Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения у самовара»

Квитченко Ольга
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения у самовара»

Квитченко Ольга Михайловна, педагог

Возрастная группа детей: первая младшая (от 2,5 до 3 лет).

Тип занятия: интегрированное

Цель: продолжать развивать познавательный интерес детей к истории некоторых предметов русского быта и народных обычаев, к русскому фольклору; способствовать интеллектуальному развитию детей.

Задачи:

Основная образовательная область.

«Познание» (ФЦКМ): формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Уточнить общее представление о самоваре; познакомить с процессом заваривания чая; способствовать сенсорному развитию детей.

Задачи образовательных областей.

Коммуникация: продолжать развивать желание слушать рассказ воспитателя, стихотворный материал, понимать его; способствовать развитию всех компонентов устной речи. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

Социализация: способствовать развитию интереса к окружающему миру в процессе разного вида игр. Воспитывать положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботу, нежность, щедрость, гостеприимство).

Чтение художественной литературы: способствовать формированию целостной картины мира на основе литературного материала; приобщать к словесному искусству, упражняя в слушании стихов, потешек.

Безопасность: формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Музыка: приобщать детей к музыкальному искусству. Повышать эмоциональный настрой во время занятия благодаря музыкальному сопровождению. Воспитывать желание слушать музыку.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, музыка.

Предполагаемый результат: у детей развиваются патриотические чувства, воспитывается любовь к русскому фольклору; формируются первоначальные знания и представления о самоваре, чайной заварке, об организации и проведении чаепития.

Совершенствуются коммуникативные навыки детей, развиваются все компоненты устной речи.

Дети приобщаются к музыкальному и литературному творчеству.

Развивается зрительное внимание, логическое мышление, умение решать несложные проблемные ситуации.

Виды деятельности: познавательная, музыкально-художественная; коммуникативная, двигательная, игровая.

Формы организации совместной деятельности: беседа; организация физминутки, исследовательская работа, танец под музыку.

Предварительная работа: чтение стихотворения К. Чуковского «Муха Цокотуха»; стихов, потешек, пословиц о чайной посуде, о самоваре; рассматривание иллюстраций; рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением чайной посуды; игры с игрушками; с/р игра «Семья». Продуктивная деятельность: лепка, рисование, раскрашивание чайной посуды.

Словарная работа: маленький-мелкий, большой-крупный, заварочный чайник, кипяток, увеличительное стекло (лупа, заварка, ароматный, «пыхтящий».

Материал к НОД: стол, накрытый скатертью, чашки, блюдца, столик с салфеткой под гжель, самовар, чайник для заварки, баночка с заваркой, чайная ложечка костюм «самовар», корзиночка с конфетами, печеньем, термос с горячей водой. Русский сарафан для воспитателя. «Чудесный» мешочек. Магнитофон и аудиозапись с песней «К нам гости пришли», «Самовар пых-пых».

ХОД НОД:

1 Вступительная часть

Звучит песня «К нам гости пришли»(минусовка)

В: Дверь открою - стану звать,

Деток в группу приглашать!

Где вы детки? Заходите!

Дети заходят в группу

В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, вы их все, конечно, знаете. Это воспитатели нашего детсада, поздоровайтесь с ними.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения у самовара»

Вы пришли сегодня такие нарядные (похвалить наряды детей). Посмотрите вокруг, сегодня не только вы нарядились, но и группа у нас нарядная. На стенах шарики. На столе лежит скатерть, стены украшены цветами, на полочке стоит красивая посуда. (Дети рассматривают группу). Отчего же сегодня все какое-то необычное? Сегодня у нашей Полины день рождения! А где же Поля, вы не видели её? Надо поздравить её с днем рождения. Давайте позовем её. (Дети зовут девочку. Она входит в группу).

Вот и наша именинница, поздравим её. (Дети хлопают в ладоши, обнимают Полину).

В: Три годика тебе

Исполнилось, малышка,

Поздравляют с праздником

Девчонки и мальчишки!

Будь счастливой, девочка,

И расти здоровой,

Оставайся доброй,

Озорной, веселой.

2. Беседа о самоваре

Дети садятся на банкетки.

В: Ребята, сегодня мы празднуем день рождения у Полины, а не так давно был день рождения у Тани и Ани. У каждого человека бывает такой день. В этот день в семье его все поздравляют, дарят подарки.

- Поля, кто тебя сегодня поздравил? Что подарили? (Ответы девочки)

- Вот и мы сегодня поздравили Полю, потому что мы тоже маленькая семья – семья детского сада! Когда на день рождения в дом приходят гости их, по обычаю, угощают чем-то вкусным и поят чаем. Ребята, когда мы кушаем печенье, конфеты, чем мы их запиваем? (Чаем)

- Скажите, в чем мы греем воду для чая? (Ответы детей: в чайнике.)

Чайник есть в каждом доме. А вот самовар, в котором тоже греют воду, нет. Давайте поговорим о самоваре. Вспомните стихотворение «Муха Цокотуха» (Воспитатель показывает иллюстрацию в книжке и читает строки из стихотворения, дети повторяют отдельные слова)

Муха, Муха - Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

"Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!"

Ставится столик, на нем салфетка и самовар.

В: рассмотрим самовар

У самовара есть крышка, чтобы налить воду, надо снять крышку

Посмотрите, вот сюда наливают воду (снимает крышку с самовара). Помоги мне налить воду (ребенок подходит и наливает в самовар воду из ведерка).

Дыхательная гимнастика

В: Когда вода в самоваре кипит, идет пар, и кажется, что самовар дышит. Давайте покажем, как самовар дышит: носиком набираем воздух, через рот выпускаем.

Воду из самовара, так же как и из чайника, детям нельзя наливать самим, так как она горячая – кипяток, можно обжечься.

- Говорят, что у самовара руки в боки. Руки - это ручки у самовара. Покажите, как это –руки в боки. За ручки берут самовар, чтобы его переставить.

- Еще есть ножки (показать их)

- А вот это кран, зачем самовару кран? (Ответы детей)

- Правильно, чтобы воду из самовара в чашку налить, нужно открыть кран. (Дать детям открыть кран, налить воду в кружку).

Самовар - птица-жар!

Кран открывается-

Вода наливается!

Физкультминутка

Вот еще одно стихотворение о самоваре. Я вам его расскажу, а вы будете повторять за мной движения.

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, самовар в руках несу, прибауточки пою.

(дети идут друг за другом, руки на поясе. Останавливаются, поворачиваются в круг.)

-Ой, чай, крепкий чай

(держатся ладонями за щечки, кивают головами влево и вправо)

-Пейте чай – чаечек

(показывают руками влево и вправо)

-Чтобы радость приносил (хлопают в ладоши)

-Каждый день денечек (руки вверх)

3 Исследовательская деятельность

А теперь я приглашаю вас сесть за стол (Дети садятся за стол, накрытый скатертью, перед каждым - тарелочка)

Воспитатель показывает кружечку, в которую налили воду из самовара.

- Посмотрим еще раз на эту кружечку. Это чай? (ответы детей)

- Да, это не чай. Это вода, она прозрачная, ничем не пахнет. А что же нам делать, как быть? Мы ведь хотели попить чай. Для этого надо в воду налить заварку.

В. показывает коробочку с чаем, раскрывает ее, высыпает чай на блюдце детям. Сначала мелкий. Предлагает детям помять его. Отмечают, что он твердый, сухой, маленький –мелкий (Повтор слова мелкий).

Затем в тарелки насыпает крупный чай. Дети отмечают, что он твердый, сухой, большой – крупный (Повтор слова крупный)

Рассматривание заварки через волшебные стекла (раздать детям увеличит. стекла.)

В: чтобы получить заварку, надо чай заварить. Для этого есть специальный чайник, он так и называется – заварочный (просит детей повторить). Такой чайник есть и у нас. Воспитатель, снимает крышку чайника, говорит, что в него надо насыпать три ложечки чая. Просит детей насыпать чай и посчитать: один, два, три (ответы детей). Мы насыпали чай.

В: А что теперь надо сделать, чтобы получилась заварка?

Если дети затрудняются или отвечают неправильно, подсказывает, что нужно налить горячей воды. И не просто горячей, а кипятку. Педагог, налив кипяток (из термоса) в чайник для заварки, накрывает его, объясняя детям, что делать это нужно аккуратно, чтобы не обжечься. А кипятком нужно залить для того, чтобы чаинки заварились, разбухли и заварка стала ароматной. После этого накрыть салфеткой, чтобы он хорошенько заварился.

-Чай заварится, добавим заварку в воду и будем пить чай.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

В: еще в заварочный чайник можно добавить сушеные листочки ягод и цветов, фрукты, чтобы чай стал душистым, ароматным (повтор слов - душистый, ароматный)

Воспитатель достает волшебный мешочек в нем коробочки с листьями смородины, с душицей (обращает внимание на то, что это травы, растения, которые растут в наших садах, на полянах). Показывает лимон. Все дает детям понюхать, потрогать)

В: итак, чай бывает крупный и мелкий. А еще чай бывает с добавлением сушеных листочков и фруктов.

4. Сюрпризный момент

Раздается стук в дверь

В: Кто это стучится? Пойдемте, посмотрим.

Дети встают из-за стола и подходят к двери.

Входит воспитатель в костюме «самовар» и девочка. Здороваются с детьми и взрослыми.

Самовар: Здравствуйте, дети и взрослые. Я - веселый самовар, а это Юля, сестра Полины. Она мне рассказала, что у Поли сегодня день рожденья, и вы будете пить чай с печеньем. А Юля как раз выучила песенку о чаепитии. Хотите ее послушать?

Юля поет песню о чаепитии. Дети хлопают в ладоши.

Самовар: девочки и мальчики, вам понравилась Юлина песенка? А танцевать вы умеете? Я приглашаю вас танцевать.

Дети исполняют танец под песню «Самовар пых-пых»

Самовар: Какие вы молодцы. Как у вас здесь интересно!

В: Ребята, а вам было сегодня весело? Не скучали? Молодцы! Сегодня мы не только поздравили Полю с днем рождения, но и узнали новое о самоваре, посмотрели, как надо заваривать чай.

Давайте скажем Самовару и Юле спасибо за то, что приготовили музыкальный подарок. Мы с вами тоже подарим Полине подарок – рисунок, на котором отпечатаны руки всех детей из группы. А еще угостим наших гостей конфетами: Кушайте на здоровье!

Дети угощают взрослых, в это время звучит песня «К нам гости пришли».

В: А теперь попрощайтесь с гостями и пойдемте мыть руки, чай заварился, нас ждет чаепитие!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебница вода» Цель: развитие у детей способности наблюдать, знакомство с механизмом возникновения цвета. Задачи: 1. Расширять знания детей о свойствах.

Итоговая непосредственно организованная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «На день рождения к Мишке» Программное содержание: Обучающие: Совершенствовать навыки образования относительных прилагательных. Закреплять знания детей о транспорте,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «День знаний» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему "День знаний". Интеграция образовательных областей:.

Конспект открытого просмотра по ознакомлению с окружающим в младшей группе «День рождения рябины» Цель: Расширять и уточнять знания детей о рябине, ее роли в жизни человека и в природе. Учить отражать результаты наблюдений в речи, обогащать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» Задачи: 1. Закрепить понятие «зимующие» птицы; 2. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; употреблять притяжательные прилагательные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «День космонавтики в детском саду» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема: «День космонавтики в детском саду» Цели: Познакомить детей с.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «День защитника Отечества» Программное содержание: 1. Познакомить детей с государственным праздником Днем защитника Отечества; 2. Формировать понятия военный, воздушный,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Женские профессии» Цель: обобщение и систематизация знаний детей о различных профессиях, их отличиях, важности каждой профессии для людей. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Времена года» Цель закрепить основные признаки всех времен года Задачи: обучающие учить детей различать признаки времен года соотносить каждое время года.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Домашние животные» Домашние животные Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Уметь видеть и называть характерные особенности внешнего вида. Обогащать.

Библиотека изображений:
  • День рождения
  • День рождения
  • День рождения
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения у самовара»
Опубликовано: 9 марта 2018 в 15:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Конспект занятия по физической культуре «История скакалки» для детей средней группы
Конспект по физической культуре "История скакалки" для детей средней группы МБДОУ детский сад "Березка" филиал детский сад "Солнечный Зайчик" Провела...
Фотоотчет о подготовке к Дню матери в младшей группе
В нашей группе прошла беседа на тему «День матери» Цель: Воспитывать у детей уважение и заботу и любовь к своей маме. День матери это праздник особый,...
Мастер-класс «Новогодний сапожок» из цветной бумаги в технике «оригами»
Дорогие друзья, доброе время суток! Сегодня изготовим поделку "Новогодний сапожок" из цветной односторонней бумаги с использованием техники "оригами"....