Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ «Хлеб — наше богатство»

Татьяна Геннадьевна Мартьянова
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ «Хлеб — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

• Закрепить и обогатить знания детей о хлебе, хлебобулочных изделиях, труде хлеборобов.

Познакомить детей с процессом приготовления печенья с опорой на модель трудового процесса, доставить радость от трудового процесса.

• Учить сравнивать наблюдаемые объекты, делать выводы, умозаключения, используя схемы и модели.

• Воспитывать чувство уважения к людям – хлеборобам, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ „Хлеб — наше богатство“» размещена в разделах

Предварительная работа: беседы с детьми о хлебе, труде хлеборобов, разучивание стихотворений, поговорок, пословиц, чтение художественных произведений о хлебе, труде хлеборобов, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: витрина, хлебобулочные изделия, зерна пшеницы и ржи, пророщенные зерна пшеницы, лупа, емкость с землей, палочки для рыхления земли, лейки с водой, схема проращивания зерна, мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, слайды для показа, плоские камни, кофемолка, продукты для приготовления теста (мука, яйцо, маргарин, сахар и соль, модели трудового процесса, фартуки, головные уборы, скалка, формочки, противень.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть?

А в какую игру вы больше всего любите играть?

А моя любимая игра «Съедобное – несъедобное» Кто знает правила этой игры?

(если дети не знают, воспитатель объясняет)

Воспитатель: Съедобное - ловим мяч, несъедобное - не ловим. Будьте внимательными:

- яблоко, машина, конфета, солнце, лаваш, коврига.

- Вы не знаете, что такое лаваш, коврига? А хотите узнать?

- А для того, чтобы узнать, что это такое – съедобное или несъедобное, я вас сегодня приглашаю на необычную экскурсию в хлебный киоск, который открылся в нашем зале. Но прежде, чем отправиться на экскурсию, я хочу вас спросить, Кто из вас знает, из чего делают хлеб?

Дети: Из муки

Воспитатель: А муку из чего?

Дети: Из зерен.

Воспитатель: (показ настоящего колоса)

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате – зерно

Спелой зрелости полно.

- Это колос пшеницы, посмотрите, как много зерен в одном колосе. Но у меня еще есть зерна ржи. Хотите посмотреть? (подходим к столу).

- Это зерна пшеницы и ржи. Возьмите по одному зернышку пшеницы и ржи и положите на салфетку перед собой. Посмотрите, что у меня еще есть? (если дети затрудняются с ответом, рассказать, что такое лупа, из чего она состоит и для чего она нужна).

- Давайте рассмотрим зерна через лупу и сравним, одинаковые они или разные.

Дети сравнивают и отвечают.

Воспитатель: Пшеницу и рожь называют злаковыми растениями. Повторим вместе. - А где растет пшеница?

Дети: В поле.

Воспитатель: Давайте вместе создадим собственное поле. Скажите, что нам для этого необходимо?

Дети: Зерна и земля.

Воспитатель: У меня два блюдца, что в них лежит?

Дети: Зерна пшеницы.

Воспитатель: Внимательно посмотрите и скажите, одинаковые зёрна или разные, чем они отличаются, можно их потрогать.

Дети: Одни зерна сухие и маленькие, а другие сырые и больше размером, на одном конце семян появилась белая точка.

Воспитатель: Это будущий корешок. У всех семян сначала появляется корешок, а затем стебелек. Как вы думаете, где должен находиться корешок?

Дети: В земле.

Воспитатель: Корешок уходит в землю, а стебелек где растет?

Дети: Над землей.

Воспитатель: Тянется стебелек к солнцу, разворачивает лепесточки и подставляет их к солнышку.

Рассказ воспитателя:

- Я взяла сухое семя положила его в водичку, через несколько дней зернышко стало набухать, стало больше в размере, а еще через несколько дней появилась белая точка, а еще через несколько дней появился корешок и стебелек.

- Как вы думаете, какое семечко быстрее прорастет, пророщенное или сухое? Почему вы так думаете?

- Что еще необходимо для того, чтобы семечко выросло?

Дети: Земля.

Воспитатель: Прикоснитесь к земле ладошками. Какая земля?

Каждому растению нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля. Что еще нужно для того, чтобы семечко выросло?

Дети: Вода, свет.

Воспитатель: Земля, вода, семя – все у нас есть для того, чтобы засеять наше поле. А как мы будем это делать? Давайте вместе составим модель посадки зёрен. А для этого я приготовила карточки.

(Составление модели посадки зерен)

- Что сначала нужно сделать?

Дети: Приготовить землю (дети находят карточку, выставляют её)

Воспитатель: Что делаем потом?

Дети: Разрыхлить землю.

Воспитатель: Что делаем потом?

Дети: Палочкой делаем бороздки.

Воспитатель: А потом?

Дети: Кладем зерно, засыпаем землей и поливаем водой.

Воспитатель: Молодцы! Сейчас приступаем к посеву семян. А составленная модель нам в этом поможет.

- Ребята, я предлагаю не просто посеять зёрна, а провести научный опыт: в одни ёмкости мы посадим пророщенные семена, а в другие - сухие семена, и вы пронаблюдаете в группе, какие семена взойдут быстрее.

Посадка зёрен.

А сейчас давайте отдохнём и представим, что мы превратились в зернышки:

Влево, вправо повернись

В маленькое зернышко быстрее превратись.

Физминутка.

Уж ты семечко – зерно дети садятся на

Ляжешь в борозду на дно! корточки

Ты не бойся, золотое,

Ничего что там темно.

К свету, к солнцу из земли дети медленно

Ты росток скорей пошли. встают- вырастают

Вот весною, в ранний час,

Семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы дети потягиваются

- Здравствуй, солнце, это мы! медленно поднимают

руки над головой

машут кистями рук.

Мал еще росток – ребенок опускают руки

Только вырос из пеленок! наклоны головы в

разные стороны.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас снова превратимся в детей:

Влево, вправо повернись

В детей быстрее превратись.

Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть фильм о том, как выращивают хлеб.

Просмотр компьютерной презентации (ИКТ)

Воспитатель: Вот оно какое красивое поле (слайд с изображением зелёного поля). Как вы думаете, можно уже убирать урожай? А когда можно?

Дети: Когда созреет пшеница.

Воспитатель: А вот еще поле (слайд с изображением желтого поля). Какое оно? придумайте красивые слова.

Дети: Золотое, нарядное, красивое, праздничное и т. д.

Воспитатель: Когда зерно созреет, в поле выйдут комбайны.

- А как называют людей, которые ими управляют. Давайте вместе повторим - комбайнеры. Они скосят колосья, обмолотят зерна и ссыпят их в машину.

- Кто управляет машинами? (шофёры, водители).

- Затем зерно везут в хранилище, а называется оно – элеватор. Повторим вместе. Что это такое?

Дети: Хранилище для зерна.

Воспитатель: В этом хранилище зерно высушат, очистят и отправят на мукомольный завод, где из зерен сделают муку.

Муку на машинах отправят на хлебозаводы и пекарни, где выпекут вкусный хлеб. Хлеб на специальных машинах развезут в магазины, где мы его и покупаем.

Давайте поиграем в игру «Кто хлебу на стол прийти помогает».

Выберите те профессии, которые на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу.

( слайды: артист, повар, учитель, комбайнёр, шофёр, швея, пекарь).

Дети называют профессии.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а мы с вами сможем сами сделать муку?

- А вы знаете, как люди раньше получали муку из зерен, когда не было мельниц и машин. Уже в то время люди научились выращивать пшеницу и использовали камни, для того чтобы получить муку. Они растирали ими зерна в муку.

- Давайте мы с вами тоже попробуем! На один камушек насыплем зерно, другим будем растирать его. Попробуйте сами это сделать. Получается? Трудно? Сколько нужно силы и труда, чтобы растереть зерно.

- Затем люди научились молоть зё рна на мельницах: ветряных и водяных.

- А я вам сегодня тоже принесла маленькую мельницу. Кто знает, как называется этот прибор и как он работает? (кофемолка - электрический прибор).

- Сейчас я покажу вам, как можно сделать муку на кофемолке, но с электрическими приборами нужно обращаться осторожно, а детям нельзя пользоваться ими без присмотра взрослых.

- Как вы думаете, каким способом удобнее и быстрее сделать муку?

Дети отвечают.

Воспитатель: Давайте посмотрим, получилась ли у нас мука! Какая она? (тёмная, с комочками). Похожа она на ту муку, которая продаётся у нас в магазинах? Почему? (потому что перемалывается зерно на мощных мельницах).

Воспитатель: Давайте пройдем в наш хлебный магазин. Ребята, кто знает, в магазинах нашего города откуда хлеб появляется? (у нас в городе есть хлебокомбинат, а также привозят хлеб из других городов).

- В нашем хлебном киоске сегодня также выставлены хлебобулочные изделия, которые выпекают на нашем уфалейском хлебокомбинате.

- А вспомнить их названия вам помогут геометрические фигуры. Назовите их: треугольник, прямоугольник, круг, овал. Я раздам вам фигуры, а вы найдёте те хлебобулочные изделия, на которые они похожи.

Дидактическая игра «На что похоже»

Воспитатель: Молодцы! Видов хлеба и хлебобулочных изделий много, у разных народов тоже есть свои названия хлеба.

(Показ слайдов с разнообразием хлебобулочных изделий)

Особое внимание детей воспитатель обращает на слайд с картинкой - «коврига».

Воспитатель объясняет значение слова – хлеб круглой формы, часто выпекали дома.

Воспитатель: Из муки делают не только хлеб. Что еще делают из муки?

Дети: макаронные изделия, пироги, печенье.

Воспитатель: Я дома для своих дочек часто пеку печенье и могу вас научить. Хотите?

- Как вы думаете, кто печет печенье? Повторим вместе - кондитер. Сейчас мы с вами пройдем в кондитерский цех.

Совместная трудовая деятельность по выпечке печенья.

Воспитатель: Что нужно сделать, прежде чем приступить к работе с продуктами: вымыть руки, надеть специальную одежду – фартуки, головные уборы.

Работа с моделью трудового процесса.

Воспитатель: Давайте сначала посмотрим, как мы будем готовить печенье:

- для кого мы будем печь печенье?

- какие продукты, и в каком количестве нам понадобятся для приготовления теста? (перечисляют)

- какое нам потребуется оборудование?

- как мы будем готовить печенье? (обсуждают последовательность)

- что у нас должно получиться? Давайте придумаем нашему печенью название.

Воспитатель: Итак, надеваем спецодежду, приступаем к работе.

После того, как печенье помещено на противень, воспитатель говорит:

- Наше печенье готово к выпечке, куда мы должны его унести? Давайте попросим унести наше печенье на кухню, а мы с вами вернёмся обратно.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как нужно относиться к хлебу?

Дети:

- бережно, брать в меру, столько, сколько нужно;

- не кидать на землю, не играть с хлебом;

- не выбрасывать в мусор.

Воспитатель: А что можно сделать с чёрствым хлебом? (сухарики, квас, покормить домашних животных, крошки отдать птицам).

Воспитатель: Хлебное зернышко- это чудо, в нем маленьком слились три силы: Солнца, Земли и человеческого труда. Отношение к хлебу должно быть особенное. Потому что нет труда, требующего большего терпения, ума, сердца, чем труд людей творящих хлеб.

Итог занятия :

- Теперь, ребята, вы знаете, что такое коврига? Что это?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали о хлебе?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Что помогло вам сегодня в работе по посеву зёрен, выпечке печенья?

- О чём бы вы хотели рассказать из того, что сегодня узнали на нашем занятии, своим друзьям из группы, а может, мамам и папам?

Воспитатель благодарит детей за работу на занятии, вместе с детьми идёт на кухню за готовым печеньем, уносят в группу, угощают друзей из группы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Фотоотчет «Будущие рестораторы». Беседа о профессиях.Фотоотчет «Будущие рестораторы». Беседа о профессиях. Совершенствование трудового процесса воспитания начиная с дошкольной ступени- одна из важнейших задач. В труде человек развивается полноценно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ «Хлеб — наше богатство»
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 12:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ «Хлеб — наше богатство»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Геннадьевна Мартьянова (УИ 162087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД