МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Казацкому роду нет переводу» (6 фото)

Алёна Стебловская
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Казацкому роду нет переводу»

«Казацкому роду нет переводу».

Цель: Знакомить дошкольников с традициями и культурой кубанского народа, местных жителей. Вызвать патриотические чувства, воспитывать любовь к малой Родине.

Задачи: - расширять представления дошкольников об окружающем за счет истории народа, живущего на кубанской земле, знакомства с его традициями, фольклором;

- закрепить умение обобщать группы предметов : мебель, одежда, животные, пользоваться обобщающим словом;

- расширять словарный запас словами-диалектизмами: скрыня, рушник, дерушки, саман, турлук, куга, балачка;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Казацкому роду нет переводу“» размещена в разделах

- развивать связную речь, активизировать диалогическую речь;

- формировать интерес к своей истории;

- воспитывать патриотические чувства к малой Родине.

Оборудование: костюм казачки для воспитателя, авторские куклы – казак и казачка, макет кубанской хаты, скотного двора, игрушки домашних животных, домашняя утварь хаты: сундук, колыбелька, домотканые дорожки, макет печи. Записи песен кубанского казачьего хора. Видеоматериалы: фотографии быта первых переселенцев.

Ход занятия.

Сюрпризный момент.

Входит казачка в народном костюме и приветствует всех на языке кубанских жителей – «балачке» :

- Здравствуйтэ, люды добри, хлопчики и дивчата! Я кубанска казачка, прыйхала до вас у гости на конях! Коней сама запрягала, у горбу соломку пидстылала, собиралася, наряжалася, гостинчиков приготовыла… Вот, в село ваше прийхала! А як село ваше называется? (дети отвечают –Львовское)- Гарно! А хочете я вам усэ про нашу казачью жисть расскажу? Пидходытэ, присаживайтесь поближе!

Беседа об истории села, его жителях, обычаях и традициях старожилов села. Воспитатель приглашает детей к столу, садится поближе:

- Ребята, вы узнали меня? Почему я в такой одежде? Я - кубанская казачка, как и многие жители нашего села, поэтому я так разговаривала – «балакала», вы поняли мою речь? Многие старожилы у нас так разговаривают, может быть и ваши бабушки, дедушки, родственники тоже «балакают»? (дети отвечают). А хотите узнать, откуда так повелось?

Воспитатель рассказывает:

- Много-много лет назад, когда еще не родились еще ни вы, ни я, ни наши дедушки и бабушки, пришли на эту землю первые жители: переселенцы из дальних уголков нашей большой страны, солдаты, которые воевали за Родину да казаки, которые защищали эту землю от набегов врагов. Здесь была необжитая земля – степь да дикие заросли. Начинать надо было с самого главного – с жилья, чтобы было, где укрыться от палящего зноя, от лютых холодов. Пахали землю, сеяли хлеб и строили дома для своих семей. Дома строили все вместе - «гуртом», помогая друг другу. Строили из того, что было «под рукой» и под ногами: глина и солома, хворост и камыш, который рос по берегам лиманов. Кирпичи из глины и соломы месили ногами, сушили на солнце, получался саман. Из самана строили стены домов, обмазывали глиной. Крыши накрывали «кугой» - так называли камыш для кровли. Дома получались теплые и светлые. (воспитатель показывает на мониторе исторические фотографии жилья и быта первых жителей). А потом обживали новые дома.

Воспитатель: Я хочу вас познакомить с казаком и казачкой (показывает куклы). Казака зовут Спиридон. Вы слышали такое имя? Это старое имя, так звали моего деда. А Казачку зовут – Степанида, это тоже старое имя, так звали мою бабушку. Поженились Спиридон и Степанида, теперь им свой нужен дом. Все соседи и родня помогают строить дом. Давайте и мы поможем!

Игра малой подвижности «Строим дом!»

Звучит аудиозапись песни Кубанского казачьего хора.

Воспитатель показывает движения и проговаривает текст, дети повторяют:

- Встали в круг, готовим глину для самана (наклонились, руками «подгребают землю»);

- «месим» глину ногами (идем к центру круга);

- подливаем водички (сложили руки лодочкой, вытягиваем вперед);

- подсыпаем соломку (потирают ладошки друг о друга);

- месим глину кулачками, трамбуем саман;

- сушим саман (дуем на ладошки);

- кладем саман (ладошка на ладошку);

- делаем крышу (руки подняли вверх «домиком»).

Взялись за руки: - Мы строили, строили и, наконец, построили!

Воспитатель: - А теперь, когда все готово, всех приглашают на новоселье!

Посмотрите, какую хату построили для казака и казачки! (дети проходят в «ворота» и рассматривают макет хаты со съемной крышей).

«Новоселье». Воспитатель продолжает беседу-знакомство с бытом казачьей семьи : - Посмотрите, ребята, что было в хате (дети рассматривают убранство хаты? Сундук (скрыня) – в нем хранились все вещи семьи, в красном углу – большая печь, в которой готовили пищу, отапливали жилье и спали тоже на печи. В красном углу обязательно помещали «образа» – иконы, на которые молились и в горе, и в радости. Иконы украшали расшитым рушником – полотенцем, которое любовно вышивали женщины красивыми узорами. На полу – пестрые тканные дорожки – дерушки, для их изготовления драли старые вещи на лоскутки, из которых ткали половички для дома. А под потолком крепили люльку – детскую кроватку – тише…там спит малыш! Качая ребенка, женщины пели колыбельную песню, послушайте:

- Баю-баюшки-баю, дед пишол за рыбою,

Бабушка – коров доить, манэньких диточек поить… (воспитатель поет еще раз, дети подпевают).

-Давайте тихонько, чтобы не разбудить малыша, выйдем на подворье. Все у казаков было в хозяйстве : и животные, и птица домашняя, чтобы было чем семью накормить. На новоселье принято было дарить скотину – животных. Вот и мы пришли не с пустыми руками! Посмотрите, какой у меня короб, а там…отгадайте, что?

Дидактическая игра «Назови, что у тебя!»

Каждый ребенок достает из-под крышки короба игрушку и называет, что достал: баран, свинья, курица, корова, кошка, гусь, утка и т. д.

Воспитатель предлагает разместить всех животных – наши подарки, на хозяйственном дворе. Дети ставят, рассматривают дом и подворье, радуются, как все получилось красиво!

Воспитатель задает наводящие вопросы детям, подводит итог занятия, хвалит ребят, благодарит за помощь.

Всё, что мы сегодня с вами ребята, делали, можно сказать одной поговоркой : «Козацькому роду нема переводу»!

Мы будем хранить нашу историю, наши песни, наши традиции и казачий род на Кубани не переведется, не кончится!

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Казацкому роду нет переводу»
Фото «Казацкому роду нет переводу»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе - фото
Фото №1 Казацкому роду нет переводу Фото №2 Цель Знакомить дошкольников с традициями и культурой кубанского народа местных жителей Фото №3 Вызвать патриотические чувства воспитывать любовь к малой Родине
Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Новый дом для Дюймовочки» «НОВЫЙ ДОМ ДЛЯ ДЮЙМОВОЧКИ.» ЦЕЛЬ: расширять и обогащать знания детей о родном городе, его улицах, площадях, фонтанах. Упражнять детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «На бабушкином дворе» Тема: «На бабушкином дворе» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Грибы» Задачи: -расширить представления у детей о гриба (названии, места произрастания, строении); формировать умение различать съедобные и несъедобные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Овощи и фрукты»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Овощи и фрукты» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие. Цель: расширить знания детей об овощах и фруктах; познакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Папины профессии» Цель: Дать детям понятие о том, что папа проявляет заботу о своей семье и о профессиях папы. Формировать уважение к папе. Осуществление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Белая сказка» Тема: «Белая сказка» Цель: создать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Задачи: Обучающие: -Помогать устанавливать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Наша Армия»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Наша Армия» Цель и задача:Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие "защитники отечества" (воины, которые охраняют,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Наша армия родная» Цели и задачи: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются,.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Зоопарк» Цель: расширить знания детей об обитателях зоопарка, животных жарких стран. Задачи: 1. Учить понимать зависимость между внешним видом животного,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Овощи» Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Задачи: расширять представления детей об овощах; учить устанавливать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Казацкому роду нет переводу»
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 22:53
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД