Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы

Людмила Кикина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с русской и мордовской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек.

- формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности;

- формировать представление о России, как о многонациональной стране;

- расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения;

- продолжать знакомить с предметным содержанием окружающего рукотворного мира (наименование, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов);

- продолжить расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „В гости к матрешкам“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах

Развивающие:

- развивать интерес детей, любознательность, воображение, творческую активность, зрительную память;

- развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов- определений;

- развивать поэтический слух, умение чувствовать богатство литературного языка;

- развивать игровую деятельность детей, двигательную активность, мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; закреплять приемы рисования.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к своей Родине,

- воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;

- формировать устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности;

развивать поэтический слух, умение чувствовать богатство литературного языка;

Интеграция образовательных областей:

ОО «Речевое развитие» - Уточнять названия и назначение игрушек, название предметов народной одежды, элементов народного орнамента. Обучать умению вести диалог с педагогом; учить детей согласовывать прилагательные с существительными; продолжать учить внятно произносить гласные и согласные звуки; развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие; помогать доброжелательно общаться друг с другом.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» - Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Развивать способность творческого воображения при восприятии музыки.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»- Развивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности; воспитывать умение слушать друг друга и воспитателя, совместно действовать во время игр.

ОО «Физическое развитие» - учить выполнять игровые действия, способствовать совершенствованию выполнения детьми основных видов движений. Воспитывать интерес к физическим упражнениям; развивать физические качества, соблюдать правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Предварительная работа:

Разучивание стихотворений песен, считалок, игр, частушек;

Беседа о народных традициях русского и мордовского народа; о мордовских именах девочек и мальчиков;

Рассматривание фотографий с народными игрушками; экскурсия в музей ДОУ, знакомство с куклой в мордовской одежде, матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», Разучивание стихотворений песен, считалок, игр, частушек; слушание песен и народной музыки (Русской и мордовской).

Словарная работа: шумбрат, Вирява, деревянная, расписаны на диво, восьмиконечная звездочка, мордовская рубаха- панар, передник – пулай, головной убор - панго.

Оборудование и материалы:

наборы матрёшек : в русском и мордовском костюмах, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, кукла Вирява, кукла в мордовской одежде –Лада, кисти, печатки, гуашевые краски, фонотека «Народная музыка».

Ход НОД:

Воспитатель:

- Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл в гости? Это кукла Лада!

Посмотрите, какая красивая у нее одежда! (воспитатель обращает внимание детей на куклу в мордовской одежде) Здравствуй Лада! (дети здороваются)

- Ребята, Лада мне рассказала, что у неё есть подружки. Отгадайте, что же это за подружки у нашей Ладушки?

Воспитатель загадывает загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка?

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшки. Ребята, Лада очень соскучилась по своим любимым подружкам, и предлагает нам с вами отправиться вместе с ней в гости к матрёшкам. Хотите пойти? Тогда отправляемся в путь.

Путь не близкий будет, не беда

С музыкой нам весело, хорошо всегда.

(под русскую народную музыку дети идут по дорожке)

Останавливаются на полянке, где «стоят деревья», на пеньке сидит кукла в мордовской национальной одежде Вирява)

Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это хозяйка лесов нашего мордовского края. Зовут ее Вирява. Лада говорит ей «Шумбрат». Давайте и мы поздороваемся с ней по- мордовски.

Дети здороваются с ней.

-Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, Вирява не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ей о них?

Дети.

Воспитатель: Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка нравится не только у детям, но и у взрослым.

Воспитатель: - Из чего делают матрёшку?

Ответы детей.

- Из дерева, молодцы! Значит игрушка-матрешка какая?

Ответы детей.

(Дети хором повторяют слово «деревянная»)

Воспитатель: А наши дети знают стихотворения о матрёшках и сейчас они тебе расскажут их:

Дети читают стихи.

1 ребенок. Матрёшка на окошке, в ярком сарафане

И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

2 ребенок. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.

Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

3 ребенок. Они игрушки знатные, складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Воспитатель: Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. До свидания, Вирява. (Дети с куклой Ладой идут под мордовскую музыку дальше, останавливаются на другой полянке)

Воспитатель: А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: одна - в русском, другая – в мордовском сарафанах)

Дети рассказывают о матрешках, их одежде.

Воспитатель: Ребята, это матрёшка в русском сарафане. (показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.

А, это матрёшка – в мордовской одежде. (показ матрешки) По форме она такая же, как и первая матрешка. У нее тоже фартук и сарафан, но украшена одежда по-другому. Основные цвета: белый, алый, черный, жёлтый. Узор на сарафане - восьмиконечная звездочка, сложный головной убор, шейные и нагрудные украшения. (Элементы одежды рассматриваем: головной убор – панго, мордовская рубаха- панар, передник – пулай, бусы в несколько рядов.)

-Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга?

Дети: (по форме, цвету, рисункам на фартуках и сарафанах).

- И у них разные названия. Одна матрёшка - русская, а другая - мордовская.)

-Молодцы! Хоть матрешки и в разных костюмах, но они очень дружные, они никогда не ссорятся. Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём?

-Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать фотографии матрёшек и подарить каждой матрешке свою. (дети собирают фото матрёшек, игра «Разрезные картинки»)

-Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо».

- А мы сейчас с вами покажем, что могут матрешки делать.

Физкультминутка «МАТРЕШКИ”

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)

На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)

Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)

Девчонки озорные - матрёшки расписные, (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)

Вы похожи словно сёстры. (качают головой)

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)

(Дети и кукла Лада под музыку идут дальше и останавливаются на полянке возле домика)

-Посмотрите, дом стоит, кто же в нём живёт? (под музыку «выходят» матрёшки)

-Как дружно нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

Вот мы и пришли к матрешкам,

Ложки деревянные,

Матрешечки - румяные.

-Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке, садятся, рассматривают их, рассказывают какая у них одежда)

- А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек.

-Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойдите и соберите матрёшек в русской одежде, а другие дети соберут матрешек в мордовской одежде. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки)

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А, которая осталась -

Больше всех перепугалась.

-Молодцы! Нашим матрешкам очень хочется подружиться с другими матрешками. Давайте им подарим подружек-матрешек, сделанных своими руками? Но у них нет ярких сарафанов. Давайте их нарисуем. Дети рассматривают основные элементы мордовского орнамента – галочка, елочка, ромб, крест.

Чем будем расписывать? – подготовленной печаткой и кисточкой.

Вспомним правила рисования: сидеть нужно прямо и удобно; рисовать - аккуратно, кисть держать тремя пальцами, ворс кисти – направлен вниз, в воздухе нарисуем круг, овал, квадрат, маленький кружок, локоть неподвижен, работает только кисть руки, лист неподвижен, рисуем кончиком кисти, печатку держим в левой руке, наносим на нее краску и печатаем узор, не забываем нарисовать матрешке глаза, нос, рот, челку.

А сейчас, мастера,

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело –

Украшай матрешек смело.

(Продуктивная деятельность детей. Звучат народные мелодии) Во время деятельности воспитатель вместе с куклой Ладой рассматривает, подбадривает, хвалит детей, «помогает» при необходимости детям индивидуально.

Вот какие нарядные матрёшки у нас с вами получились.

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение. (Готовые работы вывешиваются на доску декоративными зажимами.)

Вот для вас и подружки готовы!

Мы – мордовские матрешки,

До чего ж мы хороши!

Нас ребята из детсада

Расписали от души!

Анализ детских работ совместно с детьми.

-Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что смогли собрать фото матрёшек, а еще у них с вашей помощью появилось так много подружек у матрешек. Кукла Лада тоже с нами прощается, ей было с нами очень интересно, она увиделась с матрешками, но ей хочется посмотреть наш детский сад, и она отправляется к ребятам в другую группу. Дети говорят «До свидания» матрешкам и кукле Ладе. Дети «возвращаются» в группу.

Рефлексия.

Воспитатель:

-Ребята, что нового вы узнали сегодня?

-Какие новые слова узнали и запомнили?

- Что вам понравилось?

Литература:

1. «От рождения до школы» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., Кондратьева Л. Н., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014;

2. Ольга Дыбина "Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада», 2015;

3. Программа «Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений.

4. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 510с.

5. Караковский В. А. Воспитательная система школы. — М., 2004.

6. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 2011.

7. В. Вихляев. Древняя Мордва. Саранск. Издательский центр ИСИ, 2007 год.

8. Т. Комарова. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Издательство Мозаика-синтез. 2009 год.

9.http://bebygarden.ru/kartoteka-stihov-zagadok-pesenok-i-poteshek-o-matreshkah/ © bebygarden.ru

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы «Где живут зверята» Цель: 1. Развивать у детей наблюдательность, видеть красоту природы. 2. Воспитывать доброту к окружающим животным. 3. Формировать умение рассматривать.

«Кто у бабушки живет?» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевая». Задачи: 1) Закреплять знания детей о домашних.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осень в гости к нам пришла» «Осень в гости к нам пришла» Задачи. Расширять представления детей об изменениях в живой природе осенью (все листья были зелёные, а теперь.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к лесу» Открытое занятие в подготовительной группе по окружающему миру. Выполнила:Панченко Н. И. Программное содержание: Образовательные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к диким животным» Задачи: 1. Дать представление о диких животных,об их образе жизни,повадках,питании жилищах; 2. Расширить словарь за счет имени существительных.

Конспект итогового комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «В гости к бабушке» Цель: закрепить знания и умения у детей в разделах «животный мир» Закрепить и уточнить знания и представления детей о диких животных, птицах,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы «Домашние животные и их детеныши» «Домашние животные и их детеныши». Интеграция образовательных областей :«Познание», «Коммуникация», «Игра». Цель: Развитие познавательного.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей младшей группы «Заюшкина избушка» Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей младшей группы Цель. Совершенствование умения детей пересказывать.

«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы Тема: «Зимующие птицы». Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред) Задачи: 1. Формировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации для второй младшей группы «В гости к бабушке» Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с видами транспорта. Дать обобщающее слово «транспорт». Ввести в активный словарь детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы
Опубликовано: 9 апреля 2016 в 13:33
+242Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 150.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД