Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Весна»

оксана высоких
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Весна»

Цели и задачи:

• уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

- формировать навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными;

- развивать связную речь; побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи „Весна“» размещена в разделах

Оздоровительные приемы:

-развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джок терапия.

Оборудование: ТСО презентация, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: мяч, солнышко, звуковые символы, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание упражнения «Клен».

Ход занятия.

I. Организационный момент:

Воспитатель: к нам сегодня пришел «волшебник», который умеет дарить тепло и ласку. Послушайте и догадайтесь:

Утром ранним,

Кто-то странный,

Заглянул ко мне в окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно. (на экране появляется солнышко)

Это солнце заглянуло.

Будто руку протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной!

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

В: давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)

Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)

Здравствуй все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)

В: А вот о чём мы будем говорить на сегодня вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник зацветет.

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла.

( дети договаривают хором: весна).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

В: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова.

Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой. Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

Дети просят весну принести : хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д. 9Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

В: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времё н года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, полным ответом: Это весна, потому что тает снег,. с крыш капают сосульки,. и т. д.).

В: Молодцы, вы правильно подобрали слова. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Времена года» - я буду бросать вам мяч и называть признаки, а вы называете время года.

В: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение ласковыми лучами солнышка.

1. (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.

Еще иногда идет снег. - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

- Какое весной солнышко? (дети подбирают признаки)

2. Упражнение на дыхание

Скажите, а какое весной небо? (дети подбирают признаки). Предлагаю подуть на облака, выполнить упражнение на дыхание:

Я подую высоко, (дуют поднявшись на носочки)

Я подую низко. (приседают на корточки)

Я подую далеко, (наклоняются вперед)

Я подую близко. (дуют на себя)

(выставляется картинка неба)

3. В: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку.

(Логопед приглашает детей пройти на ковер, просит лечь на спину, руки вдоль туловища и закрыть глаза).

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь.

(Пока у детей закрыты глаза, на экране появляется картинка, на ней изображена весенняя поляна.

Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась. Посмотрите, здесь уже тает снег, появились проталинки.

В: Что еще вы видите? (деревья).

В: Вот клен предлагает вам поиграть

4. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие)

В: Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

- Не только листья распускаются на деревьях, но и раскрываются первоцветы. Какие первоцветы вы видите?

Дети: Подснежники, крокусы, мать – и – мачеха, и т. д.

Я предлагаю вам сделать дых. упражнение, которое называется «Цветочек».

Дыхательное упражнение «Цветочек»

Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

В: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, назовите их. Посмотрите, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(воспитатель обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Катать шарик по ладони вперед- назад.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый. и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

(включается музыка «Голоса птиц»)

В: Ребята, вы слышите? Мы на полянке не одни. Кто это? Как вы думаете, почему они поют так весело и звонко? А какие птицы прилетают к нам весной?

Предлагаю провести артикуляционную гимнастику «Птички»

Выглянуло солнышко – Улыбка

Прилетела стая птичек, села на дорожку – Лопатка

Почистить перышки – Чистим верхние и нижние зубки

Почистить клювики – Улыбка-Трубочка

Стали птички перелетать с веточки на веточку – Качели

Строят гнездышки – Блинчик

Скоро появятся в гнездышках птенчики.

(на экране появляется план – схема «Составление описательного рассказа о весне (в картинках).

В: Посмотрите, на картинки. Весна предлагает составить о ней рассказ. Я начну рассказ о весне, а вы продолжите.

Пришла весна. (дети продолжаю составлять рассказ по цепочке полными предложениями).

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Сейчас я проверю как вы запомнили то, о чем мы разговаривали на занятии.

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

В: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

( Воспитатель: просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход

В: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (воспитатель раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха и т. д. Дети их раскрашивают).

Публикации по теме:

Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.

Перспективное тематическое планирование по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Перспективное тематическое планирование по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Дружба крепкая» сентябрь НОД.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Весна»
Опубликовано: 26 марта 2015 в 16:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД