Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Волшебный мешочек» в средней группе

Татьяна Мардахаева
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Волшебный мешочек» в средней группе

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.

Задачи:

- формировать умение узнавать знакомые сказки по иллюстрациям, предметам из них,

- формировать умение у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;

-формировать умение работать в коллективе,

- развивать связную речь, правильно согласовывать слова в предложении, использовать союз чтобы,

- ввести в активный словарь детей слова: изба, домовой, боб, бобы, бобовое зернышко;

- развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук,

- воспитывать интерес к русским народным сказкам

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, загадывание загадок о сказках.

Материал и оборудование: магнитная доска, «Волшебный мешочек», игрушка - Домовёнок, картинки сказочных героев, тарелочка с бобами и горохом.

Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте, детушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в мою избу, я гостям всегда рада. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте, гости дорогие!

(здравствуйте)

Хозяйка: Давно не было у меня гостей, спасибо, что навестили бабушку Арину.

Ребята, а вы любите сказки? (да)

И я люблю сказки сказывать да малых детушек радовать. В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потешки, прибаутки. Их «сказывали». Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. А эти детки – своим детям.

– А знаете, почему сказки называют волшебными?

(животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои: Баба-Яга, леший, лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят).

Хозяйка: Ой, вы слышите шорох? Как вы думаете, кто это?

(ответы предположения детей)

Хозяйка: Это домовенок Кузя пришел к нам в гости. (достать игрушку Домовенка из-за печки).

Вы знаете, кто такой Домовой?

(ответы предположения детей)

Воспитатель: Ребята, домовой – это домашний дух. В старые времена домовых величали по-разному (Дух-хранитель, Запечник, Дедушка, но всегда с почтением и уважением, старались задобрить его. При переезде обязательно звали домового с собой на новое жилье.

Домовой охраняет дом, его хозяев от бед и несчастий, следит за порядком. Он проявляет заботу о том, чтобы никто не ссорился, не болел. Домовой никому не делает зла, иногда может только пошутить. Если вдруг вы обнаружили, что пропала какая-нибудь вещь, значит домовой шалит, перекладывает вещи с места на место. Тогда Домового надо угостить его чем-нибудь сладеньким: кусочком сахара, печеньем или положить чуточку сливочного маслица. И вскоре потерянная вещь вернется на место. Домовой не видим, но его может увидеть кошка, маленький ребенок или пожилой человек. Домовой не любит беспорядок.

Хозяйка.: Кузя разговаривает очень тихо. Я слышу, что он говорит. Всю зиму он просидел дома в тепле и в тишине за печкой, а сейчас он очень рад гостям, он слышал, что вы говорили о сказках и хочет с вами поиграть.

(Дидактическая игра «Из какой сказки предмет?»)

-Кузя, что ты ищешь?

-Свой «волшебный мешочек» с загадками. В нем лежат предметы из разных сказок, попробуйте отгадать из какой.

(ищут мешочек)

(Когда дети нашли мешочек они достают предметы и отгадывают сказки.)

Яйцо – «Курочка Ряба» (Яичко не золотое, а простое)

Скалка – «Лисичка со скалочкой» (Как начинается сказка)

Пирожок – «Маша и медведь» (Какие слова говорила Маша медведю из короба)

Репка – «Репка» (Какие слова часто повторяются в сказке)

Желтый шар – «Колобок» (Какую песенку пел колобок, когда катился по дорожке)

Корзинка –«Маша и Медведь», «Красная шапочка».

Бобовое зёрнышко- «Петушок и бобовое зёрнышко»(Что просила курочка у хозяйки)

Рукавичка – «Рукавичка» (Чем стала рукавичка для зверей)

Рыба - «Лисичка сестричка и серый Волк» (Какие слова говорил Волк, когда ловил хвостом рыбу)

Снежок - «Девочка- Снегурочка» (Как называл Снегурочку ласково старик, когда пел ей колыбельную)

Хозяйка: Молодцы ребята, все сказки узнали! Кузя очень рад. А что ещё ты прячешь за печкой?

Кузя: герои сказок, но, боюсь, что я забыл, в какой сказке живёт каждый из них.

Хозяйка: Кузя, не волнуйся, у нас ребята знают и любят сказки, они помогут тебе разобраться.

Хозяйка достает из сундука иллюстрации со сказочными героями.

Игра "Угадай сказочного героя " (цель: назвать персонажа сказки; названия сказок, в которых встречается данный герой).

1. Колобок - сказка "Колобок"

2. Лисичка - "Теремок", "Колобок", "Лиса и Журавль", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т. д.

4. Петушок - "Заюшкина избушка", "Кот, дрозд и петух",

5. Волк- "Волк и семеро козлят", "Три поросенка","Соломенный бычок",

6. Заяц-"Теремок", "Рукавичка" и т. д.

7. Кот- Кот, дрозд и петух", «Кот и Лиса» и т. д.

Хозяйка: Вот, Кузя, мы и разобрали твои сказки.

Кузя: Сколько много сказок вы знаете. А играть умеете?

Игра “ Бабушка Маланья».

(Дети вместе со взрослыми становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями).

У Маланьи, у старушки, Дети движутся по кругу, держась за руки.

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей.

Все без бровей, Закрывают руками брови.

Вот с такими ушами, Показывают «большие» уши.

Вот с такими носами, Показывают «большой» нос.

Вот с такими усами, Показывают усы.

С такой головой. Показывают «большую» голову.

С такой бородой, Показывают «длинную» бороду.

Ничего не ели, Присаживаются на корточки.

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

(Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать).

Хозяйка: Молодцы ребята, и сказки знаете, и в игры играть умеете. Расскажу я вам сказку, а если я что-нибудь забуду, вы мне помогайте.

(Дети садятся на коврик)

Чтение сказки

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай, себе приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком. Хозяйка говорит:

- Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица. Бросилась курочка к корове:

- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы. Бежит курочка к хозяину:

-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Беги скорей к кузнецу за косой. Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:

- Ку-ка-реку!

Воспитатель:

Вопросы:

1. Ребята, о ком эта сказка? (о курочке и петушке)

2. Что произошло с петушком? Почему так случилось?

3. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться? (Петя, не торопись. Петя, не торопись).Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.

4. К кому курочка обращалась за помощью? (К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу).

Закончите предложение, используя слово чтобы:

Курочка пошла к хозяйке, чтобы…

Курочка пошла к коровке, чтобы…

Курочка пошла к хозяину, чтобы…

Курочка пошла к кузнецу, чтобы…

5. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? Все, как могли, помогали курочке достать маслица.

6. Смогла ли курочка вылечить петушка? (Да). А почему смогла? (Потому что ей помогали, и курочка знала, чем помочь петушку).

7. Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит всех не торопиться во время еды).

Дидактическое упражнение «Разложи по блюдцам»

Хозяйка: Ребята, вспомните, чем подавился петушок? (бобовым зернышком). Я положила в блюдечко для петушка бобовые зёрнышки, угостим петушка?

(Достаёт блюдце, а в нём перемешан горох и бобы). Что это, ребята, посмотрите. (горох и бобы).

Видно, Кузя проказничал, перемешал зёрнышки. Поможете мне разделить горох и бобовые зёрнышки? Какой формы зёрна гороха? (круглые). Какой формы бобовые зёрна? (овальные). Дети рассматривают бобы и горох (учатся находить отличия). Задача детей, разложить бобы и горох из одной тарелки в два разных блюдца (рассортировать).

Чтобы у нас дело спорилось и всё получилось, нужно говорить следующие слова:

«Зерна мы перебираем, По блюдцам разложить хотим. Хоть с закрытыми глазами Боб от гороха отличим».

Деятельность детей.

Работа в группах.

Повторяем слова: «Зерна мы перебираем, По блюдцам разложить хотим. Хоть с закрытыми глазами Боб от гороха отличим».

Хозяйка: Ребята, вы справились с заданием, молодцы. Понравилось вам у меня в избе? Кто со мной живёт в избе? Что Кузя хранит в своем мешочке? Придете ещё ко мне в гости? Я вам и Кузе приготовила угощенье.

Хозяйка угощает детей конфетами, бубликами.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески.

Конспект НОД по по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русский народный костюм» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Цель: формировать представления детей.

Конспект занятия в подготовительной группе «Дорога к письменности». Приобщение детей к истокам русской народной культуры Конспект занятия «Дорога к письменности (приобщение детей к истокам русской народной культуры) (подготовительная группа) Задачи: Рассказать.

Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Волшебный мешочек» в средней группе
Опубликовано: 18 июля 2018 в 11:52
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение «Добрый доктор Айболит снова в гости к нам спешит» с детьми...
Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Задачи: - расширять представления детей о рациональном питании - формировать...
Программа совместной деятельности с детьми раннего возраста «Цветные фантазии»
Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, аппликации. Задачи:...
Конспект занятия в группе раннего возраста «В гостях у капельки»
Программное содержание: Учить детей чётко проговаривать слова, познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, чистая, капает, льётся. Закрепить цвет...
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС Разработала Романова И. А. Сентябрь. Прогулка 1 Образовательная область – познавательное развитие....
Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Усольцева Ольга Юрьевна музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №86»,...