Нина Заблоцкая
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе «О чём говорят камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Познакомить с происхождением камней - каменный уголь, мел; Продолжать учить детей проводить исследовательскую работу, опыты;
Расширять и закреплять знания свойств песка, камней;
Воспитывать любовь к природе, чувства коллективизма.
Материал : Гора самоцветов; камни : галька, керамзит, уголь, мел; песок; тарелки, лупы, листы бумаги, аквариум с чистой водой, монеты, пластилин, коробка - посылка с рюкзаком внутри, компасом и прозрачными ёмкостями для сбора камней; ёмкость с песком возле горы самоцветов.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе „О чём говорят камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Ход занятия :
В -ль: Нам, ребята, принесли посылку. Давайте посмотрим, может быть посылка не для нас?
(Читают адрес на посылке, выясняют от кого она - от хозяйки горы Самоцветов. Открывают, достают письмо:
«Здравствуйте, юные геологи!
Пишет вам хозяйка горы Самоцветов. ]
В-ль: Ребята, почему хозяйка горы обращается к нам, как к юным геологам? Кто такие - геологи?
Геологи - это люди, которые занимаются поиском полезных ископаемых: нефти, газа, угля, разных природных камней. Почему она нас назвала геологами? Давайте почитаем письмо дальше.
(. Я хочу пригласить вас в гости и показать всё своё богатство. Но на пути вас подстерегают препятствия: болото, поваленные деревья. Овраги и реки. Чтобы вы не сбились с пути, я посылаю вам свой компас. Он поможет вам найти гору Самоцветов. Следуйте строго на запад, никуда не сворачивая. Если вы - хорошие геологи, то не заблудитесь и найдёте у подножия моей горы интересные камни. Это будет мой подарок вам.
Счастливого пути!]
В -ль: Ну что, ребята, давайте достанем компас и отправимся в путь. Вы согласны? В посылке ещё лежит и рюкзак. Для чего он нам нужен?
Для того, чтобы в него слаживать всё то интересное, красивое, что мы найдём на своём пути.
(дети с воспитателем определяют по компасу нужный маршрут и под музыку путешественников отправляются в путь.
По узкой извилистой дорожке проходят приставным шагом; пробираясь через болото, перепрыгивают с кочки на кочку; пролезают под поваленными деревьями [дугами]; проходят по мостику через реку]
В -ль: Посмотрите, ребята, куда мы пришли?
Дети: К горе самоцветов.
В - ль: Да, вот мы её и нашли. Давайте подойдём к ней поближе и посмотрим, что лежит у её подножия.
Дети: Камни.
В - ль: Найдите такой - же камень, какой нашла я. Как он называется, кто знает?
Дети: Галька.
В -ль: Правильно. Возьмите каждый по одному такому камню и положите вот в эту коробочку. В ней будет лежать галька.
(дети выполняют задание воспитателя, ложа камни в прозрачную коробку с крышкой]
В -ль: А теперь найдите вот такой камень. Он называется - керамзит. Как он называется?
(дети повторяют название камня]
Его мы положим в другую коробку.
А что же это такое?
Дети: Уголь.
В - ль: Правильно. Его мы тоже возьмём с собой.
(кладут в третью коробку)
Что здесь можно ещё найти, ребята?
Дети: Вот белый камень.
В - ль: Кто знает, как он называется?
Дети: Мел.
(дети отдают и его воспитателю)
В - ль: Где мы с вами нашли все эти камни? Как называется основание горы?
Дети: Подножие горы.
В -ль: А пока вы искали камни, я успела ещё набрать и песка. Мы его тоже возьмём с собой. Ну, теперь можно возвращаться в группу. Давайте, когда вернёмся, рассмотрим наши находки?
Дети: Хорошо.
(возвращаются в группу по другому пути спокойным шагом. Воспитатель выкладывает на стол гальку. Дети занимаются стоя.)
В -ль: Ребята, возьмите каждый по одному камню. Как он называется, кто помнит?
Дети: Галька.
В -ль: У кого самый большой камень? А у кого самый маленький? У кого самый тёмный? А у кого самый светлый? Скажите, почему у них нет острых углов?
Дети: Их обтачивает вода.
В -ль: Да, этот камень можно встретить на берегу реки, моря. Его углы обточила вода. Давайте сожмём камень в руке. Что можно про него сказать? Какой он?
Дети: Твёрдый, холодный.
В - ль: Я приготовила вот тут монеты и предлагаю вам поцарапать по камню. Что получится?
(дети царапают по поверхности камня)
Его можно процарапать, сделать монетой на нём рисунок. А если ей сильно надавить на него, вмятина будет?
Дети: Нет.
В - ль: Почему?
Дети: Он твёрдый.
В -ль: Да, ребята. Как вы думаете, почему иногда про человека говорят, что он твёрдый, как камень?
(ответы детей)
Такой человек не боится трудностей, неприятностей, всё преодолевает. А сейчас попробуйте камень сжать в руке, согреть его, помять. Получается?
Дети: нет.
В - ль: А теперь тоже самое сделаем с пластилином. Что с ним происходит?
Дети: Становится мягким.
В - ль: Какой вывод можно сделать?
Дети: Даже при нагревании камень не становится мягким.
В -ль: А плавать он умеет? Что произойдёт с ним, если его погрузить в воду?
Дети: Утонет
(дети проводят опыт с водой и камнями)
В -ль: слышен всплеск воды, видны круги на воде, камни опустились на дно. Они настолько тяжёлые, что тонут. Какие они теперь стали? Дети: ярче, больше.
В -ль: Как вы думаете, есть камни, которые умеют плавать?
Дети: Нет.
В - ль: А я утверждаю, что есть.
(раздаёт детям керамзит)
Как называется этот камень?
Дети: Керамзит.
В -ль: Какой он по весу?
Дети: Лёгкий.
В - ль: Если мы его отпустим в воду, он утонет или нет?
Дети: Не знаем.
(проводят опыт)
В -ль: Тяжёлый камень утонул, а керамзит лёгкий - в нём много воздуха, он умеет плавать, даже покрылся пузырьками.
А теперь давайте пройдём за столы и рассмотрим оставшиеся находки.
(садятся за столы. Перед каждым тарелка, на которой лежат мел и уголь)
Что у вас в тарелках?
Дети: Мел и уголь.
В -ль: Чем они отличаются?
Дети: Цветом.
В - ль: А знаете как они появились в природе? Давно - давно, когда ещё не было на свете даже наших мам и пап, жили животные. Они со временем вымерли, а их кости под воздействием природных факторов превратились в мел. А уголь образовался из растений. Старые деревья, падая от старости в болото, так закаменели, что превратились в каменный уголь.
Давайте продолжим наши исследования. Сейчас наши руки будут весами. Возьмите в одну руку уголь, а в другую мел. Что тяжелее?
Дети: Уголь.
В -ль: А какие они на ощупь?
Дети: Твёрдые.
В - ль: Давайте попробуем их сломать. Получается? Какой камень легче ломается?
Дети: Мел.
В -ль: Почему?
Дети: Уголь твёрдый, мел - хрупкий.
В -ль: Где, ребята, можно встретить мел?
Дети: В магазине, в детском саду. Мы им рисуем.
В - ль: А уголь умеет рисовать? Давайте попробуем.
(отодвигают тарелки вглубь стола и берут листы бумаги. Рисуют углём.)
В - ль: Чем легче рисовать?
Дети: Мелом - он мягче.
В -ль: А какую находку мы с вами ещё не разглядели?
Дети: Песок.
В -ль: Отодвигайте листы бумаги, берите каждый свою тарелку.
(уголь и мел с них уже должен быть убран. Воспитатель каждому насыпает немного песка.)
Обратите внимание, как он сыпется. Что про него можно сказать? Дети: Он сыпучий.
В - ль: Возьмите лупы и рассмотрите из чего он состоит.
Дети: Из песчинок.
В -ль: А что это в нём блестит? Это кристаллы. Посмотрите на кусочки разбитых камней. Вот тут, где скол камня, что блестит?
Это те самые кристаллы, что мы видели в песке. Камни разрушаются со временем и эти кристаллики можно увидеть и в песке.
А теперь давайте встанем, задвинем стулья. Подойдите ко мне. Понравилось вам наше путешествие? Куда мы путешествовали?
Дети: К горе самоцветов.
В - ль: Что мы там нашли?
Дети: Камни.
В - ль: Что рассматривали лупой?
Дети: Песок. Искали в нём кристаллы.
В -ль: Какой камень вам больше всего понравился и чем?
Сегодня мы были с вами юными геологами, потом учёными, так как проводили опыты, исследования. Вы довольны собой? И я вами очень довольна. А теперь давайте уберём всё со столов и напишем письмо хозяйке горы Самоцветов. Поблагодарим её за такой чудесный подарок - природные камни.