Инна Касаева
Конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные и зимующие птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Дать детям представление о птицах, обитающих в наших краях, (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
Задачи.
Образовательные:
- расширить представления детей о знакомых зимующих, перелётных птицах Северного Кавказа;
- обобщить знания детей об условиях жизни птиц, роли человека в их жизни;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Перелетные и зимующие птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- учить устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма, изменением состояния природы и образом жизни известных детям птиц; подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать;
- уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие» птицы.
Развивающие :
- упражнять в классификации перелётных и зимующих птиц;
- активизировать словарь по теме;
- уточнить элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой;
- упражнять в изменении существительных по падежам, согласовывать числительные с существительными;
- развивать слуховое внимание и чувство рифмы;
- развивать логическое мышление, память на линейный ряд.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство жалости и сопереживания к птицам, находящимся в тяжёлых природных условиях;
- формировать гуманное отношение к птицам и развивать стремление заботится о пернатых друзьях человека.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».
Предварительная работа:
- рассматривание: книг, энциклопедий, журналов о птицах;
отгадывание загадок о птицах, иллюстраций «Зимующие, перелётные, экзотические птицы,
- беседа на тему «Что мы знаем о птицах?»,
- игра дидактическая «Зоологическое лото»,
- игра дидактическая «Кто, где живёт?».
Словарная работа:
обогащение – пернатые, вожак, причудливые,
активизация - зимующие, перелётные, декоративные птицы; зоовыставка, зоомагазин, зверинец, личинки, крупа, семена,
Методические приемы:
- Наглядные методы - демонстрация иллюстраций;
- Словесные методы - беседа, рассказ детей.
- Игровые методы – дидактические игры, создание игровой ситуации, разгадывание загадок.
Материал и оборудование (РППС) : иллюстрации и фотографии с изображением птиц, кормушки, корма; картинки для магнитной доски с изображением птиц и корма для них, кормушка.
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие
Ход ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Беседа с детьми
– Кто живет в воздухе?
– Чем отличаются птицы от животных?
– Как птиц можно назвать по-другому? (Пернатые)
– Как называют птиц, которые улетают на зиму? (Перелетные) Назовите их.
– Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие) Назовите их.
– Почему птицы улетают?
– Чем питаются птицы?
Основная часть
Воспитатель: Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле.
Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Сейчас к нам в гости прилетят птицы и расскажут о себе. (Звучит музыка, входят дети в шапочках птиц.)
Первая птица, которая к нам прилетела: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.
Хоть я не молоток –
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Воспитатель: Кто же это, ребята? Вы догадались?
Дети. Это дятел.
Воспитатель: А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой?
Звучит запись голоса синицы.
Воспитатель: Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: "Синь-синь-синь"?
Воспитатель: Ребята, вы ее узнали?
Дети. Это – синица.
Воспитатель: Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
Кто это?
Воспитатель: А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: "чуть-жив, чуть-жив?"
Звучит запись с голосом воробьев. Несколько детей в шапочках воробьев пробегают по группе.
Воспитатель: Хотите, верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Эта птичка – клест.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Проводится игра «Птички на кормушках».
Воспитатель (загадывает загадку) : «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили.
Воспитатель: А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Перелетные и зимующие птицы”. Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть. Ворона, снегирь, воробей, сорока, свиристель, голубь, клест, галка, синица. Молодцы!
А теперь расскажите правила кормления птиц.
Дети: Во время подкормки птиц нельзя сорить в лесу, парке, саду: не оставлять там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше нераскрашенными.
Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам : семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала.
Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Воспитатель: ответьте на мои вопросы. Кто зимой гнездо вьет?
Дети. Клест. Он и зимой отыскивает для своих птенцов корм – еловые, сосновые семена.
Воспитатель: У какой птицы снежное имя?
Дети. У снегиря. Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной, когда снег стает, улетают на родину, в северные леса.
Воспитатель: Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят?
Дети. Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и трещинках коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и многие их них поедают.
Воспитатель: Чем страшна птицам зима?
Дети. Голодом.
Воспитатель: В заключении нашего занятия мне бы хотелось прочитать стихотворение Александра Яшина
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Рефлексия
- Давайте вспомним, ворона и воробей – какие птицы? (Это зимующие птицы.)
- Что значит «зимующие» птицы?
- Какие еще птицы есть, кроме зимующих? (Перелетные)
- Что значит перелетные?
- Чем питаются птицы зимой? (Ягодами, семенами, крошками, крупой)
- Мне очень понравилась ваша работа и ваши ответы на вопросы.
А что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Ответы детей)