МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Камни — это интересно» (1 фото)

наталья новикова
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Камни — это интересно»

Цели и задачи: закрепит знания детей о творчестве уральского писателя П. П. Бажова; познакомить с природной кладовой-Уралом, познакомить детей с разнообразием камней в природе, дать первичные представления о свойствах камней, развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать чувство гордости за свою страну, интерес и бережное отношение к объектам неживой природы, к предметам, сделанным из них руками человека.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Камни — это интересно“» размещена в разделах

Оборудование: ноутбук, слайды, макет горы, глобус, физическая карта России, фотографии с изображением гор, слайды, коллекция камней, минералов, костюм Хозяйки Медной горы, шкатулка с самоцветами, с украшениями (броши, кольца, бусы, браслеты, стихи, загадки о камнях, изделия из поделочных камней; выставка книг сказов П. П. Бажова.

Предварительная работа: сбор коллекции камней, чтение сказов П. П. Бажова, выращивание кристаллов из соли, совместная работа с детьми: макет «Гора».

Ход занятия.

Дети входят в группу под музыку русской народной песни «Уж вы, горы, мои горы!» На стенах - фотографии гор, скал, вулканов, на столе - макет горы.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: Камень.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о камнях и узнаем много интересного про них. Где мы можем увидеть камни?

Дети: во дворе своего дома, на реке, на море, на участке детского сада, в лесу, на дороге.

Воспитатель: У меня в руках «Чудесный мешочек». Мешочек, мешочек, покружись, нашим деткам покажись! Нужно опустить в мешочек руку, нащупать там среди других предметов камень и описать его. Как узнали, что это камень? Какой камень? (твердый, гладкий, с круглыми, ровными краями) звучит аудиозапись «Шум моря».

Почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни?

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полосочку из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, на которых оставили свои следы естественные природные процессы.

То есть минералы - это кристаллы (или кристаллики, их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже через лупу или в микроскоп

Воспитатель: А бывают съедобные минералы?

В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат! (соль)

Давайте через лупу посмотрим на соль. Видите кристалл? (рассматривают через лупу соль). Вот из подобных кристаллов состоят многие камни (минералы). Кстати, и соль тоже камень.

Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» — морская соль.

Воспитатель: А где больше всего камней?

Дети: В горах.

(Рассматривают фотографии на стене гор, скал, вулканов)

Хороши равнин просторы,

Но вдали синеют горы.

В путешествие зовут,

Красотой своей влекут.

Воспитатель: Да, горы состоят из камней, есть горы-скалы, на них ничего не растет. А есть горы очень старые - на них уже успел вырасти лес, а на очень высоких, достающих до небес, лежат снежные шапки.

Подойдите к глобусу, что мы видим на нем? (Моря, океаны, страны, горы) Покажите на нем горы. Каким цветом они обозначены? (Коричневым)

Воспитатель: А как вы думаете, нужны ли человеку камни? Как человек использует для своей жизни камень? Что бывает каменным?

(предположения детей)

При извержении вулканов на поверхности земли появляется гранит. Гранит – твердая горная порода.

Посмотрите через лупу на гранит. Видите, он состоит как бы из зернышек. Какой он на ощупь?

Дети: шершавый, твердый, неровный.

Воспитатель: попробуйте постучать одним кусочком гранита об другой - ничего не происходит, значит, гранит…

Дети: Прочный

Я очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Со мной красивы и заметны. (гранит)

Гранит – очень прочный, поэтому его широко используют в строительстве зданий, мостов, набережных, также используется для изготовления колонн, памятников, статуй. Невозможно представить Петербург без его гранитных набережных.

Но есть у гранита и соперник.

Я – гранита близкий друг

Меня увидишь ты вокруг.

Как только спустишься в метро,

Царство там везде мое. (мрамор)

Мрамор – тоже горная порода (показ). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

Дети: Гладкий, блестящий, твердый, прочный, красивый.

Воспитатель: Мрамор очень прочный камень, бывает различного цвета: красный, серый, белый. В переводе с греческого означает «сияющий камень»

Из мрамора скульпторы высекают различные фигуры, строят памятники, которые украшают наш город. Мрамор применяется для строительства памятников, фонтанов, бассейнов, колонн, лестниц, каминов. Служит для украшения внутри и снаружи дома. Настоящее царство мрамора можно увидеть в метро - им украшены многие станции. Самым ценным является белый мрамор (показ его).

Ребята, горы всегда притягивали к себе людей своей величественной силой, своей необычайной красотой, своими богатствами. А как называют профессию людей, которые исследуют горы? (геологи).

Геологи изучают свойства камней, находят их месторождения, часто ездят в экспедиции со специальными инструментами и геологическим молотком, которым отбивают кусочки горы – камешки и изучают их в лабораториях.

Воспитатель: Ребята, горы есть в разных странах, но именно горы, расположенные в нашей стране знамениты на весь мир. Это Уральские горы (показ на карте). Они знамениты своими камнями – самоцветами.

Какой писатель описал в своих сказах богатства Уральской земли? (П. П. Бажов)

Все события сказов Бажова происходят в его родном крае в горах и лесах Урала. Дети: Павел Петрович Бажов.

-В каких сказах Бажов рассказал о камнях-самоцветах?

-«Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка».

«Она не только хранительница и хозяйка всех горных богатств, она знает секреты мастерства. Есть у неё чудесный сад, только растения в нём каменные. А ещё под землей у неё комнаты есть, стены в них разные, то всё зеленые, то жёлтые золотыми крапинками. Изукрашено так, что и сказать нельзя».

Дети: Это Хозяйка Медной горы! Звучит музыка, дети закрывают глаза, воспитатель перевоплощается в Хозяйку Медной горы.

Хозяйка: Кто меня здесь звал, вспоминал? Услышала я речь обо мне, о моих богатствах и решила вам их показать. Но сначала загадаю вам загадку, посмотрю, знаете ли вы сказы Павла Петровича Бажова.

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем – каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка. (Даренка)

Козел то особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет –

Камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется…

Издалека - то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как не старайся, не подойдёшь. (Серебряное копытце)

Сироткой рос мальчишечка:

Голубеньки глазенки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался.

И с самой Хозяйка медной,

Говорят в народе знался. (Данила-мастер).

Хозяйка: Молодцы, хорошо знаете героев сказов П. П. Бажова

А такую загадку отгадаете?

В нем застыл зеленый камень

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал. (малахит)

Малахит - это единственный в мире узорчатый зелёный минерал.

В Древнем Египте его измельчали в порошок и использовали для приготовления косметических и глазных мазей. Для детей малахит — идеальный амулет, его надевают на шею ребенку для защиты от опасностей. Помогает раскрывать таланты, причем это было известно еще древним римлянам.

Для России малахит стал олицетворением роскоши и величия. Конечно, множество малахитовых шедевров хранится в Эрмитаже, там есть целый малахитовый зал! Самые удивительные предметы из малахита — это не изящные шкатулки, броши и украшения, а крупные вазы, часы, столешницы, колонны. Создаются такие вещи не из цельных кусков камня, как может показаться, а из бляшек, причем узоры подбираются настолько искусно, что выглядит это как монолитное изделие. Такая техника является исконно русской и носит название «русская мозаика».

В старину люди верили, что если регулярно пить из малахитовой чаши-научишься понимать язык животных.

Дети рассматривают самоцветы из «малахитовой» шкатулки Хозяйки Медной горы: образцы малахита, горного хрусталя, яшмы, аметиста, граната и украшения из них: бусы, броши, браслеты, сережки.

Хозяйка Медной горы: Скажите мне, красные девицы, добры молодцы, нравятся ли вам мои самоцветы?

-Да, они красивые, блестящие., гладкие.

Самоцветы - это минералы, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью. Самые знаменитые: малахит, лазурит, яшма, аметист, горный хрусталь, золото, алмазы. (показ образцов из «малахитовой шкатулки»)

Хозяйка:

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью — малахиты,

Железо, мрамор и гранит.

Найдёшь в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд:

Рубин сияет красным цветом,

Зелёным цветом — изумруд.

Темны кристаллики агата,

Лучисты грани хрусталя.

И знаменита, и богата

Моя Уральская земля.

Хозяйка Медной горы: Мне пора возвращаться в свои владения, про другие самоцветы я вам расскажу в следующий раз, а чтобы вы меня не забыли, да вспоминали почаще, я вам дарю камни из моей шкатулки. Пусть они помогут вам быть добрыми, любознательными, любить и беречь красоту, созданную природой.

(раздает брелки с камешками-минералами)

Дети в память о встрече с Хозяйкой медной горы лепят из пластилина ящерок в коронах, водружают их на камни.

Итог: Что интересного узнали на занятии? Какие бывают камни? Как человек использует минералы в своей жизни?

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Камни — это интересно»
Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Составитель: Малинина.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Вид деятельности: познавательное развитие. Возраст детей: старший дошкольный возраст. Цель: Продолжать формировать представления детей о.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Камни — это интересно» Цель: Способствовать развитию познавательной активности, любознательности. Показать и рассказать детям о различных видах драгоценных камней.

Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста) Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста) Программное содержание: Углублять.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» (Земля – наш дом во Вселенной) Программные.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные башмачки» Тема НОД:«Волшебные башмачки» (образовательная деятельность на развитие эмоциональной сферы детей экологического цикла) Пояснительная записка:.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что? Где? Когда?» Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Познавательная игра: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Воспитатель:.

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Дикие и домашние животные» Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей с ЗПР старшего возрастаТема: «Дикие и домашние животные». Цель: -закрепить.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Секреты природы» Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В стране Насекомия» Задачи: - Формировать умение использовать в речи обобщающее понятие насекомые. - Расширять представления о насекомых; развивать любознательность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Камни — это интересно»
Опубликовано: 15 ноября 2015 в 23:39
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД