МААМ-картинки

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [л], [л`]. Дикие животные»

Елена Третьякова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [л], [л`]. Дикие животные»

Ф. И. О. автора: Никитина Елена Валентиновна Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Тема занятия : “Звуки [л], [л`]. Дикие животные. ”

Группа: подготовительная к школе, компенсирующей направленности (6- 7лет)

Пояснительная записка.

Конспект занятия составлен в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образовательного учреждения и рабочей программой учителя - логопеда.

Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте „Звуки [л], [л`], Дикие животные“» размещена в разделах

В процессе занятия осуществляется интеграция следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий учителя - логопеда и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности.

Цель. Познакомить со звуками [л], [л`], Введение в тему «Дикие животные».

Задачи: Коррекционные:

1. Уточнять правильную артикуляцию звуков [л], [л`].

2. Учить выделять звуки [л], [л`] из слов, давать их характеристику.

3. Закрепить умение определять место звуков [л], [л`] в словах.

4. Закрепить умение дифференцировать звуки : гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.

5. Совершенствовать умение отбирать картинки и придумывать слова с заданным звуком.

6. Совершенствовать навык деления слов на слоги.

Развивающие:

1. Систематизировать знания о диких животных.

2. Работать над речевым дыханием, мимикой, дикцией, интонационной выразительностью речи.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

4. Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Методы обучения.

Словесный метод используется для поддержания внимания детей на протяжении всей образовательной деятельности).

Наглядный метод помог в развитии познавательного интереса (просмотр иллюстраций и слушание музыки).

Практический метод – для закрепления знаний и умений детей на практике.

Игровой метод использовала с целью знакомства с новыми знаниями и выявления знаний и умений детей и их систематизации.

Форма организации деятельности воспитанников: игра- путешествие.

Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности.

Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим выделять новый звук из потока речи, совершенствовать звуковой анализ, систематизируем знания детей о диких животных.

В ходе занятия происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики, органов дыхания и мимической мускулатуры. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала, мультимедийного оборудования и современных технологий арт-терапии (музыкотерапия, ароматерапия), здоровьесбережения и СУ-ДЖОК терапии.

Структура занятия (хронологическая карта занятия)

Вступительная часть (4 минуты)

Основная часть занятия (17 минут)

Заключительная часть занятия (4 минуты)

Итоговый образовательный продукт:

Технологическая карта занятия

№ п. п Этап занятия

Структурные компоненты деятельности Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность детей Время

1 Вступительная часть

Организационный момент Эмоциональный настрой. Мотивация (создание проблемной ситуации) приглашение детей в путешествие Дети берутся за руки, улыбаются друг другу. Погружаются в музыку звуков и запахов леса и отвечают на вопросы учителя-логопеда, соглашаются отправиться в путешествие 4 минуты

2 Основная часть занятия

Знакомство с новыми звуками и актуализация имеющихся знаний и представлений Деятельность педагога: в процессе игры - путешествия с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, опоры на наглядность знакомимся с новыми звуками [л], [ль]; подвести детей к закреплению имеющихся знаний и умений по теме «Дикие животные». Дети знакомятся с новыми звуками, закрепляют знания, полученные в предыдущей образовательной деятельности 17 минут

3 Заключительная часть занятия

Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия занятия. Подведение итога занятия с позиции знакомства с новым материалом и обобщения полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (рефлексия настроения и эмоционального состояния). Дети отвечают на вопросы. Оценивают самостоятельно свое поведение при «путешествии» и объясняют свою оценку. 4 минуты

Ход занятия.

1. Организационный момент. Ребята, давайте соберемся все в кружок.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами на весь оставшийся день было хорошее настроение.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Садитесь на ковер. Закрывайте глаза. Я немного поколдую, а вы угадайте, по звукам и по запаху, где мы с вами очутились.

Музыка «Звуки природы – Голоса леса».

2. Дыхательная гимнастика.

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, задержали дыхание, выдох через рот, и еще раз. (Детям подаю ватный диск с капелькой эфирного масла сосны.)

- Ребята, как вы думаете, где мы с вами очутились?

-Как чудесно в лесу, правда?

-Ребята, кто живет в лесу?

3. Мимическая минутка.

А сейчас, если вы согласны, я бы хотела поиграть с вами. Согласны? Игра сложная, но я уверена, что вы справитесь. Будем мы сейчас играть и мимикой лицо зверей изображать.

В лесу бегает злой волк Нахмурить брови

Вдруг не стало волка Поднять брови (удивление)

Это мишка косолапый прогнал злого волка Подмигнуть правым глазом (радость)

- Вспомним, какое сейчас время года. Правильно, поздняя осень. И в связи с тем, что сейчас поздняя осень, все звери заняты своими делами по укреплению своего жилища и накопление запасов на зиму.

4. Пальчиковая гимнастика и переход за столы.

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, а это волчонок, Начиная с мизинца, одевают и снимают пружинку СУ-ДЖОК и сгибают пальцы в кулачок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Одев на большой палец пружинку, вращают им.

5. Дифференциация гласных и согласных звуков : Следующая наша остановка Звуковая деревенька.

На доске 2 домика: с красной и синей крышей. - В каком домике живут гласные звуки? (в красном) - Какие гласные звуки вы знаете? - В каком домике живут согласные звуки? (в синем и в зеленом) - Какие согласные звуки вы знаете? - Посмотрите на картинки на доске, определите первый звук в словах и поселите картинку в нужный домик, в зависимости от первого звука. - Объясните свой выбор. ( Детям предлагаются картинки: арбуз, утка, индюк, ножницы, торт, сыр, машина).

6. Выделение звука [л], его характеристика, обозначение. - А сейчас мы с вами знакомимся с новым звуком и попадаем на полянку вопросов и звуков. - Отгадайте загадку. Бесстрашен могучий лесной богатырь.

Его не пугает озёрная ширь,

И он не боится речной глубины.

Ветвисты рога его, ноги длинны. (ЛОСЬ)

- Как догадались, что это лось? - Какой звук слышим вначале слова? - Артикуляция звука. (Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Картинка артикуляции звука л + зеркало. - Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, твердый, звонкий) - Каким цветом будем обозначать звук [л]? (синим) - В каком домике он будет жить в нашей звуковой деревеньке?

7. Отбор картинок со звуком [л].

- Среди картинок на доске выберите только те, в которых есть [л], и положите их в шкатулку.

( Картинки: лошадка, лыжи, яблоко, юла, вилка, ёлка, лук, стол, дом, жук, шишка)

8. Определение места звука [л] в словах. Полоска с квадратиком синего цвета

-А сейчас я буду доставать картинки из шкатулки, а вы определите место звука [л] в словах и отразите это на опорной схеме. (Лось – я слышу звук [л] в начале слова. Волк- я слышу звук л в середине. Осёл – я слышу звук [л] в конце слова. Белка – я слышу звук [л] в середине слова) - Сколько слогов? - Какое животное здесь лишнее и почему?

Проходя через дремучий лес, давайте встанем и изобразим животных, о которых говорится в стихотворении.

9. Физкультминутка.

Игра с “Дикие животные” (изобразить, кто как ходит. Выполняют движения по тексту.)

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосёнок,

За мамой – лисицей крался лисёнок,

За мамой – ежихой катился ежонок,

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамою – белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

10. Выделение звука [л`], его характеристика, обозначение.

Ребята, мы очутились с вами на лесной поляне. Кто это? Отгадай загадку.

Рыжая плутовка в деревне кур таскает ловко? ЛИСА - Определите первый звук в этом слове? - Артикуляция звука [ ЛЬ]. (Схожа с артикуляцией звука Л. Отличия: Корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и передняя часть более приподнята. Место смычки расширяется. Язык чуть продвигается вперёд.) Картинка + зеркало. - Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, мягкий, звонкий) - Каким цветом будем обозначать звук [л`]? (зеленым) - А в каком он домике будет жить? Произнесите звук ЛЬ и запомните его.

11. Дифференциация звуков [л] – [л`]

-Приготовьте схему твердого звука Л и мягкого звука Ль. Я вам показываю картинку, а вы мне покажите какой звук Л или Ль есть в этом слове.

( Картинки: лампа, ложка, луна, белка, вилка, молоток лиса, лимон, корабль, самолёт, телевизор)

12. Составление предложения со словами ЛОСЬ и ЛИСА.

- На нашей поляне появился лесной житель ЛОСЬ. Давайте составим о нем красивое и правильное предложение. Анализ и составление схемы предложения. Аналогично со словом ЛИСА.

13. Повторение скороговорки на звуки [л], [л`].

Рыжий лис на свете жил, Чисто лапы с мылом мыл, Чистоплотный очень был, И без мыла долго выл.

Проговариваем скороговорку сначала медленно, потом еще 3 раза увеличивая темп, в это время между ладошками вращаем шарик СУ-ДЖОК

- Закрой глаза и повернись! И снова дома окажись!

14. Подведение итогов занятия и рефлексия.

- Ребята, вот мы с вами и вернулись снова в нашу группу.

- С какими звуками мы сегодня познакомились? - Дай характеристику звука Л. - Охарактеризуй звук ЛЬ. – Где мы сегодня с вами путешествовали? (Добиваться полных ответов детей) – Каких диких животных вы запомнили? - Если вам понравилось на занятии, то нарисуй улыбку смайлику. - Если что - то не понятно, то нарисуй смайлику грусть. - Если было скучно и не понравилось занятие, то нарисуй на смайлике слезинку. - Разобрать, случаи, если что - тоне понятно или не понравилось. - Оценка учителя – логопеда деятельности детей на занятии (выдача символов «Солнышко»)

Материально- техническое обеспечение занятия : магнитная доска, компьютер, музыка Звуки природы - Голоса леса; ватные диски, эфирное масло сосны, плакаты артикуляция звуков [Л], [ ЛЬ]; наборное полотно, предметные картинки на звуки [л], [л`] кружки для звукового анализа красного, синего и зеленого цветов, пособие для определения места звука в слове, картинки с изображением диких животных, смайлики, карандаши, мячи пружинка СУ-ДЖОК.

Список используемой литературы и ресурсы сети Интернет:

1. logoped.ru, maam.ru

2. zaycev.net

Приложения:

1. Музыка Звуки природы - Голоса леса

2. Предметные картинки

3. Плакаты «Артикуляция звука Л»; «Артикуляция звука ЛЬ»

4. Картинка «Смайлики без рта»

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звуки [Ч’] и [Щ’]» Дата проведения: 12.02.19г Цель: закрепить представление о звуках [Ч'] и [Щ']. Обучающая задача: - Способствовать речевому развитию через.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Б]-[П], [Б’]-[П’]» Дата проведения: 20.02.19г Цель: закрепить представление о звуках [Б]-[П], [Б’]-[П’] Обучающая задача: совершенствование умения дифференцировать.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Л’], [Л]. Буква «Л» Задачи Образовательные: Познакомить с согласными звуками [Л], [Л"]. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Г]-[Г’] — [К]-[К’] и буквы Г — К» ТЕМА. Звуки «Г-ГЬ» — «К-КЬ» и буквы «Г» — «К» Программное содержание: Познакомить детей со звуками «Г», «ГЬ» (звонкими) и «К», «КЬ» (глухими).

Конспект занятия по обучению грамоте детей с ТНР «Звуки [K], [K’]. Буква К»Конспект занятия по обучению грамоте детей с ТНР «Звуки [K], [K’]. Буква К» Конспект занятия по обучению грамоте детей с ТНР. Звуки [K], [K’]. Буква К. Цели: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [З]-[З’], [З’]-[С], [З’]-[С’], буквы З, С, В» Конспект занятия по обучению грамоте (письмо) по теме: «Звуки [з]-[з'], [з']-[с], [з']-[с'], буквы З, С, В». (УМК "Детский сад 2100"). Цели:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки «[А], [У] и [О]» Программное содержание: Закреплять навыки различения и правильного произношения звуков «А»,«У»,«И»,«О». Учить выделять эти звуки из ряда.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Л] и [Л’]» Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки «Л» и «Ль» Задачи: Дифференциация звуков Л и ЛЬ; Совершенствование навыка деления слов на слоги;.

Конспект занятия по по обучению грамоте «Звуки [З-С], [З’-С]» Тип занятия: закрепление пройденного материала. Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

Презентация к занятию подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [Т], [Т’], буква «Т» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе Подготовила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136 г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [л], [л`]. Дикие животные»
Опубликовано: 1 октября 2019 в 20:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД