Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое одежды»

Анна Михайлова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое одежды»

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое одежды»

Цель: Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.

Задачи:

1. Дать детям представление о происхождении одежды

2. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

3. Воспитывать бережное отношение к одежде

4. Учить устанавливать отношение между материалом (бумага и ткань)

5. Развивать восприятие, зрительную и тактильную память.

Демонстрационный материал:

1. Куклы в одежде из листьев, шкур, льняной рубашке, в пышном бальном платье, в современной одежде.

2. Опыт «бумага и ткань»

3. Картинки льна и хлопка.

Предварительная работа:

1. Изготовление одежды для кукол

2. Рассматривание иллюстраций людей в одеждах разного времени

3. Проведение познавательных занятий об одежде, о профессии «швея».

4. Разучивание стихотворения «Портниха» Г. Ладонщиков.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель: Дети, сегодня мы узнаем много интересного

А для начала мы поиграем. Слушайте меня внимательно.

Игра на слуховое внимание.

- Сейчас на своё место сядет тот, на ком надета жёлтая футболка и чёрные шорты (садятся дети в жёлтых футболках и чёрных шортах).

- Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья).

- А теперь садитесь все остальные.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (корзина) Эта корзина не простая, в ней находятся волшебные предметы, хотите узнать, что это за предметы? (да).Тогда отгадайте е загадки:

Инструмент бывалый —

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт. (ножницы)

Нитку за собой ведет,

Вышивает, платья шьёт,

Очень остренька и колка.

Угадали что? - (иголка)

Безделица в петлю попала.

(Пуговица)

(Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы). А как вы думаете, что между ними общего?

Воспитатель. Молодцы! Благодаря этим предметам мы может шить одежду. Вы знаете, как люди научились шить одежду? Я знаю. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, где узнаем, как именно люди научились шить одежду. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот кого я коснусь рукой тот же час окажется в прошлом.

Вокруг вас я обойду, в путешествие возьму.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Посмотрите, вот мы и очутились с вами в путешествии, далеко от детского сада. Занимайте удобные места и слушайте.

Показ картинок древних людях с комментариями воспитателя.

- Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Нот растениями можно не только любоваться. А что можно сделать из листьев?

Дети по очереди называют, что можно сделать из листьев.

Воспитатель:

- можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку - и прикрыться от дождя и вера. (Показывает куклу, одетую в юбку из листьев).

Воспитатель. Хорошо придумано? Но скажите, зимой можно ходить в такой одежде?

Дети. Нет.

Воспитатель. А почему нельзя зимой находиться на улице, в одежде из листьев?

Дети.

- потому что зимой холодно,

- мы замерзнем,

- нам будет холодно, и мы будем болеть.

Воспитатель. Правильно, ребята. Листья – ненадежная защита. Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо - подумал человек. Так появилась одежда из шкур животных. (демонстрирует куклу в одежде из шкуры животных)

Какие вы знаете вещи, сделанные из шкур животных?

Дети.

- шапка из шкурки зайца, шапка из шкурки лисы, шуба из кролика.

Воспитатель. Эта одежда удобнее одежды из листьев?

Дети. - Да.

Воспитатель. Почему?

Дети. - В ней не холодно зимой.

Воспитатель. А летом?

Дети.

- летом в шкуре жарко,

- она тяжелая,

- она плохо держится на теле.

Воспитатель. Молодцы. Зетам, люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные,то заметили: растет в поле трава-лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Такой тканью люди обматывали себя. А чтобы ткань не падала мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи. (Воспитатель показывает куклу в рубахе.) мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой.

Стали появляться разные виды тканей шерстяная, льняная, хлопчатая и другие

Давайте посмотрим какая ткань на ощупь?

Как вы думаете, к какому миру относится одежда из ткани?Дети: К рукотворному миру.

Воспитатель: Правильно, потому что ткань сделана руками человека. Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать её, появилась разная одежда.

Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Банты, кружевные воротники, пышные юбки. Нарядная одежда подчёркивала достоинство человека, его красоту. (Дети рассматривают куклу в пышном бальном платье).

Дети рассказывают разученное заранее стихотворение

Портниха

Лена куклу нарядила:

Платье новое ей сшила,

На подол и рукава

Пристегнула кружева.

Куклу хвалят все игрушки:

"До чего ж красив наряд!"

Лену хвалят все подружки.

"Вот портниха!" - говорят.

Г. Ладонщиков

Воспитатель: Постепенно люди пришли к одежде, которую мы носим с вами. У современного человека очень много одежды. Человек ходит на работу, носит дома, надевает на праздники. В разных случаях ему нужна разная одежда.

Чтобы сшить одежду люди затрачивают много труда. Поэтому к одежде нужно относиться бережно, тогда она будет вам служить долго, и вы всегда будете красивыми.

Ребята, вы поняли, как люди научились шить одежду? (Да)

Игра «Ровным кругом.» (физ. минутка)

Воспитатель. - Ребята, скажите с помощью каких инструментов делают одежду?

Дети.

- с помощью нитки,

- с помощью иголки,

- ножниц,

- пуговиц и украшений.

Воспитатель. - А сейчас мы с вами встанем в круг и представим, что мы шьём платье. Я буду показывать, а вы повторяйте за мной.

Воспитатель и дети образуют круг и идут произнося:

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг, стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так…

Воспитатель показывает действия (вдеваем нитку в иголку,

Режем ножницами, шьём, пришиваем пуговицу., а дети повторяют и называют его действие.

- Вот молодцы, ребята! Красивое платье мы с вами сшили.

Опыт сравним бумагу и ткань

восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии («Как разговаривают ткань и бумага»)

Воспитатель: Ребята, оказывается, ткань и бумага умеют «разговаривать». Вы слышали, какие звуки они издают? (да, нет). Сейчас мы с вами послушаем их разговор! Возьмите бумагу и сомните её. Вы услышали звуки при смятии бумаги? Какой звук услышал Ваня? А Катя? (бумага громко шуршит, бумага издаёт шум, громкий звук). А теперь сомните ткань. Какой звук услышали? (звуков не услышали, ткань не шуршит, звуков не издаёт).

определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется

Воспитатель: А теперь попробуйте ещё раз смять бумагу и ткань. Что легче мнётся бумага или ткань? (бумага помялась, а ткань – нет, бумага мнётся легче, а ткань не мнётся). А теперь расправьте бумагу и ткань. Что вы заметили? Одинаково ли разгладились ткань и бумага? (Ткань расправилась, разгладилась, на ней не видно следов смятия, осталась гладкой, не помятой; а бумага осталась мятая, до конца не расправилась, трудно её расправить, она не разглаживается).

определение прочности бумаги и ткани

Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать бумагу. Разорвите бумагу. Что получилось? (бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги. А теперь попробуйте разорвать ткань (ткань - не рвётся). Какая ткань? (прочная, крепкая). А бумага? (не прочная, легко рвётся). Бумага рвётся легко, а ткань – с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать). Поэтому всякую одежду шьют из ткани. А если всё- таки надо разрезать бумагу или ткань, чем можно это сделать? (Ножницами). А чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (иголку с ниткой). Вот как много вы знаете теперь о бумаге и о ткани!

Воспитатель. - Молодцы, ребята, вот и заканчивается наше путешествие в прошлое одежды, и пора нам возвращаться в детский сад. Приглашаю вас в круг, закрываем глаза.

Вокруг вас я обойду, в садик вас верну.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Подведение итога.

Воспитатель:

- Скажите мне, куда мы с вами путешествовали? прошлое одежды).

- Что нового вы узнали пока были в путешествии?

- Из чего раньше делали одежду?

- Каким инструментами пользовались для изготовления одежды?

Воспитатель. -Правильно, молодцы, ребятки. Вы все очень хорошо работали, отвечали на вопросы. А на следующем занятии по рисованию, мы с вами будем рисовать узоры для платьев. Вы дома подумайте и придумайте узоры для красивых и нарядных платьев.

Самоанализ занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое одежды». Средняя группа.

Цель: Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.

Задачи: - Дать детям представление о происхождении одежды

- Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

- Воспитывать бережное отношение к одежде

- Учить устанавливать отношение между материалом (бумага и ткань)

- Развивать восприятие, зрительную и тактильную память.

При планировании занятия мною учитывались возрастные особенности детей, их творческие способности, уровень двигательной активности. Знания опыт, полученные на предшествующих занятиях.

Содержание занятия насыщено различными игровыми методами и приемами, достаточной двигательной активностью детей. В занятие включены беседа, перемещение по комнате, физкульт. минутка, сюрпризные моменты (корзинка с инструментами для шитья одежды, загадывание загадок, подвижные игры (игра на слуховое внимание и игра «ровным кругом», наглядный материал (демонстрация кукол в одежде из листьев; из шкур животных; льняная рубашка; пышное, бальное платье; в современной одежде). На занятии обращала внимание на дифференцированный подход к детям, старалась активизировать всех детей.

В течении всего занятия у детей был повышенный интерес, и высокая активность. Дети искренне удивлялись сюрпризным моментам, с удовольствием участвовали в опыте, был подведен итог учебной деятельности, дети хорошо отвечали на заданные вопросы. Отсюда вывод, что дети хорошо усвоили материал.

Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста –20 минут.

Проведенное в игровой форме занятие, вызвало интерес, который присутствовал до конца занятия. Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое иголки» (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в прошлое иголки» Задачи: дать представление об истории иглы, познакомить с процессом её преобразования человеком. Объяснить.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада «Путешествие в прошлое одежды» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Путешествие в прошлое одежды. Программное содержание. Знакомить.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое одежды»
Опубликовано: 6 мая 2015 в 16:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Фотоотчёт о создании коллективной аппликации-коллажа «Мой любимый Бузулук» детьми...
Цель: Закреплять знания старших дошкольников о родном городе. Совершенствовать навыки изображения города с помощью материалов сделанных своими руками в...
Детский мастер класс по изготовлению открытки для мамы «Тюльпаны»
Детский мастер класс по изготовлению открытки для мамы «Тюльпаны» . Цель: Учить делать поздравительные открытки для мамы в день 8 марта. Задачи: Учить...
К Всемирному Дню чтения вслух. Опыт приобщения детей к чтению
Попова Валентина Мой опыт приобщения детей к чтению к Всемирному дню чтения вслух Я очень люблю читать! Чтение - один из способов активного познания мира...