Ирина Репина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия : комбинированное.
Вид занятия : интегрированное.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Программное содержание.
Цель: Развитие познавательного интереса и формирование экологических знаний о зимующих птицах.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Обучающие: расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах, их характерных особенностях, создать условия для узнавания птиц по характерным внешним признакам.
Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, память, интерес к занятию путем использования наглядного материала.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе, птицам.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках; беседа о том, как помогать птицам, чем они питаются; рассматривание зимних пейзажей, иллюстраций с изображением птиц; загадывание загадок; разучивание стихотворений о птицах, о зиме; чтение художественной литературы по теме занятия; рисование птиц.
Материалы и оборудование: сундучок, снежинки с загадками про птиц, картинки с изображением птиц, кормушка, корм для птиц, круги трех цветов большого и маленького размера, разрезные картинки.
Ход занятия.
I.Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте дружно поприветствуем всех.
Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!». Если каждый улыбнется - Утро доброе начнется. Всем доброе утро!
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку: Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла… (Зима) Так какое сейчас время года? (Зима) Ребята, а вам нравится зима? Что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, ледянках, лепить снеговика, играть в снежки) А какая погода бывает зимой? (Холодная, снежная, солнечная, ветренная, морозная)
Физминутка «Пришла зима» : Пришла зима, принесла мороз (потереть кисти рук друг о дружку) Пришла зима, замерзает нос (массируем нос) Снег (пальцы «бегают» в воздухе, сугробы (показать руками сугроб) Гололед (потереть ладошки) Все на улицу вперед! (прыжок вперед) Теплые штаны наденем, (погладить ноги) Шапку, шубу, валенки, (погладить голову, живот, топнуть ногами) Руки в варежках согреем (погладить руки) И завяжем шарфики (погладить шею)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел Мишка.
Мишка: Сколько раз бывал в лесу, но до сих пор не знаю, почему одни птицы куда-то улетают, а другие остаются. Сейчас в лесу холодно, тихо, птицы не поют свои песенки.
Воспитатель: Давайте мы расскажем Мишке, как называются птицы, которые улетают в теплые края с наступлением холодов.
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, легко ли птицам зимой.
Дети: Нет, нелегко им холодно и голодно, снег укрыл землю и они не могут найти себе корм.
Мишка: А почему они не поют свои песенки?
Дети: Многие птицы улетели в теплые края, а те, что остались, корм себе ищут да от холода спасаются.
Мишка: Я принес вам сундучок, в котором лежат снежинки с загадками, чтобы вы помогли мне разобраться, о каких они птицах, но не могу его открыть (Воспитатель предлагает детям произнести слова, чтобы сундучок открылся)
Артикуляционная гимнастика «Сундучок» Сундучок, сундучок – медная задвижка, Покажи нам свой бочок, приоткрой нам крышку.
(После того, как открыли сундучок, воспитатель берет по одной снежинке, загадывает загадки, а дети находят соответствующую птице картинку.)
1. Найдешь ее в своем дворе, она на радость детворе.
Ты обижать ее не смей! Эта птичка… (воробей).
2. Красногрудый, чернокрылый, любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине он появиться опять (снегирь).
3. Спинка зеленовата, животик желтоватый
На голове чёрная шапочка, да ещё полоска шарфика (синица).
4. Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая - известная персона, кто она?. (ворона).
5. Белобокая красотка балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка тащит в гнёздышко… (сорока)
7. По дереву стучу: в нём каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный (дятел).
8. Покрупнее воробья, вам встречаюсь часто я.
Я со стаею летаю, всюду крошки подбираю,
Семечки люблю клевать и с подружкой ворковать (голубь).
Воспитатель: Чем птицы похожи?
Дети: У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.
Воспитатель: Правильно, а сейчас скажите, чем птицы отличаются друг от друга?
Дети: Они отличаются размером, окраской, по разному подают голос.
Воспитатель: Да, им очень тяжело приходится зимой, на улице очень холодно и корма зимой мало. Кто же приходит к ним на помощь?
Дети: Люди.
Воспитатель: Правильно. А в чем заключается наша помощь?
Дети: Люди изготавливают кормушки и подкармливают птиц разным кормом.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите, у меня есть кормушка, а на тарелочках разложен разный корм.
Давайте подумаем и решим, чем можно покормить птиц (На столе тарелочки с хлебными крошками, горохом, просом, семечками подсолнуха, конфетами, медом. Дети говорят, что можно положить в кормушку.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно все сказали, а мед мы отдадим нашему Мишке, ну а конфеты сами съедим. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Птицы на кормушке».
Воспитатель предлагает вниманию детей три больших круга коричневого (воробьи, желтого (синицы) и красного (снегири) цвета. Это кормушки. Дети выбирают себе маленькие кружки красного или коричневого, или желтого цвета - это птички. Под музыку «птички» летают, когда музыка замолкает, «птички» прилетают на свою кормушку.
Воспитатель: Хорошо мы поиграли, а у Мишки еще есть для вас задание. Он когда шел из леса к нам в детский сад, нашел какие-то картинки. Сам не может разобраться, давайте ему поможем. (Дети за столами собирают разрезные картинки)
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня были разные задания и игры. О ком мы разговаривали?
Дети: О зимующих птицах, как им зимой трудно, поэтому люди их подкармливают.
Воспитатель: Ребята, наш разговор о птицах подошел к концу. Думаю, каждый для себя сегодня узнал что-то интересное, а может быть и новое. Я думаю, что наш Мишка будет очень рад, что вы помогли ему разобраться, почему птицы не поют зимой в лесу. А главное то, что теперь вы знаете: птицы - наши друзья, младшие братья, и мы как старшие должны беречь и охранять их. Я знаю, что вы учили стихотворение о птицах, давайте вспомним его.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их, не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Сейчас нам пора на прогулку и там мы посмотрим, прилетали ли на нашу кормушку птицы, покормим и понаблюдаем за ними.