Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга»

Яна Малышева
Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ

«Символы нашего города»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1. Расширять представления детей о родном городе.

2. Уточнять знания детей о символах Петербурга.

3. Дать начальные знания о Петропавловской крепости.

4. Воспитывать чувства гордости и уважения к городу, в котором живём.

5. Формировать живой интерес к истории, развивать любознательность.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Иллюстрации достопримечательностей Санкт- Петербурга.

2. Аудиозапись песни Олега Кваши «Санкт- Петербург».

3. Доска для рисования, ватман, карандаши, восковые мелки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Знакомство с достопримечательностями города по иллюстрациям.

2. Разучивание стихотворений.

3. Рекомендации родителям: совершить семейную прогулку в центр города, в Петропавловскую крепость.

Ход ЗАНЯТИЯ:

I ЧАСТЬ. «Герб, флаг и гимн».

Ребята, представляете, нам с вами пришло письмо на почту д/с №36: «Здравствуйте ребята, мы дети старшей группы д/с №36 только города Москвы, мы узнали, что в г. Санкт- Петербург, то же есть такой сад. Мы не были в вашем городе, расскажите, пожалуйста, нам о нем. Нам очень интересно».

Дети, давайте ответим на письмо, расскажем, есть ли какие-нибудь символы, отличающие наш Санкт- Петербург от других городов? Герб, флаг и гимн.

А у Санкт- Петербурга есть герб? Давайте рассмотрим герб нашего города, как он выглядит и о чем может нам рассказать?

На гербе нарисован щит с якорями. Все предметы на гербе не случайны, о чем нам они рассказывают? Щит - это защита. Красный цвет – смелость и храбрость. Сколько якорей? Два - речной и морской. Город был построен для защиты границ нашей страны. В нашем городе есть морской и речной порты. Кроме якорей на гербе находится еще один предмет - это скипетр с двуглавым орлом – предмет царской власти. На гербе он находится не случайно. Город был основан царем, многие годы в Петербурге жили и правили цари, здесь была столица страны. Какой еще есть символ у Санкт- Петербурга? Флаг. На красном прямоугольном полотне расположен герб города.

Гимн. Только торжественная, особенная музыка может называться гимном. Гимн звучит в особенных очень важных случаях – при проведении парадов, при праздновании очень важных городских праздниках, при поднятии и спуске флага, в самые важные и торжественные моменты. Давайте прослушаем аудиозапись гимна Санкт- Петербурга.

Назовите лишнее слово: Петроград, Ленинград, Москва, Санкт- Петербург. Остальные слова это названия нашего города. У него было три имени. Кто дал первое имя городу?

Загадка. Кто был мастер на все руки, не зевал от лени, скуки, сам отличный мореход, основал российский флот. (Петр I)

Петр I назвал своим именем? В честь своего ангела-хранителя Святого Петра. И имя города переводится как «город Святого Петра». Это имя несколько раз менялось. Скажите кто это такой Петр I, что он сделал для нашего города? Он построил наш город 16 мая 1703 года. В те времена шла война со шведами. Военные действия проходили на реке Неве, в тот год была одержана победа над шведами. Про имя города мы рассказали, а сколько же ему лет? Кто сможет посчитать? Я буду загадывать вам число, и писать на доске правильный ответ.

В первой клетке число, которое меньше 2 на 1 (1). Во второй, какое число идет после 6 (7). В третьей число, обозначающее пустое место (0). Больше 2, но меньше 4 (3).

В этом году в мае городу исполнится 313 лет. Для человека это очень большой возраст, а для города нет. У нас еще очень молодой город, по сравнению с остальными городами, но у него уже есть своя очень богатая история.

II ЧАСТЬ. «Петропавловская крепость».

Загадка: Стреляет в полдень пушка, скрывается в дыму. Когда стреляет пушка, не страшно никому! Шумит волна речная у крепостной стены. А пушка ведь ручная: она – не для войны. (Петропавловская крепость).

Все дети вместе: ОСТРОВ ЗАЯЧЬИМ ЗОВУТ, ЗАЛОЖИЛИ КРЕПОСТЬ ТУТ. КРЕПОСТЬ НА НЕВЕ СТОИТ, В НЕБЕ ТОНКИЙ ШПИЛЬ БЛЕСТИТ. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР НАШ ПРИТЯГИВАЕТ ВЗОР.

Для укрепления границ Петр I решил построить крепость на разветвлении Невы, это был остров. Он был окружен с трёх сторон просторами Невы, а с четвёртой находился Берёзовский остров. Эту крепость назвали Петропавловской. Почему именно на берегу Невы стали строить крепость? Чтобы охранять город от кораблей врагов. Как только появились бы враги на Неве, то стали бы стрелять из пушек по ним. Стены крепости сначала строили из бревен, а потом из камня, чтобы ни огонь, ни вода не разрушили их.

На её территории был построен Петропавловский собор. Он очень высокий, наверху колокольня, завершённая шпилем, издалека виден сверкающий шпиль собора – это один из самых старых храмов Санкт- Петербурга; наверху его шпиля парит АНГЕЛ – хранитель нашего города, он не просто смотрит на город, а ещё указывает направление ветра, он – ФЛЮГЕР. Архитектор крепости Доменико Трезини.

Где была построена крепость? На заячьем острове. Послушайте сказку и поймете, почему остров заячий.

Сказка «Царский заяц».

Недалеко от того места, где река Нева впадает в Балтийское море через Финский залив, было множество островов. А что такое остров? Ученые называют островом часть суши, со всех сторон окруженную водой (в отличие от полуострова, который одной своей частью соприкасается с большим участком суши). Острова эти были дикие, почти не заселенные людьми. Но зверья там разного водилось в изобилии: белки, лисы, дикие кабаны, косули, олени, волки. Но особенно много было зайцев. На одном из таких островов жило семейство самых обычных зайцев. Все были зайцы как зайцы: в меру пугливы, проворны, быстры; а этот - ну уж слишком трусишка. Где-то ветка хрустнет - он в кусты, белка шишку уронит - он и дышать от страху забывает, ну а уж если хищник какой где-то появится - бежит наш зайка не чувствуя под собой лап. Как-то весной случился сильной ледоход, река забурлила, разлилась, вышла из своих берегов и затопила множество островов. Звери спасались от большой воды кто как мог. Зайка наш совсем духом пал: «Плакали мои длинные ушки и мой куцый хвостик. Куда мне бедному бежать, где искать защиты?» Увидел заяц, бревно плывет по воде. Он на бревно - скок, а сердце колотится от страху, хвостик дрожит; сидит он на бревне, отдышаться не может. Вдруг глядь - а на бревне этом лиса сидит, язычком облизывается, глазки хитрые щурит. «Ну, здравствуй, дружок, добро пожаловать на ужин» А зайка, откуда только силы взялись, как оттолкнется от бревна и скок на какой-то бережок. И ну со всего духу бежать. Глаза закрыл, бежит, ничего не видит вокруг себя. Вдруг - бух, налетел на что-то. Стукнулся так, что аж искры из глаз посыпались. Открыл он один глаз, смотрит - великан перед ним. Стоит руками машет, чуть не валится с ног то ли с испугу, то ли смеху. Понял заяц, что это он великана напугал. Трусишка наш расхрабрился, да как стукнет своей задней сильной лапой большого человека по сапогу и прыг в кусты (на всякий случай). С той поры заяц наш осмелел. Слыханное ли дело - великана напугал! Сказка вся, в ней есть намек, добрым молодцам урок.

Кем же был тот великан, которого заяц то ли напугал, то ли удивил и рассмешил? Русский царь Петр I. На этом «заячьем» острове царь начал возводить крепость (позже она будет названа Петропавловской). Согласно преданию, возводившие её строители трудились очень медленно. Царь разгневался и прибыл на остров, чтобы сурово наказать нерадивых работников. Но в тот момент, когда царь выходил из лодки на берег, на его сапог неожиданно прыгнул заяц. Царя это очень позабавило и привело в доброе расположение духа, благодаря чему он отменил суровые наказания и нарёк остров Заячьим. Говорят, что царь подхватил зайчишку на руки, хохотал и велел отдать его царевнам на забаву.

Уже в наше время на одной из опор Иоановского моста, который ведет к главному входу в Петропавловскую крепость, установили небольшой памятник «зайцу, спасшемуся от наводнения». Его высота 58 см. Заяц стоит на защитной свае, предохраняющей мост от ледохода. Туристы, приезжающие в С. -Петербург, бросают на постамент, где стоит зайка, монеты, стараясь попасть на деревянную опору.

Петропавловская крепость была построена, как военная крепость для защиты города и границ страны от врагов, а сейчас входит в состав Музея истории Санкт- Петербурга. С Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно в 12:00 производится выстрел сигнальной пушки. В 1991 году на территории Петропавловской крепости установлен памятник Петру Великому работы скульптора Шемякина. Сейчас на пляже Петропавловской крепости проводятся различные развлекательные мероприятия. Также проводятся экскурсии.

III ЧАСТЬ «Игра».

Игра «По болоту Пётр шёл…» Считалкой выбирают царя Петра.

«По болоту Пётр шёл, остров заячий нашёл, он собрал рабочий люд, чтоб построить крепость тут, зайцы пушек испугались по болоту, разбежались. Один, два, три, ну-ка зайчика найди. Дети идут по кругу, ребенок, играющий царя, идет в противоположную сторону. Дети движениями показывают, как созывали рабочих, строили крепость, дети разбегаются врассыпную, садятся на корточки, стараются не шевелиться. Ребенок, играющий царя должен запятнать зашевелившегося «зайца».

Итог:

Вопросы для закрепления. Предложить перейти за столы и нарисовать достопримечательности Санкт- Петербурга.

Публикации по теме:

Мастер-класс. Коллективная поделка к Дню рождения Санкт-ПетербургаМастер-класс. Коллективная поделка к Дню рождения Санкт-Петербурга В этом году Санкт-Петербургу исполняется 313 лет! В нашем детском саду открылась выставка рисунков и поделок к этому событию. Самой яркой.

Мои лоскутки для скатерти-самобранки «Путешествие Кукурузы Маисы из Санкт-Петербурга в Тулу».Мои лоскутки для скатерти-самобранки «Путешествие Кукурузы Маисы из Санкт-Петербурга в Тулу». Доброе время суток всем гостям моего блога. Вот и я решила внести свой вклад в создание скатерти-самобранки. Пригласила меня поучаствовать.

НОД по ФЦКМ с детьми средней группы «Символы Санкт-Петербурга» с использованием ИКТ Тема: «Символы Санкт Петербурга» Цель. Закреплять и углублять знания детей о родном городе, закрепить в памяти основные символы города.

Педагогический проект «Наш Невский район — зеленая жемчужина Санкт-Петербурга» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №75 Невского административного района г. Санкт-Петербурга.

Занятие по петербурговедению и развитию речи «Путешествие по Санкт-Петербургу» (подготовительная группа) "Путешествие по Санкт-Петербургу"Цель: создать условия для обобщения и систематизации полученных знаний о Санкт-Петербурге, создать условия.

Поделка детей средней группы ко Дню города Санкт-Петербурга (мастер-класс)Поделка детей средней группы ко Дню города Санкт-Петербурга (мастер-класс) Автор- Воспитатель средней группы Шугина Екатерина Сергеевна,дочь Шугина Виктория Сергеевна. Описание- мастер - класс предназначен для средней.

Сценарий праздника, посвященного Дню рождения Санкт-Петербурга Сценарий праздника, посвященного Дню города. Звучит гимн городу. Появляются мальчик, девочка и ведущая. Мальчик: Здесь город будет заложен,.

Спортивно-тематическое занятие в бассейне «Рыбята Санкт-Петербурга», посвященное 313-летию города Разработали и провели инструктор по физической культуре/плавание Комлева Ксения Александровна воспитатель Куклина Ольга Николаевна Участники:.

Стенгазета к 9 мая «Памятники героям ВОв в Приморском районе Санкт-Петербурга»Стенгазета к 9 мая «Памятники героям ВОв в Приморском районе Санкт-Петербурга» "Май в честь нашей Победы ликует, Сколько лет уж с войны той промчалось! Но героев никто не забудет, Благодарность им в сердце осталась!".

Конспект занятия по петербурговедению «Визитная карточка города»Конспект занятия по петербурговедению «Визитная карточка города» ГБДОУ детский сад № 106 Фрунзенского района Санкт- Петербурга Конспект на тему: «Визитная карточка города» Непосредственная.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 21:00
+148Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 94.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой»
Цель и задачи: 1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;...
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров»
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер класс изготовления мобила из бус и новогодних шаров....
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета» (Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...
Фотоотчёт по выставке «Город снеговиков»
У него морковный нос, И к метели он привык. Любит зиму и мороз. Это белый снеговик. ( Н. Сергиянская) Трудно представить детские площадки зимой без...
Новогоднее оформление группы «В гостях у Снегурочки»
Новый год – это всегда ожидание чуда! А детский сад именно то место, где дети больше всего ждут чудес, волшебства, сказки. И как важно при этом сделать все...