Кочанова Ольга Васильевна
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Знакомство с коми-народной сказкой «Заяц и Лиса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с коми народной сказкой «Лиса и заяц».
Задачи:
Образовательные:
Учить внимательно слушать сказку, понимать и оценивать поступки героев, передавать интонацией голоса, характер персонажей;
Учить детей составлять сказки по интеллект-картам;
Вспомнить с детьми «волшебные слова»;
Развивающие :
Развивать у детей связную речь, эмоциональную отзывчивость, мышление;
Развивать умение подбирать прилагательные к существительным;
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе „Знакомство с коми-народной сказкой „Заяц и Лиса“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика Коми
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Продолжать формировать навыки культурного общения, воспитывать любовь к сказкам;
Воспитывать любовь к своей малой родине;
Воспитывать культуру поведения.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Узнай сказку по картинкам», «Из какой сказки герой» и т. д.
Материал и оборудование: Иллюстрации к сказке, текст сказки «Лиса и заяц», интеллект-карта для сочинения сказки, колонка, сундук, записка на сундуке, раскраска для каждого ребенка.
Орг. момент.
Мы пришли сегодня в сад,
Каждый друга видеть рад.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Громко скажем всем «Привет»
Кто же справа твой сосед? (Дети по очереди здороваются с соседом справа (слева).
-Молодцы! Улыбнулись и друг-другу подарили хорошее настроение.
Актуализация опорных знаний и представлений.
-Ребята, я пришла сегодня рано утром в детский сад и увидела в нашей группе вот такой интересный предмет. Как вы думаете, что это? (Сундучок)
-Я хотела его открыть, но оказалось, что сундучок не простой, волшебный.
-Ой, посмотрите, а здесь на сундучке записка. В ней что-то написано.
Воспитатель читает записку.
-Чтобы сундучок открыть
Надо повнимательнее быть
Вспомнить все «волшебные слова»
Вежливыми нужно быть всегда.
-Что это означает? Ничего не понимаю. А вы, ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать? (Нужно вспомнить все «волшебные слова»)
-Что значит «волшебные слова»? Что это за слова такие? (Вежливые, добрые слова)
-Точно. А давайте попробуем. Называйте все вежливые слова. (Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания, будьте здоровы, приятного аппетита, и т. д.)
-А какой из этих слов больше подойдет, для того чтобы открылся сундучок?
-Когда мы обращаемся с просьбой к кому-нибудь что-то сделать, какое «волшебное слово» мы говорим? (Пожалуйста)
Дети хором произносят «волшебное слово – пожалуйста», сундучок открывается.
-Молодцы, ребята, смогли открыть сундучок. А что же там? Очень интересно. А вам?
Постановка проблемной ситуации.
Воспитатель достает с сундучка иллюстрации к коми народной сказке «Заяц и лиса».
-Ребята, посмотрите, какие красивые рисунки. Давайте рассмотрим их, что на них нарисовано.
Выставляет рисунки на мольберт.
-Как вы думаете, ребята, что это? (Картинки)
-Что на них нарисовано? (Лиса и заяц)
-А вам знакомы эти рисунки? С какой сказки могут быть эти рисунки? (Предлагают варианты)
- А, как вы думаете, о чём могут говорить заяц и лиса. (Могут спорить между собой)
- Какая лиса? (Хитрая)
- Как можно сказать о лисе по-другому. (Рыжая плутовка, наглая)
- А, какой зайка? (Серый, косой, глупый,.)
-Ребята, теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово. На пример: лисичка …сестричка, хитрая… лиса, лиса… плутовка. Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему сказочное слово :
Петушок…. (золотой гребешок, Зайчишка… (трусишка, Мишка (косолапый, Зайка (побегай-ка, Волчок (серый бочок, Мышка….(норушка, Лягушка…. (квакушка). Молодцы!
- Рассмотрим другую картинку. Что мы видим на этой картинке? (Лиса застряла между деревьями, а заяц стоит и смотрит).
-Что скажете? Как вы думаете, что случилось? (Может лиса гналась за зайцем и застряла между деревьями)
-А хотите узнать что же случилось на самом деле? (Да)
-Но сначала, давайте мы с вами отдохнем. Сейчас мы с вами встанем и поиграем. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Слушать сказки я люблю, (слушают)
Всех героев знаю: (считают на пальцах)
Пера- Богатырь в лесу (идут)
Зверей всех охраняет.
Йиркап на лыжи встает, (встают «на лыжи»)
Мчится будто птица. (идут «на лыжах»)
Яг Морт там в бору живет, (показывают крышу над головой)
Не поёт, не веселится. («тихо»)
Кто там ходит и гремит (прислушиваются)
Железною ногою?
Это Корт Айка стучит,
Не дает покоя. (топают ногами)
- А тут в сундучке оказывается еще что-то спряталось. (Достает книжку с коми народной сказкой «Заяц и лиса»)
- Посмотрите, какая красивая книжка. Тут написано «коми народная сказка Заяц и лиса». Ребята, а что означает коми народная? Кто такие коми? (Люди, которые разговаривают на коми языке)
-Значит эту сказку написали люди, которые разговаривали на коми языке, то есть коми народ. Вот почему сказка называется коми народной.
- А мы с вами читали раньше коми народные сказки? (Нет)
- Но сначала я хочу познакомить вас с незнакомыми и непонятными вам словами, которые могут встретиться в сказке.
• Стегать - Сильно, с разлету ударять;
• Обтрепалась- испортилась;
• Плот (картинка);
• Кафтан - старинная мужская верхняя одежда;
• Москвич - тот, кто живет в Москве;
• Невдомёк - не может догадаться
-Давайте познакомимся с этой сказкой. Хотите послушать? Тогда приготовьте ушки и внимательно слушайте.
Воспитатель читает сказку детям.
-Ребята, вам понравилась сказка? О ком рассказывается в этой сказке? (О лисе и о зайце)
- Что нового вы узнали из сказки о лисе и зайце? Чем отличается от тех сказок, которые мы с вами читали раньше? (Тем, что в других сказках лиса хитрая и всех обижает, а в этой сказке заяц проучил лису)
- Чем закончилась сказка? (Лиса больше не хвасталась никому)
- Кому из вас жалко лису? Почему?
-А, давайте мы с вами придумаем сказку где лису похвалят, а не накажут. Вы пробовали когда-нибудь сами сочинить сказку? А давайте попробуем. Нам в этом поможет схема к сказке. Мы будем смотреть на знаки и сами сочинять сказку.
- Как бы вы назвали эту сказку? (Предлагают варианты названия сказки)
- Ну, раз мы с вами смогли назвать сказку, то мы с вами можем попробовать сочинить сказку сами. Хотите попробовать? Тогда я начну, а вы будете продолжать.
Воспитатель вывешивает на мольберт интеллект-карту.
Жили на лесной полянке лиса и заяц. …. (сочиняют дети)
Лиса была… хвастунья, а заяц ей говорил … (ответы детей) (не хвастайся лиса, хвастаться не хорошо)
Вот раз произошёл в лесу пожар, все звери сбежались не знают, что сделать. Видят бежит лиса, и…. просят они её помочь. (сочиняют дети)
Помогла лиса зверям в лесу…. стали её хвалить, да нахваливать, и заяц тоже не забыл похвалить. А лиса… с тех пор стала героем в лесу. Ее все любили, хвалили, умницей называли. Вот и получается, что лиса не только хвастунишкой могла быть, а и очень даже оказалась полезной.
- Вот мы с вами и придумали коротенькую сказку про «Лису и зайца».
-Трудно ли было вам сочинять сказку? Понравилось ли вам? Дома вы тоже можете сочинять сказки с мамами и папами.
-Ребята, давайте вспомним с какой сказкой познакомились сегодня? (Лиса и заяц)
- А какая это сказка? Кто ее написал? (Коми народ)
- Правильно, ребята, это коми народная сказка. Ой, ребята, в сундучке кажется еще что-то есть. (достает раскраски) Это раскраски для вас. Давайте мы с вами будем рисовать, а сундучок я обратно на место поставлю. Может завтра там опять что-то окажется.