Лучший педагог года

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Р] и буква «Р» в старшей группе

Виктория Ведутенко
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Р] и буква «Р» в старшей группе

Изученные буквы : а, у, м, х, о, с, п, к, в, т, н, и, з, л, э, и, ш

Задачи:

общеобразовательные:

1. Закреплять звук «р», «р’». Познакомить со строчной и прописной буквой Р р.

2. Учить читать прямые открытые слоги, прямые слоги со стечением согласных.

3. Закреплять умение читать текст.

коррекционно-развивающие:

1. учить определять место звука «р», «р’» в словах: ракета, самовар, парта, репа.

2. закреплять умение составлять схему слова (роза, шар)

Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте „Звук [Р] и буква „Р“ в старшей группе» размещена в разделах

Оборудование: наборное полотно, касса букв, предметные картинки, индивидуаль-ные зеркала, 2 корзинки зеленого и синего цветов, муляжи овощей и фруктов (огу-рец, репа, редис, мандарин, помидор, морковь, груша, гранат, конверты с буквами и слогами, разрезная буква Р, «забавная азбука», «улица с домиками», звездное небо, звездочки.

Ход урока

I. Организационный момент

- Звенит урок, начинается урок.

- Сядьте правильно. Красиво сидит Миша, Дима.

- Ребята, какой сейчас будет урок?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Посмотрите за окно. Какая сегодня погода?

II. Артикуляционная гимнастика

- Будем выполнять гимнастику для язычка, чтобы подготовить его к работе.

- Приготовьте зеркало. Я называю упражнение, а вы выполняете.

- Упражнение «Заборчик»

- Упражнение «Улыбочка – трубочка»

- Упражнение «Вкусное варенье». Язык должен быть широким, боковые края его должны касаться уголков рта.

- Теперь потренируем язычок «Индюк» (как индюк болбочет).

- Упражнение «Барабанщики».

- Молодцы. Теперь мы готовы к работе со звуками и буквами. Мы успешно выпол-нили задание и получаем звездочку, которая будет украшать наше небо.

III. Повторение изученных букв и слогов

1. Повторение букв

- Будем повторять буквы, которые уже знаем.

- Проведем «Диктант» : покажите букву а, у, м, х, о, с, п, к, в, т, н, и, з, л, э, и, ш

- Назовите согласные.

- Почему они согласные?

- Назовите гласные.

- Почему они гласные?

- Достаньте из конвертов 3 согласные буквы и 2 гласные.

- Буквы отправились в плаванье, на корабле с розовым флагом поплывут звонкие согласные, а с желтым флагом – глухие согласные. Помогите буквам сесть на нуж-ный корабль (т, к, п, м, ш)

2. Повторение слогов

- Теперь будем читать слоги

- Прочитаем слоги в таблице

а о у и

з за зо зу зи

л ла ло лу ли

ш ша шо шу ши

- Будем составлять слова из слогов. Достаньте конверты, в них лежат разные слоги. Посмотрите внимательно и попробуйте составить из них как можно больше слов. (на доске картинки, у детей слоги для составления слов: шап-ка, за-мок, ли-мон)

- Проверим. Читаем по одному. У кого есть такое слово, поднимите руку (затем слово читают хором все дети, у кого оно есть)

- Молодцы! Вы справились с этим заданием, и получаете следующую звездочку.

III. Знакомство с новым звуком и его закрепление

1) Выделение нового звука

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Чтобы узнать какой это звук, надо от-гадать загадку.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звезд. Ответ: Ракета

- Как вы догадались, что это ракета?

- Разделите слово на слоги.

- Сколько слогов в слове?

- Назовите только первый слог. Теперь второй.

- Произнесем все вместе первый слог: ра, а теперь так: РРРа. Какой первый звук в слове ра?

- [р] – это наш новый звук.

2) Артикуляция и характеристика звука [р]

- Давайте вспомним как произноситься звук [р].

- Возьмите зеркала. Произнесите звук [р].

- Посмотрите, зубы у нас разомкнуты. Широкий кончик языка поднят вверх к бу-горкам за зубами, спинка языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

- Произнесите звук [р] еще раз и скажите, встречает ли струя воздуха препятствие? (да)

- Значит это какой звук : гласный или согласный (согласный)

- Положите ладонь на горлышко, послушайте, работает ли голосовой моторчик?

- Значит [р] – это какой это звук? (звонкий)

- Кто хочет рассказать о новом звуке [р]?

- Мы с вами произносили только твердый звук [р]. Давайте произнесем слоги с твердым звуком [р]. Повторяйте хором за мной: ра, ро, ру, ры.

- Теперь произнесем мягкий звук [р’].

- Повторяйте за мной слоги: ри, ре.

- Назовите твердый и мягкий звук парой ([р], [р’]).

2) Упражнение на звукоподражание

- Дети, а на что похожи звуки [р], [р’]?

- Как работает машина? (рррррр,

- Как рычит собака (ррррррр)

4) Упражнения на различение звука в словах

- Будем учиться слушать звуки [р], [р’] в словах.

- Поиграем в игру «Самый внимательный». Я показываю картинки. Если в слове есть звук [р], хлопайте в ладоши (зонт, зебра, кепка, рыба, ворона)

- Какой звук вы услышали? Какой это звук (согласный). Почему он согласный?

- У меня есть 2 корзинки с овощами и фруктами (огурец, репа, мандарин, помидор, груша)

- Давайте разложим их правильно: в синюю корзину будем складывать фрукты и овощи в которых звук [р] твердый, а в зеленую корзинку фрукты и вощи с мягким звуком [р’].

- Выходим к доске по одному. Остальные следят, если согласны, дружно хлопайте в ладоши.

- А сейчас будем учиться определять место звука в слове. Поиграем в игру «Где живет звук. На доске – улица с домиками. Покажите, где начало улицы. Где ее середина? Где конец? (дети показывают домики слева направо). Если звук находит-ся в начале слова, он живет в начале улицы. Я называю слово, а вы показываете, где живет звук «р», «р’». Например, в слове ракета звук «р» находится в начале слова. Он согласный, твердый, звонкий.

- Выходим к доске по одному. Остальные проверяют.

- Посмотрите на картинку. Что это? Самовар, так раньше назывался предмет в кото-рой кипятили воду на чай Где находится звук «р» в слове самовар? Сша, иди к дос-ке и покажи в каком домике будет жить этот звук? Этот вук находится в конце сло-ва, он согласный, твердый, звонкий. (аналогично со словами парта, репа)

- Молодцы ребята. Получите еще одну звездочку

V. Знакомство с буквой и ее закрепление

1) Знакомство с буквой

- А сейчас узнаем новую букву. Звуки [р] и [р’] можно записать буквой Р.

- Это большая буква Р, где пишут большую букву? (В начале предложения и в име-нах людей)- Это маленькая буква р.

2) Закрепление буквы

- Сейчас будем упражняться узнавать букву р и запоминать ее.

- Посмотрите, из каких элементов состоит наша буква р, - один полукруг, и палочка (на доске располагается разборная буква, таким образом, чтобы элементы находи-лись недалеко друг от друга, сохраняя общий образ буквы).

- Достаньте из конверта элементы. Сложите буквы р. Говорите: р-р-р

- Итак, какую букву сложили?

- Найдите в конвертах большую и маленькую букву р.

-Возьмите в руку карандаш и обведите букву по контуру. Какая буква у вас полу-чилась?

- А сейчас поиграем в игру «Забавная азбука», наши буквы превратились в разные предметы. Найдите среди них букву р.

- Где живет буква р в нашей классной азбуке? Саша, иди поставь ее в свой домик.

- Возьмите свои разрезные азбуки. Найдите домик для буквы р. Положите ее на ме-сто.

- Молодцы, ребята. Еще одна звездочка засияла на нашем небе.

VII. Чтение слогов с новой буквой

- Будем учиться читать слоги с новой буквой р.

- Послушайте первый слог: ра

- Какой звук первый? Какой второй?

- Составьте слог на партах, Катя составит его на доске.

- Катя, проговаривай: составляю слог ра, первый звук «р» согласный, твердый -, звонкий. второй «а», он гласный. Буква а командует согласному читаться твердо ра.

- Проверьте. Прочитаем слог хором.

- Сейчас составим слог ро. Какую букву надо заменить в слоге ра, чтобы получился слог ро? Составьте слог на партах, у доски это задание выполнит Наташа (ребенок комментирует).

- Составим слог ри. Какой звук первый? Первый звук «р’», он согласный, мягкий, звонкий. Какой второй? Второй звук «и». Буква и командует согласному читаться мягко ри. Составьте слог ри на партах.

- Теперь сами составьте слоги ру и ры.

- Прочитаем слоги на доске хором (более слабым ученикам предлагаем прочитать их по одному).

- Составим новый слог кра. Какую букву надо прибавить к слогу ра, чтобы полу-чился слог кра? Прочитайте хором кра. Какой первый звук? Какой второй? Какой третий?

- Что нужно изменить в слоге кра, чтобы получился слог кар (более сильному уче-нику предлагаю выполнить задание на доске, остальные выполняют на партах). Прочитайте все вместе кар. Какой первый звук? Какой второй? Какой третий?

- Уберите буквы в кассу.

VIII. Чтение слов с новой буквой

- Будем учиться читать слова.

- Посмотрите на картинку. Что это? (розы)

- Разделите слово на слоги. Сколько слогов? Какой первый? Какой второй?

- Произнесите хором первый слог. Составьте на партах. На доске будет составлять Арина.

- Произнесите второй слог в слове розы.

- Скажем хором, дружно.

- Составьте слово розы на партах, а у доски его составит Оля.

- Составим схему. Какой звук в слове розы первый? Он какой? (согласный, твер-дый). Как мы обозначаем твердый согласный? (синим квадратиком). Второй звук «о», он гласный, обозначаем красным треугольником. У доски составит схему сло-ва розы Валя, остальные проверяют.

- Составьте схему слово шар самостоятельно (учитель ходит по рядам, помогает слабым детям).

- Посмотрите на картинку, что делает мальчик? (красит) В слове красит, какой первый слог? В слоге кра какой первый звук, какой второй, третий? Этот слог у доски составит Маша. Остальные составляют его на партах. Какой второй? В слоге сит какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий. Этот слог на доске соста-вит Лена. Прочитайте хором это слово.

- Посмотрите на картинку? Что это? (краски). Сколько слогов в этом слове? Назови-те первый слог - кра. Какой первый звук? Назовите второй звук? Какой третий звук? Этот слог составит у доски Андрей, остальные на партах. Назовите второй слог – ски. Этот слог у доски составит Андрей., остальные на партах. Какой первый звук? Назовите второй звук, третий звук. Какое слово получилось. Прочитайте хо-ром. Теперь по одному (2-3 ребенка).

- Посмотрите на картинку. Что это? (шар). Послушайте, как я скажу: шар красив. Сколько слогов в слове красив. Какой первый слог – кра. Этот слог вы уже знаете, составьте его самостоятельно. А у доски его составит Оксана. К доске пойдет Ми-ша, составь слог сив, остальные на партах. Прочитайте слово хором. Теперь по од-ному (2-3 ребенка). О ком или о чем можно сказать, что он красив?

- Послушайте, как я скажу: роза красива. Сколько слогов в слове красива? Какой первый слог? Какой второй слог? Какой третий слог? Какую букву нужно добавить к слову красив, чтобы получилось слово красива? Саша, пойдет к доске, добавь букву а, остальные на партах. Прочитайте слово хором. Теперь по одному (2-3 ре-бенка). О ком или о чем можно сказать, что она красива?

- Послушайте как я скажу: шар нарисован. Сколько слогов в слове нарисован? Назовите первый слог – на. Этот слог мы хорошо знаем, составьте его сами. К дос-ке пойдет Максим, составь слог на. Назовите второй слог - ри. Сколько звуков в этом слоге? У доски этот слог составит Оля, остальные на партах. - Составляю слог ри. В этом слоге два звука первый звук «р’» - он согласный, мягкий, звонкий, вто-рой – «и», он гласный. Буква и командует согласному читаться мягко ри. Назовите третий слог – со. Этот слог мы хорошо знаем, составьте его сами. К доске пойдет Максим, составь слог со, остальные на партах. Назовите четвертый слог – ван. К доске пойдет Миша, составь слог ван, остальные на партах. Прочитайте слово хо-ром. Теперь по одному (2-3 ребенка). О ком или о чем можно сказать, что он нари-сован?

- Послушайте, как я скажу: роза нарисована. Сколько слогов в слове нарисована? Какую букву нужно добавить к слову нарисован, чтобы получилось слово нарисо-вана? Наташа, пойдет к доске, добавь букву а, остальные на партах. Прочитайте слово хором. Теперь по одному (2-3 ребенка). О ком или о чем можно сказать, что она нарисована?

- Прочитайте слова, которые составили (сильные ученики по одному слову, хором слабые)

IX. Чтение по букварю

- Будем читать букварь.

1) Повторение характеристики звука

- Откройте букварь по закладке. Найдите новую букву.

- Звук р гласный или согласный? (Это согласный звук).

- Какой он глухой или звонкий? (Звонкий)

- Почему звонкий? (Работает голосовой моторчик)

- Кто назовет в паре твердый и мягкий согласный? (ра, ри)

2) Чтение и разбор рассказа

- Поставьте пальчик на начало текста. Прочитайте про себя. Вика прочитает вслух.

- Прочитайте рассказ сами.

- Итак, о ком этот рассказ?

- Будем учиться хорошо читать этот рассказ.

Рассказ читается по цепочке, по одному предложению.

- Что идет у ребят? (урок)

- Что у Марины и Иры? (краски)

- Посмотрите на картинку, что висит на стене? (картины)

- Что нарисовано у Иры? (роза)

- Что говорится о розе? Она (красива).

- Что нарисовала Тамара? (шар). Посмотрите на картинку, где ее рисунок? Что го-ворится о шаре? Он (красив).

- Как можно озаглавить этот рассказ?

4) Выборочное чтение

- Сейчас посмотрим, как внимательно вы читали рассказ

- Найдите и прочитайте предложение о том, что нарисовано у Иры?

- Найдите и прочитайте предложение о розе

- Прочитайте, что нарисовано у Тамары.

- Найдите и прочитайте предложение о шаре.

5) Чтение по эстафете

- Сейчас будем читать по эстафете. Я буду останавливать, и называть имя следую-щего. Следите внимательно. Начнет читать рассказ Маша.

- На вашем звездном небе появилась еще одна звездочка.

X. Итог урока

- Закройте букварь. Сядьте правильно.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Назовите парой твердый и мягкий звуки.

- Расскажите об этом звуке все, что знаете.

- Назовите слова со звуком [р]

- Посмотрите, какое звездное небо у нас получилось. А вы знаете, что каждая звез-да имеет свое название? Но об этом я расскажу вам на следующем уроке, уроке по окружащему миру. - Занятие окончено.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е из-дание, стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000

12. Жукова Н. С. Букварь : учебное пособие. М. : Издательство «Эксмо», 2009

3. Обучение дошкольников грамоте : Методическое пособие/Л. Е. Журовой, Н. С. Варенцова, Н. в. Дурова, Л. Н. Невская/Под ред. Н. В. Дуровой. - М. : Школьная пресса, 2004

4. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Василье-вой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -3-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2005

Публикации по теме:

Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П»Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Петрушка принёс звуки - символы (артикуляционная гимнастика). Паровозик для определения слогов в слове. Слова со звуком П. На улице.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж» Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж,ж. Задачи: 1. Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Р] и буква «Р» в старшей группе
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 06:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД