МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Секреты природы»

Татьяна Пискунова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Секреты природы»

Цель:

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных

человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.

Задачи:

1. Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой, о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге, тепле, свете, почве.

2. Закрепить названия птиц, чем они питаются, зачем им такие ноги и клювы.

3. Учить делать логические выводы: почему идет снег, откуда берутся снежные облака, отчего в морозы трещат деревья.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Секреты природы“» размещена в разделах

4. Закрепить знание пословиц и поговорок о зиме.

5. Вызвать интерес к игре, умение внимательно слушать ответы товарищей и дополнять их.

Развивающая среда : плакаты: «Дом – природа», «Дом – в котором живет человек»; картинки из серии «Птицы»; комнатные растения: алоэ, традесканция; кроссворд «Угадай птицу»; дидактические игры: «Чем птицы питаются?», «Зачем птице такие ноги, клювы?»; волчок, конверты, призы, лопнувшая бутылка со льдом.

Воспитатель: Сегодня в нашей группе состоится игра «Что, где, когда?». Встречайте нашу сильнейшую восьмерку знатоков. (Звучит музыка, входят участники игры). На нашу игру пришло много писем с вопросами. Мы выбрали самые интересные. Вращайте барабан (капитан выставляет письмо). С вами играет семья Синицыных из г. Воронеж.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели

Всегда ты будешь в нем

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

(Природа — это то, что существует без помощи человека. Природа — это солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы, горы, ветер, камни).

А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека). Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.

Внимание! Задание. Посмотрите на эти картинки. Здесь изображены два дома: дом, который создал человек, и дом - наша природа. Сравните их, что человек позаимствовал у природы. (В природе светло и тепло от солнца, а в нашем доме светло от лампы, а тепло от батареи. В природе идет дождь, в нашем доме есть душ. В природе ветер, в доме вентилятор. В доме-природе под ногами земля, в нашем доме - пол. На земле-почве растет трава, на полу у нас лежит ковер.

В доме-природе - горы и деревья, в обычном доме бывают деревянные и каменные стены. У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь вырывается из вулкана. В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах, а в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике. В природе дикие животные, в обычном доме - домашние. Есть дикорастущие и комнатные растения).

- Почему в обоих домах часть рисунка оставлена незакрашенной? (Это воздух, он прозрачен, он - настоящий невидимка).

Предложить детям подумать над вопросом: что произойдет, если не будет воздуха? Воды? Солнца?

Воспитатель: - Молодцы! С этим заданием вы справились и счет нашей игры 1-0 -в пользу «Знатоков». Капитан вращайте барабан. С вами играет команда «Знатоков» из детского сада «Солнышко».

Знатоки из детского сада «Солнышко» спрашивают вас о том, какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? (Вода, свет, тепло, питательная почва).

Одинаковое ли количество воды требуют разные комнатные растения?

( Разная потребность в воде: одним нужно ее много, другим поменьше, третьим совсем мало. Это потому что все растения родом из разных мест: одни у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажная почва и воздух. Такие растения привыкли, что вода всегда в достатке. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много.

Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем не. Растения привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду - накапливать ее в стеблях, листьях - и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья. Есть даже растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них колючки).

-А сейчас внесите пожалуйста комнатные растения, которые прислали «Знатоки» из детского сада «Солнышко».

Как называются эти растения? (Алоэ, традесканция). Какое их этих двух растений может запасать воду? Какое - не может? Как узнали, что алоэ запасает влагу?

Почему решили, что традесканция не делает запасов? (У нее тонкие, мягкие листья, и их очень много).

В каких местах расчете алоэ?

(Родина алоэ — Южная Америка, где много сухих степей. В этих местах жарко и сухо, но для алоэ хорошо. Местное население ценит это растение и использует его от многих болезней: ожогов, простуды.)

Откуда родом традесканция? (Традесканция растет в болотистых местах. Поэтому ее надо много поливать).

Знатоки из детского сада «Солнышко» хотят узнать, есть ли в нашей группе комнатные растения влаголюбивые? (Назовите их). Засухоустойчивые?

Ребята, по-разному ли поливают растения осенью, зимой, весной, летом?

(Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше, зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают).

Какой водой надо поливать растения и почему?

(Отстоявшейся - улетучивается хлор, и комнатной температуры - от холодной воды загнивают корни растений).

С этим заданием вы справились тоже и счет игры 2 — 0 в пользу знатоков из детского сада «Лесовичок». Вращайте барабан. Конверт № 5 от вашего друга Валеры Горбунова. Он прислал вам кроссворд. Вы должны будете назвать птиц, которых я буду показывать и потом прочтете название еще одной птицы.

(Дети разгадывают кроссворд).

И еще одно задание. Посмотрите на этих птиц и скажите, зачем им такие клювы, ноги, и чем они питаются? (Ответы детей).

Еще одна победа «Знатоков» и счет становится 3-0.

(Капитан вращает барабан).

Музыкальная пауза. Дети исполняют песню «Зимушка – зима».

(Капитан вращает барабан. Конверт № 2).

С вами играет Дед Мороз из Лапландии. Он спрашивает вас, знаете ли вы почему идет снег? И откуда зимой берутся снежные облака?

(Вода испаряется всегда - и зимой, и летом. Только зимой она испаряется медленнее. Пример с бельем. Зимой вода превращается в лед. А лед от мороза тоже испаряется. И снег испаряется, ведь он сделан из мелких ледяных кристалликов. Кроме того, тучи к нам из жарких стран приходят. Замерзнет пар в туче, и получается снег. А иней — это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах).

Я думаю, Дед Мороз будет доволен вашим ответом и счет становится 4 - 0 в пользу «Знатоков».

(Стук в дверь). Заходит девочка и спрашивает: «Отчего в морозы трещат деревья». Подождите с ответами. Вчера мы с вами наполнили бутылку с водой и вынесли ее на балкон. Давайте посмотрим, что с ней стало. (Заносят бутылку со льдом. Она треснула).

Когда вода замерзла и превратилась в лед - она раздалась, расширилась, поэтому и лопнула бутылка.

Оттого, что в деревьях есть вода, она замерзает и раздается. А когда ей нет места раздаться, она разрывает деревья. (Во льду такая сила, что она разрывает чугунные пушки).

И вновь «Знатоки» завоевали дополнительное очко 5-0.

А сейчас игра со зрителями. Кто больше знает пословиц и поговорок о зиме.

Игра подошла к концу с победой «Знатоков» 6-0.

Знатокам вручается подарок - новая игра.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Составитель: Малинина.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Вид деятельности: познавательное развитие. Возраст детей: старший дошкольный возраст. Цель: Продолжать формировать представления детей о.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (развитие математических представлений)Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (развитие математических представлений) Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (развитие математических представлений). По теме: Путешествие.

Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста) Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста) Программное содержание: Углублять.

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим» Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим». Цели: 1. Продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» (Земля – наш дом во Вселенной) Программные.

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Почему Луна не падает на Землю?» Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Почему Луна не падает на Землю?» Цель: дать понятие о силе.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные башмачки» Тема НОД:«Волшебные башмачки» (образовательная деятельность на развитие эмоциональной сферы детей экологического цикла) Пояснительная записка:.

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Дикие и домашние животные» Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей с ЗПР старшего возрастаТема: «Дикие и домашние животные». Цель: -закрепить.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В стране Насекомия» Задачи: - Формировать умение использовать в речи обобщающее понятие насекомые. - Расширять представления о насекомых; развивать любознательность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Секреты природы»
Опубликовано: 12 октября 2015 в 20:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД