Ирина Кузнецова
Конспект занятия по познавательному развитию «Бумажные приключения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Способствовать расширению представлений детей о бумаге, её видах, об использовании бумаги в жизни человека.
- Познакомить детей с историей бумаги; копировальной бумагой.
- Содействовать активности детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию взаимопомощи.
Активизация словаря: папирус, пергамент, береста, копировальная бумага.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Бумажные приключения“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: компьютерная презентация, бумажный кораблик. Предметы по стихотворению: документ, фантик, конверт, книга, альбом, салфетка, талон, цветок из бумаги, бумажная купюра. Листочки разных видов бумаги одинакового размера : газетная, картонная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся, обёрточная, альбомная; санитарная (салфетка, туалетная бумага, копировальная. Бумага для выполнения копий, карандаш. Поделки из папье-маше.
Предварительная работа: беседа о книгах, знакомство детей со свойствами бумаги, складывание оригами, рассматривание готовых поделок папье-маше.
Ход занятия:
Вводная часть:
Дети подходят к столу, где лежат предметы по тексту и воспитатель читает загадку С. Костенко:
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!
Дети: Бумага
Воспитатель: (показывает бумажный кораблик) Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в бумажные приключения. Но только мы с вами поедем не просто как искатели приключений, а как настоящие исследователи. Согласны (да). Тогда смелее в путь.
Дети проходят и садятся за столы.
Основная часть:
Воспитатель: Настоящие учёные всегда исследуют предмет и думают, что они о нем знают. Выберите себе листик бумаги и расскажите, что вы о нем знаете.
Дети по желанию берут лист бумаги и рассказывают, что это за бумага и как можно использовать такую бумагу.
Воспитатель: Скажите, люди сначала научились писать или придумали бумагу? (писать, придумали бумагу)
Воспитатель: для того, чтобы разобраться в трудных вопросах исследователи обращаются истории. И я вам предлагаю в неё заглянуть. Берите стульчики и проходите к компьютеру (презентация)
Воспитатель: Раньше не было телефонов, но общаться всё равно нужно было. Люди писали друг другу письма. В разных странах писали по-разному. Посмотрите, в Греции писали на сырых глиняных табличках, или на дощечках залитым воском. На них изображения выдавливались острой палочкой (слайд2).
В Египте писали на папирусе, который склеивали из листьев тростникового растения под название папирус (слайд 3). Это растение напоминает нашу осоку, только больших размеров.
Длина склеенных полосок папируса могла достигать ста шагов (слайд 4).
Позже в Турции в городе Пергам изобрели бумагу, которую назвали пергамент (слайд 5). Такую бумагу специальным способом изготавливали из кожи телят и овец (слайд 6). Поначалу на нем писали как на свитке. Но потом заметили, что на нем можно писать с двух сторон, можно нарезать и делать из них тетрадь (слайд 7). Люди стали соединять тетрадки и появилась первая книга, которую называли – кодекс.
На Руси в древние времена писали на берёзовой коре – бересте (слайд,8,9)
Прогресс не стоял на месте и в Древнем Китае изобретатель Цай Лунь смог изготовить бумагу (слайд 10,11) Ею восхищались все страны, но китайцы держали способ её изобретения в секрете. Прошло много времени, и секрет изобретения бумаги узнали все. Как вы думаете, из чего сейчас делают бумагу (ответы детей)
В наше время бумагу изготавливают на специальных фабриках из деревьев (слайд 12, 13) Поэтому нам надо экономно относиться к бумаге и не тратить её зря, чтобы сохранить деревья.
Воспитатель: Ребята, а какие предметы мы можем сделать из бумаги?
Дети: аппликации, цветы, поделки, оригами
Воспитатель: Принесите на стол бумажные предметы, которые есть в группе.
Динамическая пауза:
Дети собирают на стол различные предметы: книги, раскраски, бумагу для рисования, коробки, настольные игры.
Воспитатель: Ребята, наш корабль и бумажный и сказочный, и так просто другие на него не попадут. На наш исследовательский корабль нужны пригласительные. Давайте нарисуем с вами много пригласительных для остальных детей и родителей. А сколько мы с вами сможем нарисовать?
Дети: столько сколько нас
Воспитатель: А что бы нам помогло это сделать быстрее?
Воспитатель: У меня есть интересная бумага. Вот такая (показывает копировальную бумагу)
Если кто-то из детей имеет представление о копировальной бумаге и высказывает предположение использовать её для решения поставленной задачи, то воспитатель уточняет представления остальных детей, тем самым вызывая желание познакомиться с её свойствами.
Воспитатель: Вы с ней раньше встречались? (да, нет)
Воспитатель: А для чего она нужна? (Бумага нужна для получения нескольких штук одинаковых изображений - копий)
Воспитатель: Что нам нужно взять, чтоб сделать копии? (два листа белой бумаги, лист копировальной бумаги и карандаш)
Дети подходят и берут необходимые предметы и пробуют получить копии. У одних получилось два пригласительных, а у других- на обеих сторонах одного листа. (В ходе предметной деятельности возникают затруднения, что вызывает у них удивление: почему так получилось)
Воспитатель: Давайте обследуем копировальную бумагу.
Совместно с детьми делаем вывод: одна сторона копировальной бумаги «жирная» с краской, а другая матовая.
Воспитатель: Как вы думаете, какой стороной нужно положить копирку на тот лист, на который переводиться рисунок? Почему?
После обсуждения и анализа дети вновь готовят пригласительные.
Рефлексия:
Воспитатель: Выберите самый красивый пригласительный и можете пригласить кого-нибудь (пропедевтика сюжетно-ролевой игры). А наши приключения подошли к концу, и мы возвращаемся в детский сад.
- Что нового вы сегодня узнали? (как изобрели бумагу, копировальную бумагу)
- Что вам больше всего понравилось? (делать пригласительные)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько бумаги мы использовали. Что же нам с ней делать? (выбросим).
Воспитатель: Нет ребята, бережным отношение к бумаге мы спасаем деревья, а из использованной бумаги можно сделать вот такие замечательные поделки (воспитатель показывает поделки из папье - маше). Но мы это с вами сделаем завтра, а сейчас давай соберём всю бумагу и порвем её на маленькие кусочки. (Дети собирают всю бумагу, и рвут её. В дальнейшем изготавливаем из этой бумаги снеговика)