Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Ильменский заповедник. Храм и мастерская»

Шестакова Лариса
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Ильменский заповедник. Храм и мастерская»

Задачи. Познакомить детей с главным богатством Ильменского заповедника - природным музеем минералов: их разнообразием и великолепием. Дать интересные сведения из истории камней.

Учить ориентироваться по карте и компасу.

Вызвать интерес к созданию образа каменного грота с помощью модулей.

Активизировать внимание, речь, развивать логическое мышление.

Материал и оборудование: карта Ильменского заповедника, компас. сундучок с уральскими самоцветами, фотографии и картинки Ильменского заповедника, модули, канат, доска, кольцо для подлезания.

Предварительная работа. Знакомство с природой Ильменского заповедника на предыдущем занятии. Составление «коллекции» разных камней; подготовка выставки предметов, сделанных из камня, ознакомление со свойствами камней. Освоение способов модульной лепки на занятии по лепке «Разноцветные камни» и техники обрывной аппликации. Конструирование гротов из строительных деталей и бросового материала.

Ильменский заповедник

Храм и мастерская.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше интересное путешествие по Ильменскому заповеднику.

Влетает сорока.

Сорока. Здравствуйте, ребята! Я не опоздала. Я так к вам спешила, так спешила… Вы готовы продолжить путешествие по Ильменскому заповеднику? Я с вами полечу. Я сегодня очень рано встала и полетела к своей приятельнице сороке –стрекотунье чаю попить. Она всё на свете знает. Так она мне такое рассказала, такое рассказала! В общем так…

Воспитатель. Сорока, а давай ты свои новости нам расскажешь во время путешествия. Ну, а сейчас в путь. Ну а прежде раскроим карту и посмотрим наш маршрут.

Сорока. Я знаю, нам необходимо двигаться в сторону Прутовской копи.

Воспитатель. Дети, а вы знаете что такое копь? Это место где добывают и разрабатывают полезные ископаемые.

Вот мы с вами и направимся в сторону Прутовской копи, а по дороге я вам рассажу что-то интересное. Хотите узнать что? Слушайте.

Ильменский государственный минералогический заповедник расположен на восточных склонах южного Урала в районе города Миасс. Если Урал называют кладовой земных богатств, то Ильмены - самая богатая её шкатулка. На всей земле, пожалуй, не найдёшь подобного изобилия минералов. Не случайно в музее заповедника так много экспонатов с местными «именами» - ильменит, миаскит, ушковит, самарскит – все они найдены в Ильмен-Тау, всего более- 30. Из них более десятка

встречаются лишь здесь. В начале всемирной славы Ильменских гор с их копями драгоценных камней рассказывают разное. Одни старые записи утверждают, что началось всё с находки казака Прутова. Когда в скрытой им закопушке, засветился точно кусок голубого неба, чистой воды камень - «тяжеловес», так раньше называли топаз. Ещё в 1770году учёный путешественник с мировым именем академик Пётр Симон Палас, проезжал по Уралу, посетил эти места и поразился щедрости, с какой природа одарила их. Он первый поведал миру о необычайно минералогическом изобилии Ильмен. Вскоре богатство недр Ильменских подтвердила такая находка: Антон Кочнев на покосе, сняв косой вместе с травой добрый шмат дёрна, увидел под ним два крупных топаза. Со всех сторон потянулись старатели на Урал – камень.

Они открыли не только местонахождение драгоценных топазов, но и сапфира, граната, турмалина, аметиста, амазонита и других драгоценных и полудрагоценных камней.

«Кажется, минералы всего света собраны в этом удивительном месте…писал знаток минералов И. Н. Менге, приехавший на Урал с Германии. Он сам заложил несколько копей, в одной из которых обнаружил циркон; сам открыл новые, неизвестные до того миру минералы: эшинит, ильменит. Им же были найдены и ипатит, и колумбит, и сфен, и содалит.

Много геологов, горных инженеров, ученых, горщиков трудилось над изучением и добычей минералов. Их именами названы копи и минералы.

Это П. А. Версилов, Ф. Ф. Блюм, М. И. Стрижов, П. И. Карпов, Лобачёвы и другие.

Сорока. Ребята, а вы запомнили, какие драгоценные и полудрагоценные камни нашли на Ильменах?

- Ответы детей.

Сорока. А кто первым нашёл топаз?

- Ответы детей

Воспитатель. А какие минералы найдены были впервые на Ильменах?

- Ответы детей.

Воспитатель. А вы запомнили имена людей, которые трудились над добычей и изучением минералов?

-Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я рада, что вам интересно всё знать. Но, между тем на этот уникальный край надвигалась беда. Усиленная погоня за уральскими самоцветами, грозила скорым истощением щедрой к людям, но беззащитной перед их алчностью земли. И тогда учёные забили тревогу. И Ильмены взяли под надёжную защиту, объявив их заповедными.

Минералы в заповеднике не лежат на земле просто так, как обычные камни. Не хранятся они в кладовых, а заложены в жилы. Вы ведь любите кушать пироги с прослойками? Так вот жилы в горах напоминают прослойку в пироге. Такие жилы в разных направлениях прорезают горные породы. Чтобы добраться до минералов, надо тщательно расчистить жилу, обнажить наиболее насыщенные её участки, то есть заложить копь. В копях хорошо видны группы минералов, удобно изучать их особенности.

В Ильменских горах впервые в мире обнаружили такие минералы: ильменит, вишневит, эшинит, хиолит, монацит, самарскит, канкринит, ильменорутил, чевкинит. Сейчас на земном шаре изучено 2500 минералов,

известно множество мест их скоплений. Но минералогический заповедник создан только один в мире - Ильменский. На его территории множество копий - геологических памятников природы. Наиболее известные и интересные - Прутовская, Блюмовская, Савелий грот, Криолитовая.

Ещё немного и мы подойдём к знаменитой Прутовской копи.

Но, на нашем пути возникли небольшие препятствия и их надо преодолеть.

Проводится игра «Преодолей препятствия».

Воспитатель. Перед нами небольшая речка. Нам надо перебраться на тот берег по узкому мостику, затем обойти горы, пройти по этому ущелью и мы окажемся у Прутовской копи.

Дети преодолевают препятствия.

Воспитатель. Ну, вот и знаменитая Прутовская копь. Чем же она знаменита?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Казак Прутов во второй половине позапрошлого столетия нашёл здесь больших размеров прозрачный топаз. В Ильменах топаз встречался не только бесцветный, но более ценный - голубой. За блеск и красоту его долгое время называли

«сибирским алмазом». Большое количество было добыто их здесь. Однако слава «сибирского алмаза» оказалась недолгой, так как копи, где их находили, были довольно скоро выработаны. Но иногда копь всё же радует геологов удачей: В ней находят хорошие кристаллы амазонита, кварца и изредка топаза, и минералы - ильменит, касситерит, гельвин и другие, Так что же добывали в Прутовской копи?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, представьте себе, что мы с вами геологи. Давайте обследуем копь, может быть и нам повезёт.

Дети начинают поиски и находят - топаз, рассматривают его.

Воспитатель. Ну, вот и нам повезло. Это прозрачный топаз. Но есть и голубые, их находят здесь же в Ильменах. А вот в других местах нашей земли, то есть в других странах, например, в Индии, Бразилии

находят розовые, жёлтые, вишнёво - жёлтые и золотистые; существуют и другие камни, у которых одна часть может быть голубой, а другая - вишнёвой, их называют полихромные камни. Топазы издавна известны людям. Считается, что человек, носящий этот камень, способен радоваться жизни. Женщинам он приносит красоту, мужчинам

- мудрость. Камень гонит прочь гнев и ненависть, помогает при борьбе с депрессией и страхами, А ещё предохраняет человека от простуды,

лечит органы пищеварения и употребляется в качестве защиты от психических заболеваний. Вот, оказывается, какой удивительный камень

топаз.

Сорока. Ой, как мне понравился ваш топаз, я бы себе из такого камня сережки сделала, и была бы самой модной сорокой у нас в лесу.

Воспитатель. Да, такими красивыми камнями украшают кольца, подвески, серьги, запонки, броши и другие ювелирные украшения.

Вот посмотрите, украшения с разноцветными топазами. (воспитатель показывает картинки).

Сорока. Вот теперь мне понятно, почему на Урале все любят копать, все камни самоцветные добывают. Может и мне когда –то повезёт.

Воспитатель. Обязательно повезёт. Ну, наше путешествие продолжается. Мы сейчас направляемся к Блюмовской копи. Она самая большая и глубокая. В 2006 году ей исполнилось сто лет. В ней и её отвалах уже найдено более 30 минералов и, как полагают учёные, это не предел. Когда – то инженер Мельников написал о ней::…Эта лучшая копь между ильменскими копями. Здесь добывали нежно голубые, изумительной красоты аквамарины, красновато – коричневые монациты и «Сибирские алмазы» - голубоватые топазы, а ещё фенакиты, самарскиты, венису и малаконы». Кто запомнил, какие же драгоценные камни и минералы добывали в Блюмовской копи?

Ответы детей

Воспитатель. Молодцы, ребята, я вижу, вам нравится путешествовать по Ильменскому заповеднику. Давайте посмотрим по карте, куда дальше лежит наш путь.

Дети рассматривают карту.

Сорока. Интересно, интересно! Собрались идти дальше, а не заметили, что на карте, где Блюмовская копь, крестик какой-то нарисован Что же он обозначает?

Воспитатель. Да, действительно, Мы что - то пропустили.

Дети начинают поиски и находят сундучок с минералами, начинают их рассматривать, высказывают своё мнение.

Проводится игра «Угадай, что за камень?»

Воспитатель. Замечательную находку мы нашли в Длюмовской копи, целую коллекцию минералов Ильменского заповедника. Наш с вами музей «Каменная сказка» пополнится интересными экземплярами.

Сорока. Ну, не зря я говорила, что крестик что-то интересное обозначает.

Воспитатель. Ты, сорока, как всегда права. А мы с вами продолжим путешествие. Наш путь лежит к Савельеву гроту. Грот - эта пещера. А вход в пещеру небольшой. Давайте встанем друг за другом.

Игра «Попади в пещеру»

Дети поочередно пролезают сквозь кольцо, и идут по канату.

Воспитатель. Вот мы и в пещере. Эта единственная пещера в заповеднике. Это не творение рук искателей камней - горщиков, её создала сама природа. Эта самая древняя копь из всех Ильменских копей

Дно пещеры завалено обрушившимися с потолка глыбами. в стенах видны пустоты с крупными пластинами биотита, достигающие 2-3 сантиметров, а иногда и больше, окаймлёнными друзами полевого шпата. Некоторые пустоты, заполнены агрегатом кальцита. А ещё пластинчатые кристаллы слюды, достигающие двух и более дециметров, нарастают вместе с полевым шпатом на стенках пустоты.

Воспитатель показывает детям небольшие друзы, внутри которых находятся кристаллы кальцита, полевого шпата. (дети с удовольствием их рассматривают.).

Так что же интересен Савельевский грот?

Ответы детей.

Воспитатель. А давайте с вами тоже построим большой грот.

Игра «Построй Грот»

Дети делятся на две команды и из больших модулей строят грот, кто быстрее, лучше и прочнее.

Воспитатель. Мы сегодня с вами совершили интереснейшее путешествие по Ильменскому заповеднику. Узнали, что такое копи, грот, познакомились с новыми, неизвестными нам минералами, даже клад нашли – сундучок с ильменскими сокровищами. Следующее наше путешествие – это музей минералогии.

Сорока. Подождите, подождите! Пока вы тут грот строили, я тут частушки сочинила. Давайте мы их все вместе споём.

Дети исполняют частушки:

Мы узнали - на Урале

Заповедник есть такой,

Самоцветными камнями

Славится он. Вот какой!

Тот Ильменский заповедник

Минералами богат.

Что ни камень, то находка,

Чудеса из них творят.

А ещё там копи есть,

Самоцветов там не счесть,

Много лет там все копали

И кристаллы добывали.

Копи эти не простые,

Волшебство они таят,

Как копнёшь, а там -

Топазы, турмалины и

Красавцы - аквамарины.

Эта копь - первопроходка,

Прутовской её зовут,

Там топазы голубые,

Всех людей с ума сведут.

Эта Блюмовская копь,

Очень знаменита,

Целых тридцать минералов

В её жилах скрыто.

Эшинит и ильменит,

Колумбит и содалит,

И ещё их целых восемь

Найдены впервые здесь,

А в Ильменах их не счесть.

Мы в пещере побывали,

Чудеса здесь увидали:

В сером шпате полевом

Выросли кристаллы -

И кальцит, и биотит,

И слюда - цветами.

Красотой камней мы долго

Восхищаться будем,

И Ильменский заповедник

Мы не позабудем.

Сорока. Молодцы, ребята, замечательно исполнили частушки, я так довольна, так довольна. До –свидания! До новых встреч!

Воспитатель. До – свидания, сорока! А мы с вами отдыхаем до нового путешествия.

.

Продолжение следует.

Публикации по теме:

«Путешествие в Керженский заповедник». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)«Путешествие в Керженский заповедник». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа) Цель: познакомить детей старшей группы с заповедником, находящимся на территории округа, закрепить и уточнить знания детей об окружающей.

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей с УО на тему «Домашние животные» МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Берёзка».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Осень» (подготовительная группа) Ознакомление с окружающим миром через исследовательскую деятельность на тему «Осень». • Коррекционно-развивающие: - развивать зрительную.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» в средней группе Программное содержание: Расширять знания детей о транспорте. Развивать, речь, внимание, логическое мышление,умение составлять целостное изображение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе на тему «Транспорт» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе на тему «Транспорт» Подготовила и провела: Кардаш Т. Н. Конспект.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе на тему «Тишкины помощники». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе на тему «Тишкины помощники» с использованием методики Марии.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Беседа о жизни нерпы» 2017 г Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Беседа о жизни нерпы» 2017 г Воспитатель: Мельниченко Л. В. Цель – дать знания о.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Морская экспедиция». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Морская экспедиция» Программные задачи: Развивать творческую активность детей, мелкую.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему «Заяц и волк — лесные жители» Программное содержание: продолжать знакомить детей с лесными жителями, учить называть некоторые отличительные особенности их внешнего вида,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зима» Цель: Продолжать формировать первые представления о временах года у детей, их последовательности, дать представление о количестве месяцев,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Ильменский заповедник. Храм и мастерская»
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 22:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проектная деятельность музыкального руководителя «Оркестр русских народных инструментов»
Проект «Оркестр русских народных инструментов». Вид проекта: исследовательский. По числу участников: подгрупповой. Участники проекта: подгруппа детей,...
Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством...
Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» ( описание опыта работы) Пояснительная...
Эссе «Моя педагогическая философия»
Душа каждого ребенка – это уникальный и неизведанный мир, целая планета, на которой зарождаются и крепнут его первые мечты, стремления и ценности. В силах...
Фотоотчёт «Посткроссинг. Привет из Полевского»
НА ДУМНОЙ ГОРЕ Вдали от индустрии шумной Стою, Оглушен тишиной. С горы открывается Думной Урал полевой и лесной. Гляжу на него я с любовью, Темнеет...
Сценарий выпускного в начальной школе. Флеш-моб 1 класса
Сценарий выпускного в начальной школе. Флеш- моб 1 а класса Выход совы символ «ВГЛ». Сова. Здравствуйте, уважаемые гости, учителя и выпускники! Я- Мудрая...