Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Жили — были звуки…» (подготовительная группа)

Ирина Бадакова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Жили — были звуки…» (подготовительная группа)

«Жили - были звуки

Программное содержание.

- познакомить детей с тем, что звуки речи делятся на гласные и согласные;

- учить слышать и выделять их из речи;

- показать условно-графическую схему звука (красный и синий квадрат);

- учить дифференцировать гласные и согласные звуки на слух;

- развивать умение понимать настроение других людей по мимике, жестам;

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в крупную клетку

(проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии).

Материал к занятию:

- условно-графические схемы гласного и согласного звуков (красный и синий квадрат);

- фонограмма звуков (шум моря, ветра, дождя; голоса птиц и животных, звучание муз.

инструментов и т. п.);

- сюжетные картинки.

Раздаточный материал:

- условно-графические схемы гласного и согласного звуков (красный и синий квадрат).

Ход занятия.

Дидактическая игра «Что я слышу?» (дети прослушивают фонограмму).

Беседа о том, кто что услышал.

Мир полон звуков самых разных:

Простых, смешных и даже страшных,

Но стоит в звуках разобраться,

И вы не будете бояться.

Узнаете, кто как кричит,

Кто звонко лает, кто мычит,

Что вызывает гул и треск

И от чего мы слышим плеск,

Кто и зачем воскликнул «Ай!»,

Кто закричал «Ай - я - яй!»,

Ответ в рисунках ты найдешь,

Словами звуки назовешь.

Рассматривание сюжетных картинок:

1) Какие звуки издают - ворона, коза, корова, кошка, лягушка?

2) Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (эх)

3) Как дети смеются? (ха-ха)

4) Что говорит бабушка внучке - грязнуле? (а-я-яй)

5) Как погоняют лошадь? (но)

6) Как вскрикивают от испуга (ай)

7) Как охают больные (ох)

8) Как поют песенки без слов? (ля - ля)

9) Что нужно говорить, когда доктор осматривает горло? (а-а)

Воспитатель: как вы думаете, что это - (эх, ха-ха, ля-ля, но, ай, а-я-яй, а-а?

(Это - звуки речи).

Сказка о звуках (карточки красного и синего цвета).

"Жили - были звуки. Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у вас в ротике живут - поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажите, откройте ротик). Есть потолок (потрогайте языком верхнее небо, пол (нижнее небо, дверь (губы сомкнуть, разомкнуть - чем не дверь у домика звуков). Есть даже костяные решетки для прочности (зубы сомкнуть и разомкнуть). (Все эти операции воспитатель выполняет вместе с детьми).

. И все было бы хорошо, да поселился в домике Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка). И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так - повторяйте за мной: [а], [о], [у], [ы], [и]. Эти звуки проходили свободно и носили красные платьица (красная карточка). А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то дверь закрывает [м], то к потолку Змей Горыныч прижимает звук [т], то заставляет звуки шипеть [ш], фыркать [ф], свистеть [с], хрипеть [х]. То бьет Змей Горыныч хвостом звук [р]. (Дети произносят эти звуки несколько раз, определяя, какие преграды встречает воздух при их произнесении). Эти звуки не свободно проходят через рот и носят вот такие синие платьица (синяя карточка).

Дети делают вывод: одни звуки можно пропеть, протянуть, прокричать, сказать тихо и произнесению ничего не мешает - это гласные звуки (добавляет воспитатель); звуки, при произношении которых, воздух встречает преграды - согласные.

Физминутка

Непоседа - ветер знает все на свете. Дети делают взмахи руками над головой.

Знает, как поет лягушка: «ква-ква-ква». Приседают и прыгают как лягушки.

Знает, как шумит ракушка: «шу-шу-шу». Складывают ладони «лодочкой» и подносят к правому уху.

Знает, как кричит ворона: «кар-кар-кар». Машут руками, как крыльями.

Знает, как мычит корова: «му-му-му». Хлопают в ладоши.

Игра «Доскажи словечко».

Ежедневно по утрам заниматься нужно. нам.

Ель, топор, лопата, руки -

В каждом слове слышим. звуки.

Звуки эти разные: гласные,. согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и. закричать,

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке ребенка. качать.

А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть,

Но не хочется им. петь!

Дидактическая игра «Наряди звук в платьице»

Воспитатель: "Я буду произносить звук, а вы повторяйте его за мной и показывайте платьице (карточку, в котором этот звук выходит из домика гулять".

[а] - произносит воспитатель, дети повторяют звук и показывают карточку

соответствующего цвета, объясняя свой выбор.

[б] - синяя карточка и т. д.

[а], [о], [з], [с], [у], [р], [т], [и], [э], [б], [а], [ы], [ж] и т. д.

Графический диктант:

- три клетки вправо;

- три клетки вниз;

- три клетки влево;

- три клетки вверх;

Что получилось?

Самостоятельно нарисовать такую же фигуру.

Штриховка - один квадрат красный, другой - синий.

Итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте подготовительная группа Цель: обобщить и систематизировать полученные знания; Задачи. 1. Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звуки [Ч’] и [Щ’]» Дата проведения: 12.02.19г Цель: закрепить представление о звуках [Ч'] и [Щ']. Обучающая задача: - Способствовать речевому развитию через.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Б]-[П], [Б’]-[П’]» Дата проведения: 20.02.19г Цель: закрепить представление о звуках [Б]-[П], [Б’]-[П’] Обучающая задача: совершенствование умения дифференцировать.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Л’], [Л]. Буква «Л» Задачи Образовательные: Познакомить с согласными звуками [Л], [Л"]. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Жили — были звуки…» (подготовительная группа)
Опубликовано: 17 октября 2019 в 22:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 ноября. День ракетных войск и артиллерии

Артиллерия – это бог войны, а офицеры-артиллеристы – элита любой армии. Потому что для этой профессии необходим высокий уровень подготовки (несмотря на то, что с приходом компьютеров громоздкие таблицы на...

19 ноября. День рождения М.В.Ломоносова

19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов – российский ученый-естествоиспытатель мировой величины. Химия, физика, астрономия, история, география, геология, металлургия, стекловедение и даже...

Логоритмическое занятие на тему: «Мамин День»
Логоритмическое занятие на тему: «Мамин День». Цель: Коррекция речевых нарушений посредством сочетания слова, ритма, музыки и движения. Задачи: -...
Фотозарисовки «Мое знакомство с островом Тенерифе»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю делиться с вами своими впечатлениями о моих путешествиях. Остров Тенерифе. Остров вечной весны....
Фотоотчет «Осенние поделки»
Доброго времени, уважаемые коллеги! В октябре проводилась в нашем детском саду выставка творческих работ на осеннюю тематику. Как всегда родителям и...