Конспект занятия по ознакомлению с живописью «Чародейкою зимою околдован лес стоит»

Татьяна Вишнякова
Конспект занятия по ознакомлению с живописью «Чародейкою зимою околдован лес стоит»

(по картине И. И. Шишкина «Зима»)

Занятие предназначено для детей подготовительной группы.

Цель: Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на произведения изобразительного искусства. Формирование элементарных представлений о средствах выразительности в пейзажной живописи.

Задачи:

1. Учить детей понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.

2. Учить детей воспринимать и оценивать художественные средства выразительности (цветовую гамму, четкость и реалистичность изображения, внимание к деталям).

3. Формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведения.

4. Воспитывать любовь к природе родного края.

Материалы и оборудование: записи музыкальных произведений на тему зимы (П. И. Чайковский «Времена года», звуки природы, репродукция картины И. И Шишкина «Зима», портрет художника И. И. Шишкина, проектор.

Методы и приемы: слушание музыкальных произведений, проблемная ситуация, игровые методы, чтение стихотворений, беседа, рассматривание репродукции картины, рассказ воспитателя, самостоятельное описание картины детьми, релаксация, подведение итогов, самостоятельная художественно-изобразительная деятельность детей.

Ход занятия:

Звучит музыка из альбома П. И. Чайковского «Времена года» - «Зима»

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно. Что вам напоминает эта музыка? Какое время года? Почему? Как вы догадались что это зима?

(в ней услышали, как падает, кружится, летит снег, воет вьюга, метет метель).

А теперь я хочу прочитать вам стихотворение Ф.Тютчева:

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой,-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свои луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Когда вы слушали это стихотворение, какую зимнюю картину вы представляли? (картину зимнего леса). Вот бы было здорово не только услышать, но и увидеть, правда?

Ребята, а хотели бы вы сейчас заглянуть, что творится в зимнем лесу? (ответы детей: Да. Но если кто-то скажет нет, то нужно убедить, что там интересно и очень красиво). А как вы думаете, не выходя из нашей теплой уютной группы это возможно? (Ответы детей).

Воспитатель: А я вам попробую доказать, что это возможно.

И у меня для этого есть волшебное окошко в зимний лес. Для того, чтобы в него заглянуть, мы сейчас превратимся в снежинок, станем частью этого леса.

Дети становятся в круг, вытягивают ладошки вперед, звучит волшебная музыка.

Воспитатель: Представьте, что вам на руку упала маленькая, холодная снежинка. Рассмотрите ее, почувствуйте ее холод. Скажите какая она? (ажурная, нежная, серебристая, кружевная, легкая, холодная, узорчатая, сверкающая, хрустальная)

Кто в снежинку превратиться,

В лесу волшебном очутится!

Закройте на секундочку глаза…

(Дети кружатся как снежинки, воспитатель осыпает их конфетти и включает изображение на проекторе – репродукцию картины И. Шишкина «Зима» (если нет проектора, то на экране телевизора, либо просто вывешивает репродукцию картины И. Шишкина «Зима»)

А вот и мое волшебное зеркало. Это картина замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина, которая так и называется «Зима».

Воспитатель указывает на портрет художника

А это и сам замечательный русский художник, который написал такую красивую картину, рассматривая ее мы и правда будто бы оказываемся в зимнем лесу.

Рассматривание пейзажа и рассказ и беседа по картине.

Скажите, ребята, когда вы только увидели эту картину какие чувства и эмоции вы испытали? (как будто бы и правда оказались в зимнем лесу, даже холодно стало, красивая картина, светлая, тихо в этом лесу)

К какому жанру живописи можно отнести эту картину? (пейзаж)

А если это пейзаж, то какой именно? (сельский)

Какое настроение передает нам картина? Почему вы так решили?

(настроение тихого морозного дня в лесу, спокойное, все спит под снегом, светлое, никого нет, даже нет следов)

Действительно, достаточно одного взгляда на полотно, чтобы почувствовать красоту зимы ее умиротворение, холодное спокойствие и по-своему праздничную и торжественную атмосферу.

Ребята, каково состояние природы, изображенной на этой картине?

(После бури, все завалено снегом, лес спит под этим снегом, могучий густой русский лес)

Воспитатель обращает внимание детей, что при восприятии картины возникает ощущение, что недавно прошла буря. Сильный ветер поломал сухие деревья, и теперь их ветви и стволы лежат на мерзлой земле, прикрытые высокими сугробами.

Давайте вспомним – что такое колористическая гамма? (это те цвета, которые художник использовал, и разные оттенки).

По другому ее еще называют цветовой гаммой картины. Цвет – это главное средство выразительности в живописи. С его помощью автор картины передает нам с вами самые разнообразные чувства и настроения.

Скажите какова же колористическая гамма картины Шишкина «Зима»?

(здесь много белого цвета и еще темные стволы и ветки у деревьев, и розовый есть чуть-чуть, еще коричневый и серый)

Все правильно, ребята, вы точно назвали цвета и их оттенки. В полотне «Зима» живописец решает сложную задачу – передачу едва заметных движений природы с помощью оттенков белого цвета. А как же называется прием, когда художник использует такие противоположные цвета (белый и черный?

(контраст цвета)

Молодцы, вот вы заметили, что есть «чуть-чуть розового», а что нам автор хотел этим показать?

(лучики солнца)

Небольшой луч света, проникнув в чащу, окрашивает изображенную небольшую поляну в золотистый цвет.

Вот вы сказали, что лес тихий, безмолвный и никого в нем нет. А на картине все таки присутствует живое существо. Кто самый внимательный найдет его.

(Это птичка на ветке)

Спокойствие, тишина, красота, укутанная снегом природа. Нет следов на снегу, лес словно вымер, жизнь на картине замерла. Изображению присуща исключительная реальность и некая сказочность. Но присмотревшись, можно заметить на ветке небольшую птичку, которая магическим образом притягивает взор зрителя.

Скажите, ведь правда этот шедевр живописи дает нам очень правдивую картину. Словно мы заглянули и оказались в этом зимнем лесу? Насколько тщательно художник изобразил все детали?

(очень тщательно и правдоподобно, реалистично, как будто все настоящее все, можно подумать, что это не картина, а фотография).

Да, ребята, все детали на полотне выписаны очень точно и тщательно. Благодаря мастерству и технике художника можно рассмотреть оттенки холодного низкого зимнего неба. При этом кажется, что чувствуешь незабываемый характерный запах зимнего воздуха. Кора деревьев изображена настолько реалистично и живо, что хочется ее потрогать и ощутить шершавость. А посмотрите на снег - Шишкину удалось очень рельефно изобразить снег. Рассматривая полотно, можно заметить все холмики и даже мельчайшие ямки.

(даже хочется протянуть к картине руку, чтобы потрогать снег).

А как вы думаете, что помогло Ивану Ивановичу Шишкину так изобразить природу?

(любовь к природе родного края).

Если честно, то я завидую автору. Вы спросите, почему? Просто потому, что ему удалось побывать в таком необычайно красивом месте, увидеть такую красоту и дать возможность нам увидеть её. Думаю, у Ивана Шишкина получилось это как нельзя лучше, ему удалось поразить нас, с точностью передав всю красоту русских лесов и просторов, которые мы так любим, но, увы, частенько не замечаем.

Рефлексия:

Понравилось ли вам произведение? Чем? Хотели бы сами создать что-нибудь подобное?

Убедила я вас, что можно заглянуть в зимний лес, не выходя из группы?

А кому мы за это скажем спасибо?

(Ивану Ивановичу Шишкину и его прекрасной картине «Зима»)

Ну а нам пора прощаться с нашим волшебным зеркалом. И возвращаться в группу. А поможет нам в этом тот солнечный лучик с картины художника, который проник вглубь спящего под снегом леса.

(дети садятся на корточки, закрывают глаза, звучит нежная музыка)

Воспитатель: Солнечный лучик выглянул из-за туч и

Коснулся ваших глаз - откройте глаза

Коснулся лба - пошевелите бровями

Коснулся губ - пошевелите губами

Вы чувствуете его тепло?

Коснулся плеч - приподнимите и опустите их.

Коснулся рук - потрясите руками, потянитесь.

Коснулся ног - вставайте.

Солнечный лучик поиграл с вами.

Вот мы и вернулись из заснеженного зимнего леса в уютное тепло нашей группы.

А теперь давайте тоже попробуем выразить свои эмоции и впечатления в своих рисунках. Я предлагаю вам нарисовать свои картины зимнего леса и устроить выставку, посвященную родной природе зимой.

Публикации по теме:

Фотоотчет о нетрадиционном рисовании «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит» в подготовительной группеФотоотчет о нетрадиционном рисовании «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит» в подготовительной группе Очень красив лес зимней ночью. Сквозь голые ветви деревьев светит луна. Под сиянием луны деревья в лесу кажутся сказочными Лунный свет,.

Конспект игрового занятия «Стоит домик» для детей младшего возрастаКонспект игрового занятия «Стоит домик» для детей младшего возраста Цель: Учить детей различать животных и птиц, знать и называть их, отвечать на вопросы воспитателя. Ход занятия: Здравствуйте, ребята! А.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект занятия НОД по математике во второй младшей группе «Стоит в поле теремок»Конспект занятия НОД по математике во второй младшей группе «Стоит в поле теремок» Конспект занятия НОД по математике во второй младшей группе «Стоит в поле теремок». Елена Владимирова. Цель: Закрепление изученного материала.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Зима
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с живописью «Чародейкою зимою околдован лес стоит»
Опубликовано: 20 января 2021 в 16:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка, кошка»
Цель: учить передавать характерные элементы филимоновской росписи Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя...
Сценарий спортивного развлечения в детском саду для детей младшей группы «Мой весёлый...
Цель: Развивать элементарные двигательные действия; мотивировать к выполнению физических упражнений с положительно – эмоциональным настроением. Задачи:...
Мой сказочный домик
Завтра, 28 февраля, будет День сказочных домиков на МААМ. В одной публикации на сайте автор Сергей Желонкин говорил о том, что существует множество разных...