Галина Паничкина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Беседа о календаре»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: углублять и систематизировать знания детей о календаре; совершенствовать практические умения пользования календарем; закреплять интерес к астрономии, развивать любознательность; познакомить с разными видами календарей.
Словарная работа: фенология.
Оборудование: схема вращения Земли вокруг Солнца, календарь отрывной, настенный, персонаж Незнайка.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи „Беседа о календаре“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: разговор о сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», работа с отрывным календарем, знакомство с разными календарями : перекидной, настольный, отрывной, настенный.
Ход занятия.
Загадка о календаре : Под новый год пришел он в дом
Румяным толстым толстяком,
Нос каждым днем терял он вес,
И, наконец, совсем исчез.
- Как вы думаете, что это? (календарь).
- Объясните, пожалуйста, слова «с каждым днем терял он вес».
- А наш календарь тоже исчез? (нет, он похудел).
- Да совсем стал худой, тонкий.
- Дети, что с ним случилось? (каждый день отрываем по одному листочку).
- Сколько же осталось в нем листочков? (мало).
- Кому интересно, потом посчитаете, сколько дней осталось.
- Дети, а теперь обратимся к другому календарю. Посмотрите, все ли кармашки с картинками заполнены? (нет).
- Сколько пустых? (один).
- Что это за кармашек? (декабрь).
- А когда он заполнится? (когда закончится декабрь).
- И что же произойдет? (закончится год и наступит новый год).
- Сколько же времени мы заполняем эти кармашки? (12 месяцев)
Физкультминутка игра «Земля и Солнце».
Дети образуют круг, плотно прижавшись друг к другу, взявшись за руки, поднимают их вверх – это Солнце. По команде воспитателя – «Земля» - вращаясь вокруг себя, совершают круг вокруг Солнца.
- За какой промежуток времени Земля совершает один оборот вокруг Солнца? (один год).
- Кто может показать на схеме, где сейчас находится Земля по отношению к Солнцу?
- А где будет находится Земля, когда наступит весна?. лето?. осень?
- Так какой же путь Земли назвали годом? (когда Земля сделает один оборот вокруг Солнца).
- Иди, Лена, покажи, когда же пройдет один год, если сейчас Земля вот здесь? (на схеме зима).
- А если вот здесь? (на схеме весна).
Так год стал единицей отсчета больших отрезков времени.
- Сколько же в году месяцев? (12).
- Дети, а какие еще единицы времени есть у нас в календаре? (дни, недели, месяцы).
- Иди, Рома, покажи неделю.
- Сколько дней в неделе?
- А когда же кончится неделя, если она началась в среду? (тоже в среду).
- Кто же это докажет? (доказывают).
Незнайка просит помочь ему. Дети подходят к незнайке.
Незнайка: Я собираюсь в гости поехать в пятницу на неделю. Приеду я в пятницу, а когда мне уезжать обратно?
Дети: Тоже в пятницу!
Незнайка: Как в пятницу? В пятницу приеду и в пятницу уеду. Я не успею погостить.
Дети: В пятницу, но только через неделю.
Незнайка: Не понял.
Дети объясняют: От одной пятницы до другой пройдет семь дней – неделя.
Незнайка благодарит детей.
Этот календарь называется солнечным. А есть еще другие календари.
Издавна люди наблюдали за Луной и придумали лунный календарь – он состоит из двенадцати лунных месяцев. Но есть еще один календарь, в нем даются приметы. Его ведут люди такой профессии, как фенологи. Наука фенология о сезонных явлениях в живой и неживой природе, например: отлет птиц, цветение определенных растений и т. п. Фенологи наблюдают, замечают, записывают разные приметы и по этим приметам ведут календарь. Но об этом поговорим в следующий раз.
- А сейчас я вам скажу (чудо). – У каждого есть свой календарь!
- Что это? Как это?
(от дня рождения, до дня рождения; от сентября, до сентября – школьный календарь)
- Так кому же нужен календарь?
- Какие науки помогли в создании календаря? (астрономия, математика).
- Что подсказала астрономия? (как Земля вращается вокруг Солнца).
-Что подсказала математика? (подсчитала, что одинаковое время проходит день и ночь, день и ночь – сутки).