Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром в средней группе «История посуды» (14 фото)

Ирина Шаломина
Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром в средней группе «История посуды»

Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом её использования человеком в быту.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с кухонной утварью русского народа: ухват, чугунок, крынка, сито, самовар.

Закрепить знания детей об истории посуды, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которого она сделана;

Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.

Развивающие:

Развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимание.

Развивать художественно-творческие способности детей.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром в средней группе „История посуды“» размещена в разделах

Развивать мелкую моторику, умения работать с кистью и красками.

Развивать пространственные ориентиры (верх – низ; лево – право).

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

Предварительная работа :

- Рассматривание иллюстраций с изображением посуды;

- Чтение художественной литературы «Федорино горе» К. Чуковского;

- Беседа о посуде;

- Посещение краеведческого музея;

- Изготовление тарелочек из глины;

- Украшение ложки (краски);

- Экскурсия на кухню.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

- Экспонаты музея (самовар, кринки, ухват, чугунок, деревянные ложки, сито);

- Иллюстрации с изображением истории посуды;

- Иллюстрации с изображением посуды с недостающими частями (ручки у кастрюли, дужки у кружки, носика у чайника, ручки у кувшина,ручки у сковороды);

- посуда издерева, металла, глины.

Раздаточный материал:

- Тарелочки из глины;

- Кисточки;

- Краски;

- Баночки с водой.

Ход занятия:

I.Хозяйка избы встречает детей у входа.

Хоз: - Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети: (садятся полукругом)

Хоз: - В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети: (ответы детей).

-Как мы себя чувствуем дома?

Дети: (ответы детей)

Хоз: - Вот не зря говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» А как же называли дом в стародавние времена?

Дети: - Изба.

II. Хоз: - Правильно. Вот сегодня в такой избе мы с вами и находимся.

Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Дети: (ответы детей).

Хоз: - Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Дети: (печка).

Хоз: - Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: (ответы детей).

Хоз: - В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйничала у печи женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала.

Но жили в доме не только люди. Были в нем предметы – помощники, без которых в хозяйстве не обойтись. А вот какие же это предметы, в русской избе, вы сейчас узнаете, если отгадаете загадки.

Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать, а отгадки вы постарайтесь найти в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок).

Дети: - Ответы детей.

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. (Показывает).

Хоз: - И все эти предметы, ребята, назывались «кухонной утварью». Давайте все вместе повторим: «кухонная утварь».

Дети, но знаете, были времена, когда посуды совсем не было. Хотите узнать, как появилась первая посуда? Когда-то давным-давно люди жили в пещерах, а еду готовили на костре. Ели, в основном жареное мясо, растения и ягоды. Ели руками. Однажды взял человек в руки очень горячее мясо. И выронил его из рук. Оно упало на палочку, палочка воткнулась в мясо. Взял человек мясо на палочке и понял, что так есть удобнее. И пальцы не жжёт. Так появилась первая ложка из дерева, затем тарелка, кружка. Как же называют посуду из дерева?

Дети: - Деревянная.

Хоз: - Немного позднее, первобытные люди научились делать посуду из глины. Добывали глину из земли. Люди лепили посуду руками и сушили на солнце. Такая посуда была непрочной, в ней могли храниться только сухие продукты.

Потом, придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, чтобы она была прочная. Как же называют посуда из глины?

Дети: - Глиняная.

Хоз: - Теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.

Такой посудой на Руси пользовались с древних времён. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты. Но потом, люди научились расписывать посуду красивыми узорами.

Хоз: - А сейчас мы поиграем в игру «Помощники».

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли :

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так хозяйке помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

Дети: Садятся за столы.

Хоз: - Молодцы! Дети, нам пришла посылка и письмо от бабушки Федоры. В своем письме она сообщает, что у нее случилась неприятность, поломалась посуда, и она просит вас починитьее посуду? ( воспитатель выкладывает на доску картинки: чайник без носика; чашка без дужки; кастрюля без ручки, кувшин без ручки, сковорода без ручки, нужно найти недостающие части у меня на столе.

Дети: - Выполняют работу.

Хоз: - Спасибо, ребята! А скажите мне пожалуйста, можно ли готовить в такой посуде?

Дети: - Нет.

Хоз: - Да, посуда старая, вся в трещинках, я предлагаю украсить наши глиняные тарелочки узорами и послать Федоре Егоровне. Пусть у нее будет новая посуда.

(Продуктивная деятельность детей (по показу) «Украсим тарелочку»).

Хоз: - Украсим серединку тарелочки: нарисуем желтый кружок, затем вверху, внизу, справа, слева от кружка, рисуем лепестки красного цвета способом примакивания, и добавляем еще лепестков между ними. Затем тем же способом рисуем зеленые листочки вверху, внизу, справа, слева. Закончим работу, проведя ободок по краю тарелочки).

III. Итог:

Где мы с вами сегодня были?

Дети: - В русской избе (музее детского сада). В гостях у Хозяюшки.

Хоз: С какими предметами – помощниками познакомились?

Дети: Самовар, ухват, чугунок, крынка, сито.

Хоз: - Как называют все эти предметы, кто помнит?

Дети: - «Кухонная утварь»

Хоз: Что еще сегодня мы делали на занятии?

Дети: - Помогали Федоре, чинили разбитую посуду. Украшали тарелочки для бабушки Федоры.

Хоз: - Вам понравилось занятие? Если да, то поднимите зеленый кружок, если не очень – желтый, если совсем не понравилось – красный.

(Дети прощаются с Хозяюшкой и гостями).

Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром в средней группе «История посуды»
Фото «История посуды»
Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром в средней группе - фото
Цель Познакомить детей с историей посуды с процессом её использования человеком в быту Задачи Обучающие Познакомить детей с кухонной утварью русского народа ухват чугунок крынка сито самовар Закрепить знания детей об истории посуды ее назначении деталях и частях материалах из которого она сделана Обогатить словарь детей народными пословицами поговорками загадками новыми словами Развивающие Развивать связанную речь зрительное восприятие и внимание Развивать художественно творческие способности детей Публикация Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром в средней группе История посуды размещена в разделах Конспекты занятий Все конспекты Мир предметов и вещей рукотворный мир Посуда Все о посуде для детей Посуда Конспекты занятий НОД Предметный мир Конспекты занятий Средняя группа Темочки Развивать мелкую моторику умения работать с кистью и красками Развивать пространственные ориентиры верх низ лево право
Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Ножницы»Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Ножницы» Цель: познакомить с историей возникновения ножниц, вызвать интерес к ручному творчеству Материал: ножницы различных видов Ход НОД Восп.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным миром на основе ТРИЗ ртв (средняя группа) Тема: «Наши опасные друзья» Программное содержание: -при помощи прямой аналогии побуждать детей сравнивать объекты по различным свойствам (цвет,.

Конспект ООД по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром на тему: «Путешествие в прошлое лампочки» Конспект ООД по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое лампочки» Воспитатель.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Задачи: - развивать умение устанавливать причинно-следственные.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для детей средней группы «Дерево и его свойства» Конспект занятия по ознакомлению с предметным исоциальным окружением для детей средней группы тему: «Дерево и его свойства» Цель: Расширять.

Конструкт занятия о ознакомлению детей с предметным миром «Петрушка идет трудиться» (средняя группа) Тема: Петрушка идет трудиться Возрастная группа: Средняя группа Цель: Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание.

Проведение экскурсии или занятия по ознакомлению с предметным миром «Путешествие в школу. Знакомство с учителем» .

Конспект экскурсии или занятия по ознакомлению с предметным миром «Путешествие в школу. Знакомство с учителем» Цель: Обогащение знаний детей о школе, с профессией учителя. Формирование представлений у детей о значимости труда школьного учителя. Задачи.

Занятие по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Друзья» Цель: формировать понятия «друг», «дружба» Задачи: развивать речь, обогащать лексический запас; воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

Конспект познавательного занятия по ознакомлению с предметным миром «На выставке кожаных изделий» Занятие «На выставке кожаных вещей» Задачи образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» - развивать общение и взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром в средней группе «История посуды»
Опубликовано: 30 января 2018 в 01:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД