Самодурова Ирина
Конспект занятия по развитию речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Тренировка дыхательных мышц и регулировка дыхательного центра для развития речевого дыхания и оздоровления организма».
Педагог: учитель-логопед Самодурова И. А. ,
МБДОУ Алексеево- Лозовский детский сад
Творческое название проекта:
«Дышим легко, говорим красиво, болеем мало».
Актуальность
Дети логопедической группы наряду с серьезными нарушениями речи очень часто имеют сопутствующие расстройства, в том числе нарушения восприятия, внимания, памяти.
Публикация «Конспект занятия по развитию речевого дыхания» размещена в разделах
Кроме того, ОНР сопровождается слабостью нервной системы, а это как правило, влечет за собой частые простудные заболевания Ребенок с ОНР, не посещая детский сад по болезни, дает существенный «откат» в коррекционной работе, что затрудняет решение проблемы.
Наличие детей с речевой патологией, с одной стороны. И немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой стороны, заставляет искать новые формы взаимодействия всех участников педагогического процесса, где особая роль принадлежит родителям. Современная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе,расширению кругозора детей и взрослых,помогает в организации сотрудничества семьи и группы ОНР в ДОУ.
Противоречия, которые обусловили выбор темы проекта
- Между необходимостью формированием правильного речевого дыхания у детей и недостаточно развитыми периферическими органами слуха,дыхания,голоса. артикуляции. Поэтому важна роль дыхания, как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.
-Проект позволяет каждому ребенку увидеть строение дыхательной системы и познакомится с разными упражнениями для правильного дыхания.
Аннотация проекта
-Структура и содержание проекта заключается в осознанном управлении всеми фазами дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
- Проект позволяет нацелить не только на речевое развитие детей, но и активно вовлечь их на профилактику простудных заболеваний.
-Данный проект будет использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Идея и продукт творчества
- изготовление дидактических игр по развитию воздушной струи.
-атрибуты для игр, настольные игры и др.
Паспорт проекта
-Тип проекта: практико-ориентированный;
-По времени: долгосрочный
-По методу: творческий;
-По количеству участников: групповой.
Сроки реализации проекта:
Февраль- апрель 2023г.
Педагогические принципы.
- Целенаправленность проекта на актуальные проблемы воспитания и развития;
- Вариативность содержания форм и методов работы;
-Комплексность;
-Сотрудничество.
Условия реализации проекта
-Интерес детей к дыхательным упражнениям;
-Методические разработки;
-Заинтересованность родителей в совместной деятельности;
-Предметно-развивающая среда группы (свистки,дудочки,вертушки,ленточки и т. д.)
Проблемная ситуация
1)Чем обусловлена необходимость работы над правильным дыханием?
2)Какие создать условия для развития правильного дыхания?
3)Как организовать работу,чтобы избежать утомляемости и эффективно проводить оздоровительную работу по снижению заболеваемости детей?
4) Как организовать предметно-развивающую среду, чтобы она способствовала проведению занятий дыхательной гимнастики развитию воздушной струи)?
Цель проекта
Расширение представлений о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата. Формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья.
Методические задачи
- Создать доверительные отношения в процессе совместной деятельности: ребенок-родитель-ребенок;
-Информировать родителей об онтогенезе физиологического дыхания и механизмах речевого дыхания;
-Обучать доступным средствам, развивать речевое дыхание через игру;
-Пропагандировать знания и навыки, полученные в рамках проекта, в кругу семьи и ближайшего окружения.
Дидактические задачи
- Знакомить детей с актом дыхания;
-Расширять знания о дыхании;
-Познакомить с разными упражнениями для правильного дыхания.
-Развивать наблюдательность, любознательность;
-Активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни.
Гипотеза проекта
Если научить ребенка правильному дыханию, то он будет говорить правильно, болеть мало и воспитает привычку к самоконтролю.
Этапы внедрения проекта
1. Подготовительный:
• определение проблемы;
• изучение литературы.
2. Этап реализации:
• проведение устных консультаций;
• проведение семинара – практикума;
• открытое занятие по теме : Развитие дыхания.
разработка памятки по гигиене органов дыхания
работа с детьми по развитию дыхания.
создание картотеки игр по развитию дыхания.
3. Заключительный:
презентация результатов проекта на педагогическом часе.
Планирование и содержание деятельности в рамках проекта
№ п,п Содержание деятельности Дата проведения
Работа с педагогами
1.
2.
3.
4.
5.
Консультации
«Дыхательный аппарат и его возможности от рождения до зрелого возраста»
«Несовершенства речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
«Физиологическое и речевое дыхание – две стороны единого процесса»
«Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития дошкольников»
«Развитие правильного речевого дыхания у ребенка дошкольника»
Февраль
Февраль
Март
Март
Апрель
Работа с родителями
1.
2.
Семинар - практикум
«Учусь правильно дышать вместе с мамой». Комплекс упражнений по формированию речевого дыхания.
«Изготовление дидактических пособий по формированию речевого дыхания»
Февраль
Март
Работа с детьми
1.
2.
Проведение комплексов дыхательной гимнастики
1. комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики
2. комплекс на дифференциацию ротового и носового дыхания
3. упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.
4. дыхательно голосовые упражнения на материале звуков, слогов, слов, предложений.
5. комплекс на развитие физиологического дыхания
Открытое занятие по теме : «Дышим правильно и легко».
14.02-28.02
30.02 -10.03.
13.03-28.03
6.04-17.04
20.04-30.04
апрель
Этапы внедрения проекта для работы с детьми
1 этап
Создать фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у детей дыхательные и двигательные навыки, учить направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания; сохранять вертикаль позвоночника.
2 этап
Тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и улучшение качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры.
3 этап
Создать активный вдох с акцентом на качественные его характеристики (силу, скорость, объем воздушного потока).
4 этап
Автоматизация нижнее -реберного диафрагмального типа дыхания; формирование речевого дыхания. Включение различных видов упражнений во время занятий.
Результаты проекта:
-Привлечение внимания к проблеме;
-Разработка памятки (совместно с родителями) по гигиене органов дыхания и воспитанию правильного речевого дыхания у детей;
-Создание игр по развитию дыхания.
-Снижение уровня простудных заболеваний.
Эффективность работы:
У детей сформировано правильное речевое дыхание, что послужит фундаментом для формирования устной речи.
Выводы:
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка (педагога, физрука, музыкального руководителя, родителей), использование дыхательных упражнений в течении дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность,занятия) дают возможность успешно заниматься коррекцией речи, а так же эффективно проводить оздоровительную работу по снижению заболеваемости детей.
Список использованной литературы
1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2005.
2. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. - М., 2009.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика - М., 2002.
4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 2005.
6. Селивестров В. И. Игры в логопедической работе. - М., 2007.
7. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. - Р-н/ Д: Феникс, 2003. - 416 с.
8. Ткаченко Б. И. Нормальная физиология человека. - 2-е изд. - М. : Медицина, 2005. - 928 с.
9. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л. С. Волковой. 5-е изд. М. : Владос, 2008. - 703 с.