу» и по той же легенде о красавице Каллисто, до воцарения на небе было её любимой собакой. Вот и ласкается «Малая Медведица» к своей хозяйке.

О каких созвездиях я вам сейчас рассказал? Кто мне их покажет?

Дети отвечают: «Большая медведица» и «Малая медведица», показывая их.

Звездочё т: И ещё с одним созвездием я хочу вас познакомить. Перед самым носом «Большой медведицы» созвездие «Волопас» - что означает «пастух». На старинных звёздных картах «Волопаса» изображали человечком с огромной трубкой во рту, которую он поддерживает одной рукой – такая она длинная. Если взглянуть в звёздную карту, то может показаться, что «Большая медведица» будто принюхивается к дыму. Бедняжка, она должна была бы часто чихать, но к счастью, трубка «Волопаса» видна только в очень ясную ночь. «Волопас» - не простой пастух, в его созвездии сияет очень яркая оранжевая звезда «Арктур» (страж). Которую можно увидеть в бинокль даже днём. Она больше нашего солнца в 25 раз и светит в 100 раз ярче, но она так далеко, что кажется нам совсем маленькой блестящей точкой. Вот так и соседствуют на звёздном небе, мирно уживаются друг с другом «Волопас» - пастух и «Большая медведица».

С каким созвездием вы познакомились? Какая самая яркая звезда сияет в этом созвездии?

Дети отвечают.

Звездочё т: И ещё с одним созвездием я хочу вам рассказать. Созвездие «Кассиопея». «Кассиопея» - мифическая царица Эфиопии. Как и подобает всякой царице, она украшена 5 яркими звёздами, образующие латинскую букву «В», или перевёрнутую русскую «М». Созвездие это расположено рядом с «Большой медведицей» и особенно красиво осенью, по вечерам оно поднимается очень высоко. Древняя легенда гласит: «Царица Кассиопея хвасталась своей красотой. Хвасталась ею, где только могла. Однажды она похвасталась, что её красота затмевает красоту дочерей морского божества. Они разгневались и пожаловались своему отцу Посейдону. Он наслал на страну Эфиопию, где жила Кассиопея, страшное чудовище. За своё высокомерное поведение она была наказана. Кассиопею привязали к креслу и поместили на небо, вечно кружить вокруг «Полярной звезды».

Звездочё т: Вот и подходит к концу наше путешествие, но ещё остались тысячи созвездий, и каждое созвездие со своей удивительной историей. Но об этом в другой раз. Нам пора прощаться, и по взмаху моей волшебной палочки, вы закроете глаза, и снова зазвучит музыка с далёкой оранжевой звезды «Арктур». До свиданья мои дорогие юные друзья.

(взмах палочкой, звучит музыка; воспитатель переодевается и всё убирает)

Воспитатель: Вот мы вернулись в нашу группу. Понравилось вам путешествие. Что вам больше всего запомнилось.

Дети отвечают.

Воспитатель: На этом наша беседа окончена.

Публикации по теме:

Аппликация «Ромашковый рай!»Аппликация «Ромашковый рай!» Доброе время суток, уважаемые друзья и коллеги! Рада Вас приветствовать на моей страничке! Предлагаю Вашему вниманию оценить новую работу.

Экскурсия в уголок лекарственных растенийЭкскурсия в уголок лекарственных растений Доброго всем времени суток, уважаемые друзья и коллеги! Рада всех приветствовать на моей страничке! Сегодня я хочу Вам предложить продолжение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в познавательной деятельности «Небесный зоопарк»
Опубликовано: 17 сентября 2014 в 20:19
+183Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в познавательной деятельности «Небесный зоопарк»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Михайленко (УИ 168422) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 223.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД