Рамзина Татьяна
Конспект занятия по познавательному развитию детей 6–7 лет «Народные промыслы Рязанского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В любом уголке нашей Родины встречаются чудо-мастера, прославляющие красоту нашей земли!
К сожалению, наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. Народные художественные промыслы (народное ремесло) – широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие образные представления у детей о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию детей 6–7 лет „Народные промыслы Рязанского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Рязанская область, Рязань
- Темочки
Народные промыслы – это история страны, города, семьи. Нельзя забывать истории народных промыслов и труд народных мастеров. Рязанская область - территория, обладающая разнообразным и богатым культурным наследием. На Рязанской земле, были развиты народные художественные промыслы, часть из которых сохранилась и до наших дней. Сегодня исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи. Учитывая это, я решила провести дополнительную работу по ознакомлению дошкольников с народными промыслами Рязанского края, обогащая при этом развивающую среду группы.
У детей появился интерес и желание еще больше узнать о творчестве Рязанских мастеров. Данная работа способствует развитию не только творческой личности, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к Родному краю, к своей стране в целом.
Цель: Организовать образовательную деятельность детей, направленную
на ознакомление с народными промыслами Рязанского края.
Задачи:
Познавательное развитие:
- дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Познакомить с историей возникновения Михайловского кружева, Кадомского вениза, Шиловского лозоплетения, Скопинской керамики.
Речевое развитие:
- способствовать обогащению словаря и активизация в речи детей слов: Скопинская керамика, птица Скопа, кувшины, коклюшки, гончар);
- развивать речевую активность (посредством ответов на вопросы воспитателя).
Социально-коммуникативное развитие:
- создать условия для формирования уважительного отношения к изделиям народного промысла;
- воспитывать чувство патриотизма, гордость за народных мастеров- умельцев, за свой Рязанский край;
- продолжать воспитывать интерес к познанию искусства.
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать умение видеть красоту изделий, созданных руками человека,
- развивать художественные способности детей к декоративной деятельности,
- формировать эстетическое отношение к народному декоративно-прикладному искусству.
Физическое развитие:
- продолжать развивать ловкость, умение сопоставлять движение с текстом.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- вазы, кувшины и фигурки (Скопинская керамика);
- образцы Михайловского кружева;
- платки и салфетки (Кадомский вениз);
- корзинки, сухарницы (Шилоское лозоплетение).
Предварительная работа:
- рассматривание альбома с иллюстрациями русских народных промыслов;
- чтение книг о русских народных промыслах;
- оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы России».
- создание развивающей среды.
Ход образовательной деятельности
Ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком городе мы с вами живем?
Дети: В Рязани!
Воспитатель: Правильно! Наш город Рязань!
А вы знаете, что наша Рязанская земля богата своими талантами и промыслами? Я приглашаю вас на экскурсию к мастерам в разные города и поселки Рязанской области. Посмотреть какие изделия они изготавливают, каким промыслом прославили свой город.
Основной этап
Первый город, где мы побываем с вами, это город Скопин, который находится на территории Рязанской области.
Город Скопин так назвал по птице скопе, которая там обитала, жила, охотилась. Еще в этих местах было много белой глины. Скопинскую керамику делать начали давно. Появились мастера, которые лепили из глины, различную посуду, да игрушки своим детишкам, свистульки. Затем была открыта фабрика. Началось производство: кувшинов, подсвечников, сосудов, фигурки необычных животных. Покрывали эти предметы глазурью: желтой, зеленой и коричневой.
- Как же создается эта Скопинская керамика?
Гончар берет комок глины, кладет на гончарный круг, круг вращается и начинает появляться задуманное изделие. Каждый мастер старается сделать что-то необычное, чтобы удивить людей своим мастерством и выдумкой.
- Вот мы и познакомились с промыслом – Скопинской керамикой!
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать гончарами и слепить свой кувшин:
Размял гончар в ладонях глину,
Отметил ровно половину,
И проработав от души,
Чудесный вылепил кувшин
С красивой надписью «Скопин».
Воспитатель: А теперь, мы отправляемся в город Михайлов Рязанской области. Здесь рукодельницы занимаются интересным промыслом – кружевоплетение.
Посмотрите, какие чудесные кружева плетут Михайловские кружевницы, использую разноцветные нитки: красного, черного, зеленого, желтого, синего и белого цвета. Вот что они обозначают:
Красный цвет – заря утренняя,
Черный - мать – земля,
Зеленый – травушка – муравушка,
Желтый – солнце золотое.
В работе Михайловские мастерицы используют валик, на котором закреплен сколок (картинка-узор, а еще деревянные коклюшки, на которых намотаны цветные нитки.
Старинный Михайлов с ремеслами дружит,
Заветы умельцев своих бережет
Прославили город узоры из кружев
Рязанской земли огонек!
Воспитатель: А вот обратите внимание на эти белые кружева и салфетки. Их изготовили мастерицы из поселка Кадом Рязанской области. Кружева такие получили название «вениз». Кадомский вениз – старинный русский промысел. Это вид игольчатой вышивки белым по белому.
Скатерти, салфетки, вышивки на воротниках, манжетах блузок, рушники – все это делается иголочкой и самыми тонкими шелковыми нитями.
Талант, душа и мастерство
И женских рук тепло,
И нежность сердца,
Создать шедевр не каждому дано,
А только в Кадоме умелым мастерицам!
Физкультминутка.
(Выполнять упражнение по ходу текста)
Я сидела, вышивала,
Вдруг иголочка упала.
Влево, вправо посмотрю,
Ничего я не найду.
Посмотрю я в потолок,
Может. Спрятал паучок.
На полу я посмотрю,
Не найду я там иглу.
Посидела, поморгала,
Все вокруг я обыскала.
В руки пяльцы я взяла,
Вот и лента, и игла.
Воспитатель: Ребята, хочу еще вас познакомить с одним народным промыслом – это лозоплетение.
Заключается оно в том, что из ивового прута можно творить удивительные вещи, такие как корзины, вазы, шкатулки, хлебницы и даже мебель.
В Шиловском районе Рязанской области открыто производство лозоплетения. Умельцы приметили в ивовых прутьях сочетание гибкости и упругости. Плетение из лозы - это искусство. Нужно обладать огромным терпением и талантом, чтобы появилось на свет творение рук человеческих.
]
Руки мастера творят чудеса
Лозы ивы переплетая,
В изделии этом песня слышна
Шиловский край прославляя.
Рефлексивный этап
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия.
- В каких городах и районах Рязанской области мы побывали?
- О каких народных промыслах вы узнали?
- Какому народному промыслу вы бы сами хотели научиться?
Рязанский край!
Ты край талантов, мастеров,
Умельцев дивных, чьи руки золотые
Творят шедевры с раннего утра
На радость людям и Отчизне!
Перспективный этап
Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы Рязанского края».