МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников. Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе «О чём говорят камни»

Нина Заблоцкая
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе «О чём говорят камни»

Программное содержание : Познакомить с происхождением камней - каменный уголь, мел; Продолжать учить детей проводить исследовательскую работу, опыты;

Расширять и закреплять знания свойств песка, камней;

Воспитывать любовь к природе, чувства коллективизма.

Материал : Гора самоцветов; камни : галька, керамзит, уголь, мел; песок; тарелки, лупы, листы бумаги, аквариум с чистой водой, монеты, пластилин, коробка - посылка с рюкзаком внутри, компасом и прозрачными ёмкостями для сбора камней; ёмкость с песком возле горы самоцветов.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе „О чём говорят камни“» размещена в разделах

Ход занятия :

В -ль: Нам, ребята, принесли посылку. Давайте посмотрим, может быть посылка не для нас?

(Читают адрес на посылке, выясняют от кого она - от хозяйки горы Самоцветов. Открывают, достают письмо:

«Здравствуйте, юные геологи!

Пишет вам хозяйка горы Самоцветов. ]

В-ль: Ребята, почему хозяйка горы обращается к нам, как к юным геологам? Кто такие - геологи?

Геологи - это люди, которые занимаются поиском полезных ископаемых: нефти, газа, угля, разных природных камней. Почему она нас назвала геологами? Давайте почитаем письмо дальше.

(. Я хочу пригласить вас в гости и показать всё своё богатство. Но на пути вас подстерегают препятствия: болото, поваленные деревья. Овраги и реки. Чтобы вы не сбились с пути, я посылаю вам свой компас. Он поможет вам найти гору Самоцветов. Следуйте строго на запад, никуда не сворачивая. Если вы - хорошие геологи, то не заблудитесь и найдёте у подножия моей горы интересные камни. Это будет мой подарок вам.

Счастливого пути!]

В -ль: Ну что, ребята, давайте достанем компас и отправимся в путь. Вы согласны? В посылке ещё лежит и рюкзак. Для чего он нам нужен?

Для того, чтобы в него слаживать всё то интересное, красивое, что мы найдём на своём пути.

(дети с воспитателем определяют по компасу нужный маршрут и под музыку путешественников отправляются в путь.

По узкой извилистой дорожке проходят приставным шагом; пробираясь через болото, перепрыгивают с кочки на кочку; пролезают под поваленными деревьями [дугами]; проходят по мостику через реку]

В -ль: Посмотрите, ребята, куда мы пришли?

Дети: К горе самоцветов.

В - ль: Да, вот мы её и нашли. Давайте подойдём к ней поближе и посмотрим, что лежит у её подножия.

Дети: Камни.

В - ль: Найдите такой - же камень, какой нашла я. Как он называется, кто знает?

Дети: Галька.

В -ль: Правильно. Возьмите каждый по одному такому камню и положите вот в эту коробочку. В ней будет лежать галька.

(дети выполняют задание воспитателя, ложа камни в прозрачную коробку с крышкой]

В -ль: А теперь найдите вот такой камень. Он называется - керамзит. Как он называется?

(дети повторяют название камня]

Его мы положим в другую коробку.

А что же это такое?

Дети: Уголь.

В - ль: Правильно. Его мы тоже возьмём с собой.

(кладут в третью коробку)

Что здесь можно ещё найти, ребята?

Дети: Вот белый камень.

В - ль: Кто знает, как он называется?

Дети: Мел.

(дети отдают и его воспитателю)

В - ль: Где мы с вами нашли все эти камни? Как называется основание горы?

Дети: Подножие горы.

В -ль: А пока вы искали камни, я успела ещё набрать и песка. Мы его тоже возьмём с собой. Ну, теперь можно возвращаться в группу. Давайте, когда вернёмся, рассмотрим наши находки?

Дети: Хорошо.

(возвращаются в группу по другому пути спокойным шагом. Воспитатель выкладывает на стол гальку. Дети занимаются стоя.)

В -ль: Ребята, возьмите каждый по одному камню. Как он называется, кто помнит?

Дети: Галька.

В -ль: У кого самый большой камень? А у кого самый маленький? У кого самый тёмный? А у кого самый светлый? Скажите, почему у них нет острых углов?

Дети: Их обтачивает вода.

В -ль: Да, этот камень можно встретить на берегу реки, моря. Его углы обточила вода. Давайте сожмём камень в руке. Что можно про него сказать? Какой он?

Дети: Твёрдый, холодный.

В - ль: Я приготовила вот тут монеты и предлагаю вам поцарапать по камню. Что получится?

(дети царапают по поверхности камня)

Его можно процарапать, сделать монетой на нём рисунок. А если ей сильно надавить на него, вмятина будет?

Дети: Нет.

В - ль: Почему?

Дети: Он твёрдый.

В -ль: Да, ребята. Как вы думаете, почему иногда про человека говорят, что он твёрдый, как камень?

(ответы детей)

Такой человек не боится трудностей, неприятностей, всё преодолевает. А сейчас попробуйте камень сжать в руке, согреть его, помять. Получается?

Дети: нет.

В - ль: А теперь тоже самое сделаем с пластилином. Что с ним происходит?

Дети: Становится мягким.

В - ль: Какой вывод можно сделать?

Дети: Даже при нагревании камень не становится мягким.

В -ль: А плавать он умеет? Что произойдёт с ним, если его погрузить в воду?

Дети: Утонет

(дети проводят опыт с водой и камнями)

В -ль: слышен всплеск воды, видны круги на воде, камни опустились на дно. Они настолько тяжёлые, что тонут. Какие они теперь стали? Дети: ярче, больше.

В -ль: Как вы думаете, есть камни, которые умеют плавать?

Дети: Нет.

В - ль: А я утверждаю, что есть.

(раздаёт детям керамзит)

Как называется этот камень?

Дети: Керамзит.

В -ль: Какой он по весу?

Дети: Лёгкий.

В - ль: Если мы его отпустим в воду, он утонет или нет?

Дети: Не знаем.

(проводят опыт)

В -ль: Тяжёлый камень утонул, а керамзит лёгкий - в нём много воздуха, он умеет плавать, даже покрылся пузырьками.

А теперь давайте пройдём за столы и рассмотрим оставшиеся находки.

(садятся за столы. Перед каждым тарелка, на которой лежат мел и уголь)

Что у вас в тарелках?

Дети: Мел и уголь.

В -ль: Чем они отличаются?

Дети: Цветом.

В - ль: А знаете как они появились в природе? Давно - давно, когда ещё не было на свете даже наших мам и пап, жили животные. Они со временем вымерли, а их кости под воздействием природных факторов превратились в мел. А уголь образовался из растений. Старые деревья, падая от старости в болото, так закаменели, что превратились в каменный уголь.

Давайте продолжим наши исследования. Сейчас наши руки будут весами. Возьмите в одну руку уголь, а в другую мел. Что тяжелее?

Дети: Уголь.

В -ль: А какие они на ощупь?

Дети: Твёрдые.

В - ль: Давайте попробуем их сломать. Получается? Какой камень легче ломается?

Дети: Мел.

В -ль: Почему?

Дети: Уголь твёрдый, мел - хрупкий.

В -ль: Где, ребята, можно встретить мел?

Дети: В магазине, в детском саду. Мы им рисуем.

В - ль: А уголь умеет рисовать? Давайте попробуем.

(отодвигают тарелки вглубь стола и берут листы бумаги. Рисуют углём.)

В - ль: Чем легче рисовать?

Дети: Мелом - он мягче.

В -ль: А какую находку мы с вами ещё не разглядели?

Дети: Песок.

В -ль: Отодвигайте листы бумаги, берите каждый свою тарелку.

(уголь и мел с них уже должен быть убран. Воспитатель каждому насыпает немного песка.)

Обратите внимание, как он сыпется. Что про него можно сказать? Дети: Он сыпучий.

В - ль: Возьмите лупы и рассмотрите из чего он состоит.

Дети: Из песчинок.

В -ль: А что это в нём блестит? Это кристаллы. Посмотрите на кусочки разбитых камней. Вот тут, где скол камня, что блестит?

Это те самые кристаллы, что мы видели в песке. Камни разрушаются со временем и эти кристаллики можно увидеть и в песке.

А теперь давайте встанем, задвинем стулья. Подойдите ко мне. Понравилось вам наше путешествие? Куда мы путешествовали?

Дети: К горе самоцветов.

В - ль: Что мы там нашли?

Дети: Камни.

В - ль: Что рассматривали лупой?

Дети: Песок. Искали в нём кристаллы.

В -ль: Какой камень вам больше всего понравился и чем?

Сегодня мы были с вами юными геологами, потом учёными, так как проводили опыты, исследования. Вы довольны собой? И я вами очень довольна. А теперь давайте уберём всё со столов и напишем письмо хозяйке горы Самоцветов. Поблагодарим её за такой чудесный подарок - природные камни.

Публикации по теме:

План интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Камни» Задачи: Учить детей различать камни и описывать их. Познакомить детей со свойствами материалов (тяжелые или легкие, по размеру. Рассказать.

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе «О чём говорят камни»
Опубликовано: 5 марта 2014 в 20:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД