МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста «Птицы вокруг нас»

Маслова Елена
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста «Птицы вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Закрепление и обогащение знаний детей о птицах.

Задачи:

Образовательные:

Углублять знания детей о птицах, об их строении, о внешнем виде, повадках.

Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц.

Учить умению находить связь между природными объектами.

Развивающие :

Развивать умение классифицировать птиц.

Развивать внимание, наблюдательность, память, мышление, умение делать выводы.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста „Птицы вокруг нас“» размещена в разделах

Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки беседы.

Развивать любознательность, активность, самостоятельность

Воспитательные:

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ИКТ (интерактивная доска, презентация «Птицы вокруг нас», картинки с изображением птиц, два мольберта, карточки - домашние животные, дикие животные и птица.

Словарная работа: оперение, зимующие, оседлые, кочёвка, кочующие, перелётные, потомство.

Методы и приё мы: наглядный, игровой, словесный, практический, объяснение, создание проблемной ситуации.

Образовательные области:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.

Беседы с детьми о птицах.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Разгадывание загадок о птицах.

Чтение художественных произведений, заучивание стихов. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто, чем питается?».

Ход занятия:

Детей приглашаю в круг.

- Чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами будем говорить, мы поиграем в игру. Я подготовила вот эти карточки (домашние животные, дикие животные и птица). Подойдите к столу, возьмите по одной карточке. Рассмотрите внимательно. С правой стороны от меня встанут те, у кого на карточке изображено домашнее животное, с левой – дикое животное. (Дети выполняют, вместе проверяют).

- Дима, а ты почему не проходишь?

- А у меня птица.

- Ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить с вами? Да, мы будем говорить о птицах.

Проходите, пожалуйста, на свои места.

- Прежде, чем мы начнём с вами заниматься, вспомним правила поведения на занятии :

На занятии я сижу – не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю.

Слайд 2.

- Скажите, можно ли представить нашу жизнь без птиц? (Ответы детей). Птицы украшают землю - их весёлая, звонкая песня и яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас радость.

- Птица — это животное или нет? (Ответ детей). Это позвоночное животное.

Слайд 3.

- Чем птицы отличаются от других животных? (У них есть крылья, клюв, две ноги, тело покрыто перьями).

Слайд 4.

- По оперению, цвету перьев птицы похожи? (Нет, оперение разное).

- Какую роль играют перья? Они служат легкой и прочной «одеждой», предохраняют тело от неблагоприятных изменений температуры и играют важную роль при полёте.

Слайд 5.

- Яркость перьев характерна самцам, а не самкам. Почему? (Ответы детей). Когда самки сидят в гнезде, им желательно быть как можно незаметнее.

Слайд 6.

- Клюв птицы – это (Нос и рот птицы).

- Какую роль играет клюв? С помощью клюва птицы приводят в порядок свои перья, вьют гнезда, подают сигналы, ухаживают за птенцами, добывают пищу, нападают или защищаются.

Слайд 7.

- Посмотрите на ноги птицы и расскажите, какие они? (На птичьей ноге четыре пальца - три впереди, один сзади. Ноги у птицы не только, чтобы ходить, ими они разгребают землю, гребут по воде как вёслами, прекрасно лазают по веткам, ногами защищаются или нападают).

Слайд 8.

- Разновидностей птиц очень много, они расселились по всему земному шару.

Какие виды диких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные).

Зимующих птиц, живущих на одном месте, как по-другому называют? (Осёдлыми). Приведите примеры, пожалуйста. (Воробей, глухарь, сова, сорока, дятел, голубь, рябчик, ворона, тетерев).

Слайд 9.

Но есть птицы, которые после выведения птенцов совершают групповые кочёвки, то есть перелетают на другое место. Это (кочующие птицы). Почему кочующие пернатые перелетают с места на место? В поисках пищи. Кто назовёт кочующих птиц? (Сойка, снегирь, свиристель, клёст, синица).

Слайд 10.

Есть ещё группа птиц. Их называют перелётные. Они. Продолжите, пожалуйста. (с приходом осени улетают на зимовку в далёкие тёплые страны).

- Для чего эти птицы весной возвращаются в родные края? Чтобы обзавестись потомством. Приведите примеры перелётных птиц. (Аист, ласточка, утка, скворец, журавль, цапля, зяблик, жаворонок, дрозд).

- А сейчас мы поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы».

На столе лежат картинки с изображением птиц (снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей).

Ваша задача - расположить перелетных птиц на мольберте с солнцем, а зимующих – со снежинкой. Молодцы, все картинки разложили правильно, с заданием справились отлично. Продолжаем наше занятие.

- Как же птицы приспосабливаются к окружающей среде? Вьют гнезда, запасают пищу, перьевой покров помогает при маскировке. Кости у птиц очень легкие, потому что в нутрии полые.

Слайд 11.

- Что такое гнездо и для чего оно нужно? Птицы устраивают гнездо, чтобы отложить в нём яйца и вырастить птенцов. Гнёзда птиц облегчают согревание яиц, обеспечивают защиту высиживающей птицы и птенцов от неблагоприятных погодных условий и хищников.

- Что делают птицы, прежде чем построить гнездо? Чтобы построить гнездо, они подыскивают подходящее место. Оно должно быть незаметным, недоступным для хищников, чтобы птенцам не грозила опасность.

Слайд 12.

- Места и способы гнездования у птиц разные.

Как же выглядят гнёзда у разных птиц? Сейчас я вам расскажу и покажу.

Многие птицы ищут старые гнёзда, ремонтируют их.

Дятлы каждый год выдалбливают дупла для гнёзд.

Зяблики строят гнёзда в развилках стволов, маскируют кусочками коры и лишайником.

Жаворонки размещаются в поле.

Слайд 13.

Соловьиные пары - в кустарнике у реки.

Иволга предпочитает гнездиться на вершинах деревьев рядом с водоёмами.

Береговые ласточки вырывают норки в прибрежных обрывах.

- А городские ласточки, как устраивают свои гнёзда? Городские ласточки и стрижи гнездятся в расщелинах или под крышами дома.

Слайд 14.

Некоторые пернатые откладывает яйца прямо на землю.

Речные кулики - роют для гнезда ямку.

Есть плавающие гнёзда (гагары, они похожи на наземные гнёзда.

Поползни используют природные или оставленные дятлами дупла.

- Ребята, как вы думаете, все ли птицы строят гнёзда? (Ответы детей). Например, кукушка, не строит собственное гнёздо, самостоятельно не насиживает кладку и не выводит птенцов. Она подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц, которые высиживают эти яйца и выкармливают кукушат.

Слайд 15.

- Каким должен быть дом для будущих птенцов? Прочным, тёплым и сухим, с мягким дном.

- Что используют птицы для строительства гнезда? Чаще всего используются пёрышки, шерсть животных, сухой мох, корешки, стебли травы, конский волос, ветки, земля или глина.

– Почему во время гнездования пернатых нельзя тревожить? Они могут испугаться и навсегда покинуть это место, тогда птенцы погибнут.

Слайд 16.

- Как же появляются птенцы? Расскажи, пожалуйста, Ваня. (В гнёздо самки откладывают яйца и насиживают их до появления потомства. Внутри яйца находится крошечный зародыш. Птенец растёт, а в положенное время он проклёвывает скорлупу и выбирается наружу).

- А теперь немного отдохнём.

Предлагаю игру «Живые синонимы».

- Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц :

Могучий, как … (орел).

Вороватый, как … (ворона).

Важный, как … (гусь).

Надутый, как … (индюк).

Длинноногий, как … (журавль).

Большеглазый, как … (филин).

Взгляд хищный, как у … (ястреба).

Взгляд зоркий, как у … (сокола).

Болтливый, как … (сорока).

Ворковать, как … (голубь).

Накаркать (накликать беду, как … (ворона).

Долбить (говорить одно и то же, как … (дятел).

Слайд 17.

- Каково же значение птиц в природе?

Птицы — важная часть природы. Польза птиц в природе огромна. Они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельскохозяйственных угодий и лесного хозяйства, радуют нас своим пением и своей красотой, т. е. имеют эстетическое значение.

Слайд 18 – 19.

- Однако численность некоторых видов птиц с каждым годом сокращается. Редкие виды птиц занесены в … (Красную книгу).

Слайд 20.

Помните! К птицам нужно относиться бережно. Охраняйте птиц! Помогайте им в зимнее время, когда корма недостаточно, и добывать его трудно.

- Чем мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей). Правильно, мы можем сделать и развесить кормушки для птиц, подкормить их семенами растений, ягодами, зерном.

Итог:

- Скажите, пожалуйста, что нового для себя вы узнали? Наше занятие подошло к концу.

- А теперь мы улыбнемся, дружно за руки возьмёмся. И друг другу на прощанье я дарю вам пожелание – знания ищи всегда, умным станешь ты тогда!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого» для детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе. Задачи: формировать представление детей о.

Конспект занятия по познавательному развитию «23 февраля — День защитников Отечества» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «23 февраля — День защитников Отечества» для старшего дошкольного возраста Цель: Расширить знания детей о празднике-Дне защитников Отечества. Задачи: - Развивать познавательный интерес, память, воображение,.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли» 16 октября - Всемирный день Хлеба (в 1950 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила Международный день хлеба). Традиционно.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас» Цель: - Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. - Формировать у детей убеждения,.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условия для формирования у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы»Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы» Цель: Создание условий для составления детьми описательного рассказа по коллажу «Птицы». Задачи: образовательные: 1. Развивать представления.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню циркаКонспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню цирка Цель: Ознакомление детей с профессиями людей, выступающих в цирке. Задачи: Образовательные: Обогащать и расширять знания детей о профессиях.

Конспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с одним из главных символов Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленты, воспитывать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста «Птицы вокруг нас»
Опубликовано: 10 августа 2022 в 14:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста «Птицы вокруг нас»» (включая файлы) размещена пользователем Маслова Елена (УИ 1237100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД