Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мой край»

Наталья Давидовская
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мой край»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «МОЙ КРАЙ» (старший возраст)

Цель: Прививать любовь к родному краю, устному народному творчеству, воспитывать бережное отношение к природе, формировать экологическую культуру; развивать творчество, коммуникативные умения, умения отгадывать загадки, музыкальный слух.

Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок, легенд о родном крае, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Мой край“» размещена в разделах

Оборудование: макет Бакала, загадки о животных, игрушки животных, камень байкальский, вода байкальская, песни о Байкале, песня «Весёлые друзья».

Ход деятельности:

- Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. На чём можно путешествовать? (ответы детей)

- Правильно, а нам с вами удобно будет на поезде по нашим родным местам. Цепляйтесь друг за друга, поехали.

(включить песню «Весёлые друзья», приезжаем к макету «Байкал»)

- Куда мы с вами приехали? Что это? (ответы детей)

- Да, это макет озера Байкал. Послушайте стихотворение М. Сергеева «А что это такое?»

А что это такое? Такое голубое

Холодное, как льдина,

Прозрачно, как стекло?

Быть может это небо за сосны зацепилось,

По скалам прокатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать на скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое? Всё время вне покоя,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал!

- Да мы живём возле могучего, красивого озера Байкал.

- А я хочу рассказать вам легенду о происхождение Байкала

Легенды говорят, что Байкал – это озеро, большинство называют его морем. Буряты называют его «Байгал». По преданию бурят, земля содрогнулась, образовалась трещина и в ней запылал огонь, сжигающий все вокруг. Тогда люди стали просить бурханов остановить бедствие, но небо не вняло их мольбам. Тогда они стали просить «Бай, гал!» («Огонь, остановись!»). Огонь, услышав эти слова, стал затихать. На месте где он пылал, образовался большой провал, который наполнился водой. С тех пор этот водоем стали называть Байгал.

Байгал-Далай (Байкал-море) может быть добрым, щедрым, а так же злым, жестоким, безжалостно губящим людей. По рассказам бурят в море живет хозяйка Байкала Ехэ Тоодэй. У нее 226 сыновей и одна дочь Ангара. Хозяйка Байкала – могущественная мать богиня, любящая почтительное отношение к себе.

- Ребята, а название «Ангара» вам о чём-нибудь говорит?

- Это река, которая вытекает из Байкала… И наш город Братск стоит на этой реке Ангаре.

- Расскажите, что вы знаете о Байкале?

- Это прекрасное и неповторимое озеро! На Байкале можно подышать его чистым воздухом, попить чистой байкальской воды, полюбоваться красотой природы. Это озеро самое большое, самое глубокое на Земле, самое древнее по происхождению.

- А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое.

- Молодцы ребята, и Байкал нам приготовил сюрприз, но сначала надо найти байкальский камушек у нас в группе.

Игра «Жарко – холодно»

- Ребята, вот байкальский камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале, то, что относится к Байкалу.

(Проводится игра с камешком «Цепочка слов».

Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу. (Омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник)

- Какие же вы молодцы! Байкалу понравилась наша игра. А вот и обещанный сюрприз.

(достать «волшебный» мешочек, в котором игрушки зверей, загадки)

- Смотрите! Здесь игрушки.

- Ребята, а что же нам нужно сделать с этими игрушками? Как вы думаете?

- У нас есть маленький макет озера Байкал, но на нём никто не живёт. Давайте поселим туда наши игрушки, которые нам подарил Байкал.

- Но сначала давайте подумаем, что обозначает синий цвет на макете?

- Правильно, синий цвет – это вода.

- Каких водных обитателей вы знаете? (ответы детей)

- А зелёный – это… лес.

- А коричневым цветом что обозначено? (ответы детей)

- Какие животные живут в лесу, на земле? (ответы детей)

- А каких животных мы поселим на макете Байкала? Давайте узнаем этих животных отгадывая загадки.

- Нужно внимательно послушать загадку, отгадать. Найти нужное животное-игрушку и заселить его на макете. Кто первым правильно назовёт животное из загадки, тот и будет заселять его на наш макет. Но расселить зверей нужно, уточняя где они обитают. Например: медведь-тайга, водные обитатели - вода и так далее.

- Приготовьтесь слушать!

В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут – начнут нырять,

шубки белые менять.

Если очень повезёт –

лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка, сами! (Нерпа)

- Нерпа водный обитатель. Куда её надо заселить? (в озеро)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Рыжая, изящная,

Есть и черно-бурая.

Пышный хвост. Нестрашная,

С хищной всё ж натурою.

(Лиса)

Зимой – бел.

Летом – сер.

Характером – несмел.

(заяц)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

(белка)

Оленям брат. Рога – лопаты.

Сам очень крупный. Нос горбатый.

Хоть вид суровый, но не хмурый.

Окрас же шерсти - тёмно-бурый.

(Лось)

Хвост веслом! Пловец отменный!

Да и мех имеет ценный,

Строит «хатки» и плотины

Из ветвей, камней и тины.

(Бобр)

Кто в лесу деревья лечит:

Постучит – им сразу легче?

(Дятел)

Под водой всегда молчит,

Почему не говорит?

Дышит жабрами она,

Нипочем ей глубина.

Чешуей своей блестит,

Воду лихо бороздит.

Кто, скажи, она такая,

И речная, и морская?

(Рыба)

- Молодцы! Заселили всех нужных животных.

- Ну, вот сюрпризы от дедушки Байкала закончились, давайте скажем ему спасибо, а нам с вами пора возвращаться. Цепляйтесь друг за друга, поехали.

- Вот мы и вернулись назад в детский сад.

- Скажите, что мы с вами сегодня делали? Что вам запомнилось?

- И на последок я хочу прочитать вам ещё одно стихотворение.

Нужен Байкал тебе и мне,

Нужен чистый воздух на заре,

Птичий гомон, и синева рек,

Солнце, дождик и белый снег.

Давайте будем его беречь,

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой,

Наш добрый батюшка, Байкал дорогой.

- Ой, смотрите-ка Байкал нам ещё подарил свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

(включить песню про Байкал)

Публикации по теме:

Готовимся к зиме. Кормушки для птицГотовимся к зиме. Кормушки для птиц В нашем саду проходил конкурс на лучшую кормушку!Родители совместно с детьми изготовили кормушки и развесили на участок нашего детского.

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.

Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мой край»
Опубликовано: 5 января 2015 в 07:02
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД