Мелине Гокчян
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «На помощь мадам Шапокляк»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация
Автор работы Гокчян М. С. воспитатель МДОАУ№18 г. Оренбург Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1.1 Доминирующая образовательная область «Познавательное развитие»
Согласно ФГОС ДО
1.2 Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская
II. Методическая информация
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „На помощь мадам Шапокляк“» размещена в разделах
1. Тема образовательной деятельности «На помощь мадам Шапокляк».
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Практический метод (игра «Назови детеныша»).
Наглядный метод (показ манекенов, рассматривание пуховых платков, показ видов тканей, показ пробирок с водой, показ образца платья для кукол)
Наглядно - слуховой - музыкальное сопровождение.
Словесный метод (вопросы, беседа, словесные инструкции, игра «Ласковый Я»)
Игровой метод (игра «Ласковый Я»
3. Интеграция образовательных областей "Художественно-эстетическое развитие"
Рисование нетрадиционной техникой «Тычки».
"Социально-коммуникативное"
Беседы, игра «Ласковый Я»
"Речевое развитие"
Определение видов тканей (легкая, плотная, кожаная, шерстяная, хлопковая). Игра «Назови детеныша» .
"Физическое развитие»
Физкультминутка «Примерим плащ, пальто, рубашку»
4. Возрастная группа : Группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 4 до 5 лет.
5. Цель: Обобщить знания детей за учебный год..
6. Задачи:
6. 1 Образовательные:
Выявить знания, полученные за учебный год, способствовать развитию познавательной активности детей.
Проявлять познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, ;
Проявлять стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности;
Иметь представление о разнообразных представителях живой природы родного края;
Уметь рассказать о предмете, его назначении и особенностях;
Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей;
Формировать у детей умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук;
6.2 Развивающие :
развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание героям литературных и анимационных произведений, доброе отношение к животным и растениям;
развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности;
воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям;.
развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
развивать представления детей о своей малой родине;
закреплять у детей умения использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов, прилагательные;
продолжать развивать интерес детей и положительный отклик к различным видам изобразительной деятельности;
6. 3 Воспитательные:
воспитывать культуру поведения и умение выполнять поставленную задачу;
воспитывать такие чувства как умение сопереживать, желание помогать;
воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд;
7. Планируемые результаты:
7.1 - сформировано знание по образовательным областям в соответствии с ФОП ДОО
- дети развивают собственный игровой замысел, согласовывая друг с другом;
- дети проявляют эмоциональную отзывчивость;
- дети активны в разговорном общении, отвечают на вопросы;
- Проявляют радость от общения, сочувствие попавшим в беду;
- называет, различает, обобщает предметы по выделенным свойствам;
- владеет простым предложением, сложные предложения строит с помощью взрослого;
- Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями;
- Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких;
- владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;
- определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
- самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;
- составлять план исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;
- сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Групповая комната
центр «Выдумщики и изобретатели»,
центр «Оренбуржье»
Манекены – 6
Платье для манекенов – 6
Пробирки для воды -2
Виды тканей – 4
Вырезанные платья из бумаги – 16
Платки – паутинки маленькие 6
Мяч – 1
Кукла Росинка 1
Фонарик – 1
Колос пшеницы – 1
Пригласительные билеты – 16
Тычки – 42
Гуашь
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Группа Воспитатель : Я загадаю вам загадку:
Ее я каждый день ношу,
И без нее я не хожу
Ни дома, ни на улице —
Пускай народ любуется
Дети : Одежда
В. : Ребята, вы догадались, о чем будем сегодня говорить?
Воспитатель: Ой, посмотрите, кто это к нам спешит в гости?
Шапокляк : Здравствуйте дорогие друзья! Вы не представляете что со мной приключилось! Приехала я к вам в город показать на выставке свои модели платьев с прекрасными платками- паутинками! Ведь именно Оренбург славится красивейшими пуховыми платками! (достает манекены и раскладывает на столе)
Да- да, теперь я не проказница старушка Шапокляк, а известнейший дизайнер мадам Шапокляк!
Дети в группе встают полукругом на ковре, здороваются с присутствующими.
1. 2 Мотивация деятельности детей Воспитатель: Ой, посмотрите, кто это к нам спешит в гости?
Шапокляк : Здравствуйте дорогие друзья! Вы не представляете что со мной приключилось! Приехала я к вам в город показать на выставке свои модели платьев с прекрасными платками- паутинками! Ведь именно Оренбург славится красивейшими пуховыми платками! (достает манекены и раскладывает на столе)
Да- да, теперь я не проказница старушка Шапокляк, а известнейший дизайнер мадам Шапокляк! Воспитатель обращает внимание детей на мадам Шапокляк
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Как же так получилось? Где же нам найти платки? У нас нет ни одной подсказки!
Дети рассматривают предметы – подсказки
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Шапокляк : Вы знаете, Лариска утащила мои платки, но принесла несколько предметов! Вот посмотрите! (Показывает детям фонарик)
Воспитатель: Дети, вы не видели откуда это предмет? Может этот предмет подскажет нам где могут быть платки?
Дети: Этот фонарик из центра «Выдумщики и изобретатели!»
Воспитатель: Тогда нам нужно отправится в этот центр и посмотреть может там наши платки!
Шапокляк : Отлично! Давайте скорее туда отправимся!
Воспитатель: мадам Шапокляк посмотри какой замечательный центр выдумщиков и изобретателей есть в нашем саду! Наши дети здесь открывают для себя много нового!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, из чего шьет одежду люди?
Дети: Одежду шьют из ткани!
Воспитатель: А какая бывает ткань?
Дети: Ткань бывает толстая, тонкая, меховая, кожаная и т. д. Дети отвечают на вопросы воспитателя.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Центр «Выдумщики и изобритатели»
Центр «Оренбуржье»
Группа Воспитатель : Итак, посмотрите у нас есть такой альбом с различными образцами ткани! А как вы думаете одежду для лета шьют из какой ткани?
Дети: Одежду для лета шьют из тонкой ткани, потому что жарко!
Воспитатель: А одежду для зимы?
Дети: Одежду для зимы шьют из толстой ткани, потому что на улице очень холодно и можно замерзнуть.
Воспитатель: Дети, давайте покажем опыт для нашей Шапокляк? Думаю ей будет очень интересно!
Итак, нам потребуется две пробирки наполненные теплой водой, одну пробирку мы завернем в легкую ткань, другую пробирку завернем толстой меховой тканью.
Итак, нам потребуется две пробирки наполненные теплой водой, одну пробирку мы завернем в легкую ткань, другую пробирку завернем толстой меховой тканью. Как вы думаете в какой пробирке вода станет холоднее?
Дети: В той пробирке, которая завернута тонкой тканью, потому что она легкая и не удерживает тепло!
Воспитатель: Предлагаю, оставить наши пробирки на некоторое время, чтобы понять где же вода быстрее охладится! Воспитатель: Молодцы дети, отлично поиграли!
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, если мы возьмем два кусочка ткани из хлопка и меха, какая из них будет легче, а какая тяжелее?
Дети: Из меха будет тяжелее, потому что толстая ткань всегда тяжелая!
Воспитатель: Давайте проверим! Марина положи на одну чашу весов ткань из хлопка, Ярослав, а на другую чашу весов положи ткань из меха, весы нам покажут правильный ответ! Дети, вы были совершенно правы! Скажите еще раз какая ткань тяжелее, какая легче!
Дети: Весы показали, что ткань из хлопка легче, а из шерсти тяжелее!
Воспитатель: Отлично, а сейчас самое время проверить наши пробирки!
Сейчас уберем ткань и каждый потрогает пробирки и сравнит где вода теплая, а где холодная!
(Сравниваем пробирки, делаем вывод, что пробирка завернутая в меховую ткань сохраняет тепло, а ткань из хлопка нет)
Воспитатель: Ой Шапокляк смотри, мы кажется что то нашли? Дети что же это?
Шапокляк : Да это же мои платки для манекенов! Ой спасибо большое! Значит Лариска утащила их сюда! Но вот беда, мы нашли всего лишь два платка, а где же остальные! Куда она могла их утащить?
откуда Лариска притащила еще вот этот мешочек, вы случайно не знаете
Дети: Знаем! Это из центра «Оренбужье»!
Воспитатель: Давайте же скорее отправимся в наш центр «Оренбуржье»!
(Отправляются в этот центр, встают полукругом)
Воспитатель:
Посмотрите, это хозяйка нашего центра зовут её кукла
Росинка. Дети как вы думаете от какого слова кукла получила свое имя?
Дети: От слова Россия!
Воспитатель: Совершенно верно! Давайте будем передавать друг другу нашу Росинку и называть свое имя ласково, так как ласково вас называют мамы и папы!
(Дети передают куклу и называют свои имена ласково)
Шапокляк : Раз мы пришли в наш прекрасный центр, мы хотели бы тебе с детьми немного рассказать, что в нашей Оренбургской области богатейший животный мир! В наших краях очень много животных и у этих животных есть детеныши! Предлагаю тебе с нами поиграть в игру я буду называть животное, а вы называть детеныша!
(Игра назови детеныша» у лисы - лисенок, у зайца - зайчонок,медведь - медвежонок, у лошади - жеребенок, у свиньи - поросенок и т д.)
Воспитатель: Посмотрите, кажется мы нашли еще платки от манекенов нашей
Шапокляк!
Шапокляк : Какая радость, точно это мои платки! Давайте поскорее отправимся в группу и поскорее украсим наших манекенов этими платками!
(Возвращаемся в группу, садимся на стульчики, Шапокляк вызывает детей помочь накинуть платки на манекенов)
Воспитатель: Дорогая мадам Шапокляк, а ты знаешь, что наши девочки, тоже умеют ходить по подиуму и показывать свои красивые платья! Точно также как и у вас на показах модели демонстрируют разные наряды!
Шапокляк : Я с удовольствием посмотрю на ваших девочек, даже подарю вам мой красивый Оренбургский пуховый платок, чтобы девочки дефилировали в нем!
(Девочки ходят в платках, как по подиуму)
Шапокляк : Как же красиво ваши девочки показывали свои наряды! Дети спасибо большое, я по спешу на показ, спасибо Вам большое, мы мне помогли, спасли вечерний показ, иначе я не смогла бы показать своих красивых манекенов в Оренбургских паутинках. Я вас очень благодарю и с радостью буду ждать вас вечером на своем показе мод! Вот оставляю пригласительные!
(Шапокляк забирает манекены и уходит)
Дети проводят с воспитателями опыты.
Дети выполняют задания – игры.
Дети возвращаются в группу, садятся на стульчики, Шапокляк вместе с детьми раскладывают паутинки.
Шапокляк уходит, д
2. 3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: Дети, я вам предлагаю превратиться в настоящих дизайнеров, и каждому придумать платье какое бы он хотел создать, как это сделала Шапокляк!
Присаживайтесь за столы! Перед каждым из вас есть платье, какого оно цвета?
Дети: Белого!
Воспитатель: Да, верно! Они белые и совсем скучные! Посмотрите, как я буду украшать платье. Ребята, посмотрите это тычки. Я возьму и обмакну его в краску, затем приложу к платью, поднимаю вот и получилась на ней красивый узорчик. Возьмите тычок обмакните ее в краску и приложите к платью.
Теперь берем другой тычок и обмакиваем его в другой цвет. Снова прикладываем к платью, поднимаем. Получается?
Вот мы и украсили наше платье. Какие у нас красивые платья получились. Дети садятся за столы.
III.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Как мы раскрасили платья? С помощью чего?
Кому мы сегодня помогали?
Что мы делали для этого?
У нас
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 В дальней шеи в группе проводятся беседы и обсуждения прошедшего занятия. Дети продолжают знакомится с ролью Шапокляк через мультфильмы и художественные произведения. Проведение опытов, знакомство с другими видами тканей. Выполняется в детском саду.
Длительность ОД: 20 минут.