МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию «Птицы — наши друзья» для детей старшей группы

Татьяна Клементьева
Конспект занятия по познавательному развитию «Птицы — наши друзья» для детей старшей группы

Задачи:

1. Познакомить детей с наукой орнитологией,

работой учёных - орнитологов;

2. Уточнять представление детей о признаках весны;

3. Продолжать развивать умение устанавливать связи между

живой и неживой природой;

4. Развивать умение анализировать структуру объекта,

вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц, их поведения,

способов передвижения, издаваемых звуков;

5. Учить классифицировать птиц по заданным признакам;

6. Развивать память, мышление, связную речь детей;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Птицы — наши друзья“ для детей старшей группы» размещена в разделах

7. интегрировать духовно-нравственный компонент в

экологическое воспитание;

8. Воспитывать у детей любовь к природе;

9. Прививать христианские добродетели : скромность,

милосердие, сострадание.

Оборудование: аудиокассета с музыкой; экологическое окно; мультимидийный проектор; 3 мольберта; 3 плаката с изображениями: лес, поле, водоём; силуэты птиц : лесные. хищные, водоплавающие: мяч; «Красная книга»; перо и чернильница; кукла- персонаж Незнайка: клетка.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за птицами в природе; подкормка птиц на

прогулке; изготовление кормушки на занятии с участием

родителей.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

3. Работа в экологическом окне, а также по материалам полочки

«Миры».

4. Изобразительная деятельность: рисование, лепка и

коллективная аппликация птиц.

5. Чтение познавательной и художественной литературы о

природе.

6. Знакомство с «Красной книгой», исчезающими видами

животных и растений.

7. Работа по русскому народному творчеству: загадки,

пословицы о птицах, о весенних явлениях природы.

8. Беседы на тему: «Если птичка живёт дома», «Что страшнее

птицам зимой холод или голод», «Птицы нашего края».

9. Экологические игры: «Журавль», «Ворон», «Сокол и галка»,

«День и ночь», «В зимней столовой», «10 птичек - стайка»,

«Узнай по голосу, какая эта птичка».

10. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников: консультации «Экологическое воспитание в семье», «Экология и духовно нравственное воспитание ребёнка» : размещение материала в папку - передвижку: «Сороки», «Весновки», «Грачевник», «Правила поведения в природе», Посещения на дому и индивидуальные беседы.

Дети встают полукругом возле экологического окна. Звучит отрывок из песни «Светлое воскресенье».

Воспитатель читает стихотворение.

Осели снега, и закапало с крыши.

Взбирается солнце всё выше и выше.

Вздохнул тёмный лес, пробуждаясь от сна.

Приветливым ветром примчалась весна.

Почки толстые надулись,

С юга ласточки вернулись,

Чинят гнёздышки грачи,

Не пугай ты их! Молчи!

Дети, и в нашем экологическом окне наступила весна. Вы

согласны? (Да). Докажите. (Дети называют признаки весны).

А кто к нам прилетел? (Грач). А чем сейчас заняты грачи? (Вьют гнёзда). Дети, а какая птичка всю зиму с нами была, а с

наступлением весны улетела? (Снегирь). А куда она улетела? (На север, потому что она любит холод и выводит там птенцов). А это, что за птичка? (Синичка). А она от нас улетит? (Да). А куда? (В лес, там она летом живёт, потому что там она выводит птенцов. И летом в лесу есть для неё корм). Ребята, мы сегодня с вами утром разговаривали о науках, и я вам что-то обещала. Что? (Рассказать о новой науке). Да, и эта наука связана с птицами. Хотите послушать? (Да).

Дети садятся на стульчики напротив мультимидийного

проектора.

Есть такая наука, которая занимается изучением жизни птиц - орнитология. А учёных, занимающихся этой наукой

называют орнитологами. Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания, особенности их питания и выведения птенцов. Они даже знают о продолжительности жизни птиц. А как же всё это они узнают? Для того, чтобы получить все эти знания учёные много путешествуют по всему миру. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А ещё учёные - орнитологи

кольцуют птиц, т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок. А нужно изучать жизнь птиц? (Нужно. Потому что они приносят пользу). А какую пользу? (Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых. Ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас своей красотой). Правильно, а ещё раньше на Руси не было шариковых ручек и люди писали птичьими перьями.

Воспитатель показывает перо.

Учёные - орнитологи заметили, что некоторых птиц на нашей планете осталось совсем мало. Этих птиц занесли в «Красную книгу».

(Показ книги, тех страниц, где птицы).

Вот их как много на грани исчезновения. А что же нужно делать для того, чтобы сохранить наших крылатых помощников? (Заботиться о них, беречь их). Чтобы от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря, Всегда, в любое время года Берегите птиц, друзья!

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с новой наукой -орнитологией и с работой учёных орнитологов. А ещё мы узнали, как много полезной информации учёные - орнитологи передают нам. А хорошие ли знания у нас о птицах, мы сейчас узнаем. Внимание на экран! Отгадайте по клюву птичку и скажите, зачем ей такой клюв?

Показ на экране мультимидийного проектора серию картинок с изображением клювов птиц, а затем самих птиц. Какая птица имеет такой клюв? (Такой клюв имеет птица клёст). Правильно. Зачем ему такой клюв? (Чтобы орешки из шишек выклёвывать).

А это чей клюв? (Это клюв пеликана.) Правильно. Вот он. А ему зачем такой клюв? (Он ловит рыбу и откладывает в мешок, а потом достаёт и ест или кормит птенцов).

А у какой птички вот такой клюв? (Такой клюв у колибри). Верно. А почему у неё такой длинный клюв? (Длинный клюв ей нужен, чтобы доставать пыльцу из цветов).

Дети, случилась беда. В лесу насекомые вредители поедают листочки на деревьях. В полях грызуны уничтожают посевы. А на водоёме кругом пусто и тишина. И нет нигде ни одной птицы. Давайте мы их расселим туда, где нуждаются в их помощи. На трё х мольбертах размещены плакаты с зонами: лес, поле, водоём. На столе лежат силуэты различных птиц : хищных, лесных, водоплавающих. Дети самостоятельно размещают птиц по зонам.

Молодцы! Правильно расселили: водоплавающих в водоём, насекомоядных птиц в лес, а хищных птиц на поле. А сейчас снова вернёмся на стульчики.

Дети садятся на стульчики. Продолжается работа с мультимидийным проектором

Птиц любят за красивое пение. Пение каждой птички особенное, у некоторых оно простое, как например, у воробья чик - чирик, а некоторые птицы «выговаривают целые фразы». Вспомните птицу, которая как-бы говорит: «Сено неси, да не треси-и-и». (Я думаю, что это птица овсянка). Да, вот она (показ на проекторе)

А. это, что за птица? (Это птица - удод). А как она поёт? («Худо тут! Худо тут!») (показ).

А что это за птичка, которая как-бы спрашивает «Чечевицу видел? Чечевицу видел?» (Это птичка - чечевица). Да, правильно (показ). А эта птичка поё т: «Те - тень — ка, те - тень — ка». (Так поёт птичка - пеночка) (показ}.

«Спиридон приди, прпди, чай пить, чай пить». Что это за птичка так говорит? (Так говорит дрозд) (показ,

А какая птичка перед дождём мяучит, как кошка, а в солнечную погоду как-бы играет на флейте? (Я думаю, что это - иволга) (показ). Молодцы.

Дети, названия многим птицам люди давали за разные их качества. Давайте мы с вами попытаемся узнать имя птички и сказать, почему её так называют. Показ картинок на экране.

Как зовут эту птичку? (Эту птичку зовут вертишейкой. Она всегда вертит шеей за это её так и назвали).

А эту птичку как называют? (Это птичка - трясогузка. Хвостиком трясёт, поэтому её так и назвали).

А это что за птичка? (Это птичка-снегирь. С первым снегом к нам прилетает). С чем можно сравнить грудку снегиря? (С мордовским мокшанским украшением цивкой).

А как зовут эту птичку? (Зовут эту птичку красношейкой). Есть много притч и легенд о птицах. А какую легенду вы знаете о красношейке? (Рассказ детей).

А вот эту птичку зовут. (Синичка). Какую притчу вы о ней знаете? (Рассказ детей). Да. Синичка получила свои цвета перышек за скромность.

Про птиц существует много пословиц. А вы их знаете? Давайте мы с вами поиграем в игру «Продолжи пословицу». Игра «Продолжи пословицу». Дети встают в круг. Воспитатель встаёт в центр круга и говорит начало пословицы, бросает мяч ребёнку, он договаривает пословицу до конца. Пословицы:

1. Увидел скворца - знать весна у крыльца.

2. Ворон за море летал, умней не стал.

3. Рано пташка запела, как бы кошка не съела.

4. Без хвоста птица - ком.

5. Глупой птице свой дом не мил.

6. Красна птица пером, а человек умом.

7. Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.

8. О том кукушка и кукует, что гнезда у неё нет.

9. Невесело птичке в золотой клетке.

10. Рябчики бегут, ровно бруснички катятся.

Молодцы, дети, много пословиц о птицах знаете.

Дети садятся на стульчики.

А сейчас проведём блиц вопросов. Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.

1. Какая птица выводит птенцов в любое время года? (Клёст).

2. Какая птица питается насекомыми на лету? (Ласточка).

3. Какая птица вниз головой бегает? (Поползень).

4. Какая птица откладывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка).

5. У какой птицы перья покрыты не перьями, а чешуёй? (Пингвин).

6. Что птицам страшнее холод или голод? (Голод).

7. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).

9. Какая птица выше всех летает? (Орёл).

10. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).

Молодцы, дети! Очень много вы знаете о птицах. А какая же наука

изучает птиц? (Наука, которая изучает птиц, называется -

орнитология). Может быть кто-нибудь из вас в будущем будет

орнитологом и внесёт свои знания в эту науку.

Стук в дверь.

Давайте посмотрим, кто это там.

Воспитатель заносит куклу Незнайку, и пустую клетку.

Незнайка. Ребята, вы так много знаете о птицах. Я хотел вам сделать подарок, поймать синичку и подарить вам, вы её будите любить, конфетами кормить. Но у меня ничего не получилось. Может быть, вместе поймаем?

Дети. Незнайка нельзя в клетке держать эту птичку, в клетках живут домашние птицы, а синичка - дикая птичка, она должна жить на воле, иначе она погибнет. А на воле она будет петь, выводить птенцов и приносить нам пользу.

Воспитатель. Эх, Незнайка, для диких птиц

Вредны наши ласки :

С них закрыли бы они

Ведь навеки глазки.

Правда! Правда! И синичка

Не снесла б неволи.

Пусть летает в небе она

И живёт на воле!

Ты понял, Незнайка? А для того, чтобы птицы почувствовали нашу заботу и любовь мы лучше сейчас пойдём на улицу к нашей кормушке и покормим их зёрнышками. И ты, Незнайка, пойдём с нами. Дети собираются на прогулку кормить птиц.

Публикации по теме:

«Мы и наши друзья-животные» — конспект занятия по познавательному развитию Цели: 1. Побуждать детей к проявлению заботы о детенышах животных. 2. Развивать готовность оказывать помощь животным, которые в ней нуждаются.

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Птицы — наши друзья» Программное содержание: уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах; учить распознавать их на картинках. Установить связи.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Наши друзья — деревья» " Наши друзья - деревья" Программное содержание: Образовательные задачи: -Углублять экологические знания детей на основе представлений детей.

Конспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию «Наши помощники-дорожные знаки» с использованием ИКТКонспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию «Наши помощники-дорожные знаки» с использованием ИКТ Цели и задачи: 1. Уточнить и закрепить знания об опасных ситуациях на дороге, о причинах возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы на тему «Весна» Цель: • Расширять и систематизировать знания детей об изменениях в природе ранней весной. • Учить отвечать на вопросы распространёнными.

Конспект занятия в старшей коррекционной по зрению группе «Птицы — наши друзья!» Цель: Уточнить представление детей о жизни птиц. Задачи: Активизировать словарь детей, закрепить умение определять место звука в слове.

Конспект музыкально-тематического занятия «Птицы — наши друзья» в средней группе ДОУ Конспект зимнего досуга в средней группе детского сада Конспект музыкально-тематического занятия на тему «Птицы – наши друзья» в средней.

Развлечение с участием родителей для детей старшей группы «Птицы наши друзья» Цель: Развитие стремления к здоровому образу жизни, интерес к туризму и познанию природы у детей дошкольного возраста. Развивать двигательные.

Сценарий весеннего праздника «Животные и птицы — наши друзья» для детей 2-ой младшей группы. Дети входят в зал под пение птиц (запись, садятся на стульчики. Воспитатель: На нашей планете живут Чудесные создания. Они летают и поют.

Занятие по развитию речи «Птицы-наши друзья» Конспект по развитию речи с учетом формирования коммуникативной компетентности у детей в средней группе на тему: «Птицы - наши друзья».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Птицы — наши друзья» для детей старшей группы
Опубликовано: 23 сентября 2015 в 09:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД