МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию детей 6–7 лет «Народные промыслы Рязанского края»

Рамзина Татьяна
Конспект занятия по познавательному развитию детей 6–7 лет «Народные промыслы Рязанского края»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В любом уголке нашей Родины встречаются чудо-мастера, прославляющие красоту нашей земли!

К сожалению, наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. Народные художественные промыслы (народное ремесло) – широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие образные представления у детей о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию детей 6–7 лет „Народные промыслы Рязанского края“» размещена в разделах

Народные промыслы – это история страны, города, семьи. Нельзя забывать истории народных промыслов и труд народных мастеров. Рязанская область - территория, обладающая разнообразным и богатым культурным наследием. На Рязанской земле, были развиты народные художественные промыслы, часть из которых сохранилась и до наших дней. Сегодня исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи. Учитывая это, я решила провести дополнительную работу по ознакомлению дошкольников с народными промыслами Рязанского края, обогащая при этом развивающую среду группы.

У детей появился интерес и желание еще больше узнать о творчестве Рязанских мастеров. Данная работа способствует развитию не только творческой личности, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к Родному краю, к своей стране в целом.

Цель: Организовать образовательную деятельность детей, направленную

на ознакомление с народными промыслами Рязанского края.

Задачи:

Познавательное развитие:

- дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Познакомить с историей возникновения Михайловского кружева, Кадомского вениза, Шиловского лозоплетения, Скопинской керамики.

Речевое развитие:

- способствовать обогащению словаря и активизация в речи детей слов: Скопинская керамика, птица Скопа, кувшины, коклюшки, гончар);

- развивать речевую активность (посредством ответов на вопросы воспитателя).

Социально-коммуникативное развитие:

- создать условия для формирования уважительного отношения к изделиям народного промысла;

- воспитывать чувство патриотизма, гордость за народных мастеров- умельцев, за свой Рязанский край;

- продолжать воспитывать интерес к познанию искусства.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать умение видеть красоту изделий, созданных руками человека,

- развивать художественные способности детей к декоративной деятельности,

- формировать эстетическое отношение к народному декоративно-прикладному искусству.

Физическое развитие:

- продолжать развивать ловкость, умение сопоставлять движение с текстом.

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран;

- вазы, кувшины и фигурки (Скопинская керамика);

- образцы Михайловского кружева;

- платки и салфетки (Кадомский вениз);

- корзинки, сухарницы (Шилоское лозоплетение).

Предварительная работа:

- рассматривание альбома с иллюстрациями русских народных промыслов;

- чтение книг о русских народных промыслах;

- оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы России».

- создание развивающей среды.

Ход образовательной деятельности

Ориентировочный этап

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком городе мы с вами живем?

Дети: В Рязани!

Воспитатель: Правильно! Наш город Рязань!

А вы знаете, что наша Рязанская земля богата своими талантами и промыслами? Я приглашаю вас на экскурсию к мастерам в разные города и поселки Рязанской области. Посмотреть какие изделия они изготавливают, каким промыслом прославили свой город.

Основной этап

Первый город, где мы побываем с вами, это город Скопин, который находится на территории Рязанской области.

Город Скопин так назвал по птице скопе, которая там обитала, жила, охотилась. Еще в этих местах было много белой глины. Скопинскую керамику делать начали давно. Появились мастера, которые лепили из глины, различную посуду, да игрушки своим детишкам, свистульки. Затем была открыта фабрика. Началось производство: кувшинов, подсвечников, сосудов, фигурки необычных животных. Покрывали эти предметы глазурью: желтой, зеленой и коричневой.

- Как же создается эта Скопинская керамика?

Гончар берет комок глины, кладет на гончарный круг, круг вращается и начинает появляться задуманное изделие. Каждый мастер старается сделать что-то необычное, чтобы удивить людей своим мастерством и выдумкой.

- Вот мы и познакомились с промыслом – Скопинской керамикой!

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать гончарами и слепить свой кувшин:

Размял гончар в ладонях глину,

Отметил ровно половину,

И проработав от души,

Чудесный вылепил кувшин

С красивой надписью «Скопин».

Воспитатель: А теперь, мы отправляемся в город Михайлов Рязанской области. Здесь рукодельницы занимаются интересным промыслом – кружевоплетение.

Посмотрите, какие чудесные кружева плетут Михайловские кружевницы, использую разноцветные нитки: красного, черного, зеленого, желтого, синего и белого цвета. Вот что они обозначают:

Красный цвет – заря утренняя,

Черный - мать – земля,

Зеленый – травушка – муравушка,

Желтый – солнце золотое.

В работе Михайловские мастерицы используют валик, на котором закреплен сколок (картинка-узор, а еще деревянные коклюшки, на которых намотаны цветные нитки.

Старинный Михайлов с ремеслами дружит,

Заветы умельцев своих бережет

Прославили город узоры из кружев

Рязанской земли огонек!

Воспитатель: А вот обратите внимание на эти белые кружева и салфетки. Их изготовили мастерицы из поселка Кадом Рязанской области. Кружева такие получили название «вениз». Кадомский вениз – старинный русский промысел. Это вид игольчатой вышивки белым по белому.

Скатерти, салфетки, вышивки на воротниках, манжетах блузок, рушники – все это делается иголочкой и самыми тонкими шелковыми нитями.

Талант, душа и мастерство

И женских рук тепло,

И нежность сердца,

Создать шедевр не каждому дано,

А только в Кадоме умелым мастерицам!

Физкультминутка.

(Выполнять упражнение по ходу текста)

Я сидела, вышивала,

Вдруг иголочка упала.

Влево, вправо посмотрю,

Ничего я не найду.

Посмотрю я в потолок,

Может. Спрятал паучок.

На полу я посмотрю,

Не найду я там иглу.

Посидела, поморгала,

Все вокруг я обыскала.

В руки пяльцы я взяла,

Вот и лента, и игла.

Воспитатель: Ребята, хочу еще вас познакомить с одним народным промыслом – это лозоплетение.

Заключается оно в том, что из ивового прута можно творить удивительные вещи, такие как корзины, вазы, шкатулки, хлебницы и даже мебель.

В Шиловском районе Рязанской области открыто производство лозоплетения. Умельцы приметили в ивовых прутьях сочетание гибкости и упругости. Плетение из лозы - это искусство. Нужно обладать огромным терпением и талантом, чтобы появилось на свет творение рук человеческих.

]

Руки мастера творят чудеса

Лозы ивы переплетая,

В изделии этом песня слышна

Шиловский край прославляя.

Рефлексивный этап

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия.

- В каких городах и районах Рязанской области мы побывали?

- О каких народных промыслах вы узнали?

- Какому народному промыслу вы бы сами хотели научиться?

Рязанский край!

Ты край талантов, мастеров,

Умельцев дивных, чьи руки золотые

Творят шедевры с раннего утра

На радость людям и Отчизне!

Перспективный этап

Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы Рязанского края».

Публикации по теме:

Конспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 летКонспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов. Задачи: Закрепить знания детей о русском народном.

Конспект ООД по физическому развитию для детей подготовительной группы с использованием ИКТ «Герои Рязанского края»Конспект ООД по физическому развитию для детей подготовительной группы с использованием ИКТ «Герои Рязанского края» Тема: «Герои Рязанского края» (встреча с Марией Богачёвой) (Данное мероприятие было открытое. Пришли гости из других детских садов нашего.

Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группеКонспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группе Возрастная группа: старшая 5 - 6 лет. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - коммуникативное.

Конспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группеКонспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа нашего края зимой» Цель: Закрепить знания детей о природе Ленинградской области. Воспитатель: Ребята, назовите страну, в которой мы живем. Дети: Россия. Воспитатель:.

Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. НеменскогоЛепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского Цель урока- Освоить новый вид народного промысла (Чернышенская игрушка) на основе ранее изученного (Плешковская игрушка). Дать обучающимся.

«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского Оборудование и материалы: -Плешковская игрушка. -Гуашь. -Краски, кисточки. -Фартуки, тряпочки, клеёнки. -Плакаты, наглядные пособия. Цель.

Самоанализ ООД по физической культуре в подготовительной группе «Герои спорта Рязанского края»Самоанализ ООД по физической культуре в подготовительной группе «Герои спорта Рязанского края» Самоанализ ООД по физической культуре в подготовительной группе «Герои спорта Рязанского края» (встреча с Марией Богачёвой) … Образовательная.

Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края»Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как у художника, педагога и народного мастера у меня возникла мысль создать серию занятий, посвящённых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию детей 6–7 лет «Народные промыслы Рязанского края»
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 13:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию детей 6–7 лет «Народные промыслы Рязанского края»» (включая файлы) размещена пользователем Рамзина Татьяна (УИ 2780515) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД