МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Здравствуй, песок»

Тамара Ракитина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Здравствуй, песок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Золотой ключик»

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

«Здравствуй, песок»

в старшей группе

Составила воспитатель

высшей квалификационной категории

Ракитина Тамара Евгеньевна.

г. Люберцы 2017 г.

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Здравствуй, песок“» размещена в разделах

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.

Задачи:

Образовательные:

• Расширять у детей представления о песке и его свойствах;

• формировать умения осуществлять осознанную практическую деятельность (Как это сделать? Что я знаю? Что сделано).

Развивающие:

• развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;

• развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Программное содержание:

Игровое вхождение в занятие, просмотр презентации и беседа, проведение опытов, сюрпризный момент – игра с кинетическим песком, рефлексия.

Предварительная работа:

Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы, «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование и материалы: экран, ноутбук, съемный диск (флэш-карта) с демонстрационным материалом. Песок, вода. Салфетки, одноразовая посуда, мерная ложка, трубочки для коктейля, лупы. Наборы кинетического песка, игровая атрибутика и т. д.

Методы и приемы:

Беседа, наблюдение, создание проблемной ситуации,

экспериментально-опытный, объяснительно-иллюстративный,

игровой.

Ход ООД

Организационный момент:

Воспитатель:

Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

А теперь детвора, начинать игру пора.

Проводиться игра «Тепло и холодно» (дети прикасаются ладошкой к ладошке воспитателя и называют объекты и явления не живой природы)

Воспитатель: молодцы, ребята

Поиграли мы с утра,

Заниматься нам пора:

Ждут в лаборатории нас дела.

-Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты. Уважаемые коллеги, готовы? (ответы детей)

-А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

-Ребята, перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно опустить туда руку, и сказать с каким материалом мы будем сегодня работать. (ответы детей)

-Ну что, проверим ваши предположения. Открываю ящик и там действительно сухой песок.

-Что же такое песок и откуда он появился? (ответы детей)

-Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке

Просмотр презентации «Здравствуй, песок».

Слайд 1-5. Как образуется песок.

Когда-то давным-давно, когда наша планета Земля была еще совсем новенькая, песка на ней не было. Тогда к небу вздымались огромные скалы. Но постепенно, от того, что солнце сильно нагревало эти скалы а холодный ветер охлаждал, вода с силой билась об эти скалы, они стали разрушаться. Сначала от скал отламывались крупные куски, потом они распадались на более мелкие, но кроме камней вода выбрасывает на берег и ракушки, вода перекатывает камешки и ракушки измельчает их и превращает в песок. Так на Земле появился песок.

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло – серый.

То морской он, то речной.

Отгадайте кто такой!

Слайд 6. Морской песок.

Морской песок бывает разный : состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков.

Слайд 7. Речной песок.

Песок бывает речной, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины, камней и камешков.

Слайд 8. Карьерный (горный) песок.

Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль.

Слайд 9. Песок пустыни : барханы.

Во время песчаных бурь в пустыне песок имеет страшную, разрушительную силу.

Вот какой разный песок.

-Вы согласны заняться изучением этого природного материала? (ответы детей)

-Скажите, а где можно проводить исследования и опыты? (ответы детей)

А теперь, уважаемые коллеги, я прошу вас пройти в лабораторию, и занять свои рабочие места.

Сначала повторим правила поведения в лаборатории:

• внимательно слушать воспитателя,

• выполнять предложенные действия аккуратно

• нельзя ничего брать в рот, тереть глаз,

• нельзя вертеться за столом, толкать товарищей,

• всегда мыть руки по окончании работы в лаборатории

11. Опытно-экспериментальная деятельность детей

Опыт 1. «Песчинка под лупой» - найти как можно больше особенностей в песчинке (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска).

-Проведите свои исследования и дайте ответ.

Опыт 2 «Раз песчинка, два песчинка» - обратить внимание, на размер песчинок… они одинаковые?

Дети просеивают песок через сито и делают выводы.

Опыт 3. «Необычный дождь» - почувствовать сыпучесть сухого песка.

-Возьмите все необходимое для проведения этого опыта.

-Легко ли сыпется песок? (ответы детей)

-Почему, как вы думаете? (ответы детей)

-А, как вы, думаете, они скреплены между собой? (ответы детей)

-Если песок сыпется, то он какой? (ответы детей)

Опыт 4. «Может ли двигаться песок».

Игра с песком «Песчаный конус»- горсть песка сыпать струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно там образуется конус, который будет расти в высоту. С течением времени то в одном, то в другом месте на поверхности конуса возникнут сход песка, движение песка, похожее на течение воды. Побуждать детей к выводу, что именно так под воздействием ветра песок может двигаться по пустыне, и похож на морские волны.

Опыт 5. «Песчаная буря в банке».

Песок в банке - имитация пустыни. Для повышения безопасности опыта, банка закрыта крышкой с дырками, в одну из которых вставлена соломинка для коктейля. Заставить песок перемещаться с одного места на другое - у самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик - бархан.

Опыт 6. «Есть ли запах у песка»

Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок? (ответы детей)

Опыт 7. «Растворяется ли песок».

Предложить детям поместить песок в воду и размешать ложечкой. --Что произошло с водой и песком?

-Итак, кто даст ответ на этот вопрос? (если дети дают неоднозначный ответ, то провести опыт с растворимым свойством сахара)

-Попробуйте слепить из сухого песка куличик. Что получилось? (ответы детей).

-Что надо сделать, чтобы слепить куличик? (ответы детей)

Опыт 8. “Свойства мокрого песка”

Предложить детям намочить небольшое количество песка с помощью пульверизатора. Проверяем свойства мокрого песка, сравниваем с сухим песком и делаем выводы:

Не сыпется – вязкий, мокрый, липкий;

Цвет – темнее, чем сухой песок;

Не движется под воздействием ветра;

Имеет специфический запах

Мокрый песок лепиться.

-А кто догадается, почему это произошло?

Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.

Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.

-А теперь я предлагаю поиграть представить модели сухого и влажного песка.

-Представьте, что вы песчинки. А я ветер. Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие).

-Это модель сухого песка.

-А теперь, полил дождь и намочил песок, что получилось? Покажите мне модель мокрого песка.

111. Рефлексия.

Ну что, уважаемые коллеги, я очень довольна вашими исследованиями. А какое у вас осталось впечатление от работы в лаборатории? Я предлагаю вам это оценить самостоятельно, для этого нарисуйте веселого или грустного смайлика (в зависимости от ваших впечатлений) на песке.

Поработали не зря,

В сад возвращаться нам пора.

Где нас ждет веселье и игра.

Молодцы! За вашу активность, стремление к знаниям я приготовила для вас сюрприз!

В этих коробочках песок, но не совсем обычный. А называют его кинетический – это искусственный песок. И я предлагаю вам немного поиграть.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2.»Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей» Е. В. Лосева.

3. ФГОС ДО Карточное планирование в ДОО «Познавательно-исследовательская деятельность детей 5-6 лет.

4. ФГОС ДО Практика реализации «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории» М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Волшебный песок» Вид: познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе. Тема: «Путешествие в песочную страну». Цель: расширение представлений.

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль» .

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Фрукты» Тема: «Организация совместной деятельности детей и педагога в первой половине дня» (интеграция содержания образовательной области «Развитие.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода-волшебница» Цель: Развитие познавательной деятельности ребёнка в процессе знакомства со свойствами воды. Задачи: образовательные: уточнить представления.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Школа юных сыщиков» Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Задачи: • выявить возможности.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе" Свойства песка" (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снежная королева в гостях у ребят»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снежная королева в гостях у ребят» Цель: создание условий для формирований у детей представлений о свойствах снега и льда. Задачи: - научить детей устанавливать причинно-следственные.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью» Цель исследования: Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы Цель: расширение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Здравствуй, песок»
Опубликовано: 8 мая 2017 в 12:41
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД