Конспект занятия по познавательному развитию «В гости к Зиме» в подготовительной к группе

Жанна Набока
Конспект занятия по познавательному развитию «В гости к Зиме» в подготовительной к группе

Конспект занятия по экологии

в подготовительной группе

«В гости к Зиме»

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возраст детей 6-7лет.

Цель: Обобщить и дополнить представления детей о времени года зима.

Задачи:

Образовательные:

-формировать представления у детей о диких животных, птицах, взаимосвязи обитателей леса;

-способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от среды их обитания.

Развивающие:

- развивать у детей внимание, память, связную речь, диалогическую речь, любознательность;

-активизировать и обогащать словарь детей.

Воспитательные:

воспитывать у детей интерес к жизни леса, уважительное бережное отношение к природе, понимания необходимости сохранения его целостности.

Предварительная работа:

Целевые наблюдения на прогулке, чтение познавательной и художественной литературы, загадывание загадок; заучивание стихотворений, народных примет, пословиц, поговорок; рассматривание картин, иллюстраций; использование словесных, дидактических, подвижных, творческих игр; прослушивание музыкальных произведений.

Материалы и оборудование:

Проектор, записи музыкальных произведений; слайды с изображением диких животных, птиц; кроссворд «Зима»; дидактическая игра «Чьи следы?»; декорации леса; магнитная доска;

Методические приемы:

Сюрпризный момент; художественное слово; поэтическое слово; наблюдения; использование загадок, народных примет; показ; объяснения; поисковая деятельность; использование записи муз. произведений, слайдов; двигательная деятельность детей; дидактические игры;

Содержание занятия:

1.Организационный момент:

Воспитатель:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро».

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!»

Ребята, посмотрите, пожалуйста, к нам пришли гости.

Давайте поздороваемся, улыбнемся, гостям и друг другу.

Дети: Здравствуйте, мы рады Вас видеть!

Воспитатель:

Белые, белые, снежные,

В форточку письма влетают,

Кружатся - тихие, нежные,

И тают, тают, тают

Воспитатель: Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она непростая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим.

Это же письмо от Зимушки-Зимы.

«Здравствуйте, дети!

Приглашаю в Зимний лес,

Там полным-полно чудес,

И когда в него войдешь

Словно в сказку попадешь.

Но сначала для ребят

Испытанья предстоят».

Воспитатель: Ребята, примем приглашение Зимы, отправимся в Зимний лес?

Дети: Да, отправимся в гости к Зиме.

Прогуляемся по зимнему лесу, полюбуемся русской природой.

Цель работы детей на занятии: принять приглашение Зимы и отправиться в зимний лес.

Воспитатель: Но, чтобы попасть в Зимний лес вы должны выполнить задания Зимы.

Посмотрим, какое первое задание.

Зима хочет узнать, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Ребенок: Читает отрывок из стихотворения «Лесные правила».

«Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй.

Только, чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!»

Воспитатель: Молодцы, дети! Первое задание Зимы выполнили. А вот второе задание. Зима хочет узнать, умеете ли вы разгадывать кроссворды.

Сейчас посмотрим….

1. Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)

2. Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (мороз)

3. Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют (рябина)

4. Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

Воспитатель: Вот мы и справились с заданиями Зимы.

Теперь нам можно отправляться в гости к Зимушке-зиме.

Я вам предлагаю отправиться на санях, на тройке лошадей.

Звучит песня «Три белых коня» (Дети «тройками» двигаются по залу)

Воспитатель: По дороге зимней, скучной

тройка борзая бежит,

колокольчик однозвучный

утомительно звенит.

Воспитатель: Тр-р-р,мои лошадки.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица:

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром.

Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?

Дети: Скакуны это лошади, а тройка это зимние месяцы.

Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?

Дети: Три месяца.

Воспитатель: Назовите зимние месяцы по порядку

Дети: Декабрь, январь и февраль.

Воспитатель: А вы знаете, как в старину назывались зимние месяцы и почему?

Дети: Декабрь называли хмурым, потому что он хмурый, бессолнечный месяц, ночи длинные, дни короткие и смеркается рано. По ночам трещит мороз.

Воспитатель: Про второй зимний месяц расскажите, как в народе его называли?

Дети: Январь в народе называли «лютень», потому что в этом месяце лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег. В январе тропинки в лесу белые, лед на реках синий, сугробы высокие, а звезды ночью яркие.

Воспитатель: А кто расскажет про следующий месяц, какой он?

Дети: В старину февраль называют «снеговей», потому что кружатся белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а ветры гонят снежную поземку.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг. Сверкают снежинки, блестит снег. Деревья стоят в снежном наряде.

Вот мы и в зимнем лесу.

Ребенок : Лучик солнечный сверкает, сыплет белый снег кругом.

Лес дремучий отдыхает, все искрится серебром.

Мы тревожить лес не будем, много дела у зимы.

Никого мы не разбудим, не нарушим тишины. (Дети идут по кругу «тройками»)

Воспитатель: Пойдемте дальше.

Вот какой чудесный лес,

Здесь полным - полно чудес

Воспитатель: Чего нет в зимнем лесу?

Дети: Ягод, цветов, нет листьев, грибов, цветов.

Воспитатель: Дети посмотрите, что это под деревом лежит? Да, это снежок, он хочет с вами поиграть. Я буду вам его бросать, а вы будете называть пословицы о зиме.

Дети: Много снега - много хлеба.

Береги нос в большой мороз.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Январь году начало - зиме серёдка.

Вьюги да метели под февраль полетели и др.

Воспитатель: А теперь назовите приметы.

Дети:- Если зима снежная, то лето будет дождливое.

- Воробьи расчирикались – к морозу;

- Снег глубок – хлеб будет хорош;

- Днем ярко-белые облака на небе, ночью яркие звезды – к морозу;

- Пушистый иней – к хорошей погоде;

- Зима не лето: в шубу одета.

- Снег глубок – хлеб хорош.

- Холодная зима – жаркое лето.

- Дым столбом – к морозу.

Воспитатель: Давайте присядем и отдохнем. А я загадаю вам загадки,послушайте:

«Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь) (слайд Медведь)

-А сытым или голодным ложиться спать медведь?

Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком.

-Загадка вторая:

«Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу» (Белка) (слайд белка)

-А как зимует белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев).

-Кто же придёт следующий?

«Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть». (Волк) (слайд волк)

-Чем же занимается волк?

Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот.Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»? Что означает она?

-А вот другой - зверь лесной:

«Повыше кошки рост,

Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы…» (Лису) (слайд лиса)

-Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ответы детей) -Подумайте, за кем отправилась лиса?

«Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверёк пугается,

Под кустом спасается,

на зуб волку попадается». (Заяц) (слайд заяц)

-Какие изменения произошли в жизни зайца зимой?

Зимой заяц надевает белую шубку и становится незаметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег

-Что ест заяц (Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)

Воспитатель: А давайте с вами превратимся в лесных зверят и поиграем.

Зимним днем лесной тропой

Звери к елке шли гурьбой:

За мамой - медведицей шел (медвежонок,

За мамой - лисицей крался (лисенок,

За мамой - белкой скакали (бельчата,

За мамой - зайчихой - косые (зайчата).

Воспитатель: Я сейчас проверю, сколько зверей шло к елке? Кто шел первым? Кто шел последним? В этом стихотворении какая- то ошибка, кто заметил?Воспитатель: Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по которому все оставляют следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил, были здесь птички или животные

.Дидактическая игра «Чьи следы?»

Угадайте, здесь чьи – то следы?

Дети: Птичьи.

Воспитатель: а вот и стайка птичек? Кто узнал их? Как назвать этих птиц одним словом? (зимующие птицы) Назовите их.

Тихо, дети, не спугните птиц. А вот и кормушка для птиц. Может Зима подкармливает своих птичек?

Воспитатель: Как вы думаете, зимой трудно птицам, как мы можем им помочь?

Стихотворение «Птичья столовая»

(Звучит метель)

Воспитатель: Давайте скорей присядем на бревнышко, переждем непогодушку.

На дворе метет метель.

Кружит снег как карусель.

И покрылось все кругом

Белым снежным полотном.

Намело сугробов горы.

Снежные кругом заторы.

Воспитатель: Как стало холодно, мороз щиплет щеки, нос. А чтобы мы не замерзли,давайте с вами погреемся

Игра «Греемся»

А на улице мороз — Ну-ка все потерли нос… (Трем носы.)

Я мороза не боюсь, (шагаем)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (присели)

Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)

Значит надо не зевать, (хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и шагать. (Прыжки, бег на месте и шагаем.)

Воспитатель: Я вижу горку, садитесь на саночки, давайте прокатимся.

Мы на саночки садимся,

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег -

Мчимся мы быстрее всех!

А потом все побежали

И ворота увидали.

Посмотрите, дети, вот они ворота в царство “Зимушки-зимы”. Давайте позвоним в этот ледяной колокольчик (дети звонят).Появляется Зимушка-зима:

-Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрывала,

В лед реки убирала,

На окнах рисовала.

Зима: Здравствуйте, ребята!

Молодцы, что приняли приглашение, выполнили мои задания и побывали в моем чудесном царстве!

Вам понравился мой белоснежный, Зимний лес?

Дети: Понравился.

-Знаю, любите вы зимушку. А за что? (ответы детей). Хороши мои “зимние забавы”. Давайте поиграем в снежки. Разделимся на две команды. У каждой команды будет одинаковый сугроб из снежков, ваша задача за две минуты перебросить как можно больше снежков на сторону соперника, у какой команды меньше будет сугроб, та команда выиграла. (Игра проходит под музыку «Марш снеговиков»). Игра «Снежки»

Зимушка – Зима Дети, я вот все деревья укрыла снегом, а одно не успела, вы мне не поможете?

Воспитатель: Дети, давайте с вами попробуем сотворить волшебство. Возьмите свои снежки и давайте укутаем нашу елочку снежным покрывалом. Посмотрите, какая она стоит красивая и ей теперь будет тепло. (Дети снежками укрывают корни деревьев)

Зима: порадовали вы меня, укрыли наше деревце, чтобы оно перезимовало, а весной продолжала нас радовать.

Зима: Молодцы, дети, очень мне понравилось вами, но мне пора в свое царство. (Зима, хвалит детей, благодарит за то, что пришли к ней в гости, дарит детям волшебные снежинки)

Воспитатель: Зимушка-зима, наши дети про тебя песенку знают и хотят тебе спеть (дети поют песню «Зимушка-зима»)

Зима: Молодцы, очень мне понравилась ваша песенка, но мне пора в свое царство.

До свидания, друзья!

В свое царство мне пора.

Вы меня не забывайте

И почаще вспоминайте!

.

Воспитатель: Ну и нам ребята пора в детский сад. (садимся на сани и под музыку «Три белых коня» возвращаемся в детский сад)

До свиданья, добрый лес.

Полный сказок и чудес.

Мы к тебе еще придем

И подарки принесем

Воспитатель: Давайте вспомним, где мы были и о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети отвечают).

Публикации по теме:

Конспект ОД по познавательному развитию «Как растения готовятся к зиме» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по познавательному развитию «Как растения готовятся к зиме» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие у нас птицы — гости» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект открытой НОД в средней группе по познавательному развитию «Беседа о подготовке зверей к зиме» .

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы. Задачи: Уточнять и закреплять представления.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «В гости к Зиме» в подготовительной к группе
Опубликовано: 17 января 2021 в 11:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

7 марта. Праздник мимозы на МААМ

Цветочному символу праздника 8 Марта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка совместными играми и занятиями и создать в доме предпраздничную...

Конспект НОД по аппликации с детьми средней группы с использованием технологии В. В....
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе ( аппликация) с использованием технологии В. В. Воскобовича «Красивые пирамидки для...
Стихи о мимозе ко Дню мимозы на МAAM
Стихи о мимозе, ко Дню мимозы на МААМ 1. Март, и скоро праздник мамы. Город запестрит цветами. Вот тюльпаны , а вот розы. Ветки желтенькой мимозы. 2....
Фотоотчет занятия по лепке «Ягодка малинка» с детьми раннего возраста
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчет занятия по лепке «Ягодка малинка» с детьми раннего возраста. Цель занятия . Учить детей...