Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию «Казачий костюм»

Наталья Дьяченко
Конспект занятия по познавательному развитию «Казачий костюм»

Цель. Расширять представления о казачьей одежде, её назначении. Вызывать желания следовать старинным народным традициям.

Материал. Куклы в национальных костюмах. Иллюстрации. Детские казачьи костюмы.

Звучит аудиозапись народной мелодии «Камаринская». Мальчик и девочка, одетые в казачьи костюмы, входят в групповую комнату, здороваются.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Казачий костюм“» размещена в разделах

Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим, заходите, присаживайтесь. (Обращается к детям.) Я просила наших гостей прийти в костюмах, которые в старину насилии казаки.

Сегодня мы поговорим о предметах, из которых состоит национальный казачий костюм. (Здесь и далее по ходу беседы указывает на предметы одежды и показывает иллюстрации.)

Дома казак носил полотняную вышитую рубаху и штаны - шаровары. Как вы думаете, почему шаровары шили такими широкими? (Предположения детей.) Правильно, в узких штанах неудобно сидеть на коне. В старину конные казаки носили синие шаровары и кафтаны красного цвета.

Воспитатель. Как называется длинная куртка казака?

Дети. Черкеска.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на черкеску нашего гостя. Что вы видите у него на груди?

Дети. Газыри.

Воспитатель. Что это такое? Для чего нужны газыри?

Дети. Газыри – это кармашки для запасных патронов.

Воспитатель. Со временем казаки, призванные на царскую службу, стали носить мундиры из синего сукна и шаровары с красными лампасами, а черкески сменили на гимнастерки. Прежняя казачья форма осталась как парадная, её надевали по праздникам.

Был один предмет одежды, без которого казак не выходил из дома. Посмотрите на картинку и скажите, что не хватает в костюме казака.

Дети. Головного убора.

Воспитатель. Какие головные уборы носили казаки? Покажите картинки с изображением и скажите, что вы знаете об этих предметах.

Дети (указывают на картинки). На голове этого казака папаха-кубанка. Летом казак носил фуражку. Ремешок на фуражке опускали под подбородок, чтобы на скаку она не слетела с головы. Потеря шапки для казака – позор. Зимой казак носил папаху с красным верхом и башлык – тёплую накидку с двумя длинными концами, похожую на капюшон. Башлык накидывали на голову, когда было очень холодно.

Воспитатель. По тому, как казак завязывал башлык, можно было судить о том, чем он занимается, если концы башлыка перекрещены на груди – казак следует по делу, а если заброшены за спину – находится на отдыхе.

Какую верхнюю одежду казаки носили зимой?

Дети. Зимой казаки носили бурки – очень тёплые шерстяные накидки. В бурке можно было спать даже на снегу.

Воспитатель. Какую обувь носили казаки?

Дети. Сапоги.

Воспитатель. Казаки охраняли границу от врагов, то есть были военными. Поэтому обязательно частью их одежды были погоны, которые каждый взрослый казак носил до «выхода на льготу» : так называлась отставка по возрасту или по ранению. Офицерам разрешалось носить погоны пожизненно.

Воспитатель. А сейчас поиграем и проверим, запомнили ли вы названия предметов одежды казака.

Два ребёнка по желанию берут по карточке, на которой нарисована кукла в казачьем костюме. Поочередно называют предметы одежды и их детали. Выигрывает тот, кто назовёт больше слов.

Воспитатель. Взгляните на нашу нарядную гостью - казачку. Как красив её костюм, какая на нем вышивка, какие яркие сочные краски!

Изготовление национального костюма связано с различными народными промыслами: ткачеством, шитьем, плетением кружев, вышивкой. Одежду, даже повседневную, казачка шила и украшала с любовью. На все случаи жизни казачка имела особую одежду, но самый красивый наряд она надевала один раз в жизни - на свадьбу.

Воспитатель. Из каких предметов состоит костюм нашей гостьи?

Дети. Костюм состоит из юбки и кофты, которые называются «парочка».

Воспитатель. Из каких материалов шили одежду казачки?

Дети. Одежду шили из ситца, шёлка, бархата.

Воспитатель. Как украшали юбки?

Дети. Подол юбки украшали оборками, кружевами.

Воспитатель. Казачки носили и нижние юбки – «спидницы», которые шили из тонкой ткани белой или светлой ткани с кружевами. Как украшали кофты?

Дети. Тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.

Воспитатель. На столе разложены картинки с орнаментами. Покажите, какие узоры вышивали мастерицы на рукавах и вороте кофт.

Дети выбирают рисунки с геометрическим или растительным орнаментом, называют элементы узоров.

Воспитатель. Казачки бережно относились к своим нарядам. Какое приспособление они использовали в те времена, когда ещё не знали утюгов?

Дети. Одежду гладили при помощи валика и рубеля – доски с зубцами. Ткань наматывали на валик и по ней прокатывали рубелем.

Воспитатель. Какие прически были у казачек?

Дети. Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты.

Женщины убирали волосы в пучок и надевали «шлычку» - маленький колпачок.

Воспитатель. Так же, как казаку нельзя было выходить из дома без фуражки или шапки, женщинам нельзя было появляться без головного убора.

Воспитатель. Как казачки одевались по праздникам?

Дети. Они наряжались в костюмы из шёлка бархата. На ноги надевали полусапожки. Украшали шею монистами, бусами из янтаря. Голову и плечи покрывали красивыми шалями.

Воспитатель. Зимой, женщина-казачка надевала стёганую «кохту» с таким глубоким запахом, что в ней можно было выносить ребёнка на улицу, не заворачивая его в одеяло. На ноги в холодную погоду казачка надевала валенки.

Воспитатель. А была ли какая –то особенная одежда у казачат? (Предположения детей.) казачьи семьи были, как правило, многодетными, поэтому малыши часто донашивали одежду, оставшуюся т старших братьев и сестер. Дети, особенно маленькие, одевались очень просто. Малыши бегали в рубашонках. Мальчики свои первые штаны получали в три года. А девочки свои платьица украшали сами. Ведь с пяти лет они учились вышивать, шить и вязать.

В наше время казаки не носят ни шаровар, ни черкесок, а казачки отказались от пышных бархатных юбок и цветастых шалей. Они покупают современные модные вещи. Но казачьи костюмы, которые достались в наследство от предков, продолжают жить. В музеях бережно хранятся костюмы, изготовленные старыми мастерами. И мы с вами должны беречь красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам, чтобы почувствовать себя настоящими казаками или казачками, можно пощеголять в народных костюмах.

Публикации по теме:

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) во второй младшей группе «Костюм для клоуна» Цель: развитие умения рисовать цветок с помощью ватной палочки. Задачи: • Развитие навыков элементов федосеевской росписи на плоскостной.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в зимний лес» Программное содержание: обогащать представления детей о зимней природе средствами интеграции познавательной, изобразительной, речевой деятельности.

Конспект занятия по познавательному развитию «Что мы знаем о воде?» Тема: «Что мы знаем о воде?» Цель: С помощью экспериментирования познакомить детей с разнообразными состояниями воды; развивать наблюдательность,.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Прогулка в осенний лес» Образовательная область : познавательное развитие Интеграция областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Конспект занятия по познавательному развитию «Снежинка» «Снежинка» (познаю мир) Цель: закрепить знание свойств снега - белый, холодный, пушистый; из снега можно лепить снежки, снеговика; когда.

Конспект занятия по развитию речи и познавательному развитию в старшей группе «В заколдованном лесу» Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи и познавательному развитию "В заколдованном лесу" Программное содержание:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Я — человек» .

Конспект занятия по познавательному развитию «Первый в космосе» Познавательное развитие «Первый в космосе» Программное содержание Продолжать знакомить детей с космосом, планетами солнечной системы. Доставить.

Конспект занятия по познавательному развитию «Недра Земли»Конспект занятия по познавательному развитию «Недра Земли» Тема: «Недра Земли» Возраст: средняя группа (4-5 лет) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Казачий костюм»
Опубликовано: 11 мая 2016 в 07:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД