МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [К] и буква К»

Татьяна Фоменко
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [К] и буква К»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи

для детей подготовительной группы (6-7 лет)

«ЗВУК И БУКВА К»

Воспитатель: Фоменко Татьяна Сергеевна

Цель: Познакомить детей с буквой и звуком К.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы „Звук [К] и буква К“» размещена в разделах

Задачи: формирование навыка чтения, развитие кодирования, развитие мышления, свойств внимания, слухового восприятия и фонематического слуха, формирование умения определять количество слогов в словах, формирование умения определять место звука в слове, формирование умения определять количество слов в предложении, формирование умения составлять схемы предложений.

Материалы: рабочие листы, синий и зелёный кубики, мяч, пластилин, карточка с буквой К.

План занятия :

1. Приветствие.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорка.

4. Звук и буква К.

5. Подвижная игра. Хлоп, ладошка.

6. Слоги.

7. Развитие фонематического слуха. Звук К.

8. Слоговой диктант.

9. Массажная пауза. Оладушки.

10. Звуковой анализ слов. Первый звук в слове.

11. Слова.

12. Звуковой анализ слова. Игра "Камень - вата".

13. Звуковой анализ слов. Схемы.

14. Пальчиковая гимнастика. Компот.

15. Подготовка руки к письму. Собаки.

16. Прощание.

Ход занятия.

Приветствие.

Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Будем с буквами дружить,

Чтобы в слоги их сложить,

А потом читать слова,

Чтоб умнела голова!

Дыхательная гимнастика.

Педагог организовывает дыхательную гимнастику на ковре. Дыхательная гимнастика выполняется стоя. Педагог делает вместе с детьми дыхательную гимнастику. Упражнение повторяется не меньше пяти раз.

Вдох носом, выдох через рот.

Вдох, задержка дыхания, выдох.

Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорка.

Педагог медленно читает детям чистоговорку. Затем разучивает чистоговорку вместе с детьми и просит каждого ребёнка повторить чистоговорку самостоятельно. Если дети легко произносят чистоговорку, то можно попросить их ускорить темп произношения.

- Ест киска суп из миски. Сыта киска – пуста миска.

Звук и буква К.

Материал: рабочий лист.

Педагог называет слова со звуками К в начале слова :

- Калитка, конь, кошка, кот, колобок, карамель.

- Назовите первый звук в этих словах.

- Произнесите звук К.

- Звук К согласный или гласный? Согласный. Почему вы так решили? Воздух встречает преграду.

- Звук К - звонкий или глухой?

Чтобы ответить на вопрос дети закрывают ушки ладонями и произносят звук К. Если ушки «гудят» - звонкий. Если не гудят – глухой.

- Правильно, звук К - глухой.

- Звук К может быть мягким и твёрдым.

- Давайте подберём слова, где звук К - твёрдый.

- Кот, карета, кукушка, капуста, колобок и т. д.

- Давайте подберём слова, где звук К - мягкий.

- Кит, киска, кисть, и т. д.

- Значит звук К : согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

Педагог выдаёт детям рабочие листы.

- Раскрасьте на рабочем листе предметы, названия которых начинаются на звук К.

- Звуки К и Кь на письме обозначаются буквой К.

Педагог показывает детям карточку с буквой К.

- Давайте слепим К из пластилина.

Педагог выдаёт детям пластилин. Дети катают из пластилина две коротких и одну длинную колбаски. Из получившихся колбасок дети выкладывают букву К.

Педагог следит за тем, чтобы буква была повёрнута в правильную сторону.

- Посмотрите на рабочий лист, дорисуйте узоры букве К по образцу.

- Обведите и допишите буквы К самостоятельно.

Подвижная игра. «Хлоп, ладошка».

Хлоп, ладошка (дети соединяют «зеркально» свою ладошку с ладошкой напарника,

Хлоп, другая (дети соединяют «зеркально» другую ладошку с ладошкой напарника).

Правой —правую ладошку

Мы пошлёпаем немножко

(три хлопка правой ладошкой по правой ладошке соседа).

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай

(три хлопка левой ладошкой по левой ладошке соседа).

А потом, потом, потом

Левой правую побьём

(три хлопка левой по правой и наоборот).

Слоги.

Материал: рабочий лист.

Педагог выдаёт детям рабочий лист.

- Прочитайте слоги построчно и в столбиках.

- Прочитайте слоги в столбиках, как можно быстрее.

- Найдите и подчеркните гласные в слогах.

Развитие фонематического слуха. Звук К.

Материал: мяч.

Педагог организует игру на ковре. Педагог бросает каждому ребёнку мяч и просит чётко повторить за ним слова.

- Повторите за мной.

- Миска - мишка.

- Коза - коса.

- Зуб - суп.

- Крыса - крыша.

- Луг - лук.

-Дочка - точка.

- Кочка - бочка.

- Чем похожи или отличаются эти слова?

- Правильно, все пары слов отличаются только одним звуком.

- Постарайтесь придумать свои пары слов, которые бы тоже отличались одним звуком. (Лук-лак, стол-стул, мак-бак и т. д.).

Слоговой диктант.

Материал: рабочий лист.

Педагог выдает детям рабочий лист.

- Напишите слоги по диктовку: АС, АР, ОС, ОР, УС, УР.

- Прочитайте получившиеся слоги.

- Придумайте слова на слоги: АС, АР. (Астра, арка, арбуз и т. д.).

Массажная пауза. «Оладушки».

Катаем мячики между ладошками.

Мы печём оладушки,

Ладушки, ладушки,

Мы печём оладушки,

Мы печём оладушки…

Для кого? Для бабушки!

Ну, а что останется,

Нам с тобой достанется!

Звуковой анализ слов. Первый звук в слове.

Материал: рабочий лист

Педагог выдаёт детям рабочие листы.

- Назовите предметы, которые изображены на рабочем листе.

- Определите и назовите первые звуки в названиях предметов.

- Соедините предмет с буквой, на которую начинается его название.

- Например, А - АРБУЗ.

- Придумайте по одному слову, в названии которых есть звуки С и Л.

- Например, слон, лес и т. д.

Слова.

Педагог обращает внимание детей на следующее задание в рабочем листе.

- Прочитайте слова.

- Поделите слова на слоги.

Дети делят слова на слоги вертикальной палочкой.

- Поставьте в словах ударение.

- Подчеркните в словах букву К.

- Назовите слова, в которых встречаются мягкие согласные. (Калина - мягкий звук Ль. Рисунок - мягкий звук Рь).

Звуковой анализ слова. Игра "Камень - вата".

Материал: зелёный и синий кубики.

Педагог выдаёт каждому ребёнку по одному кубику синего и зелёного цветов.

Педагог называет слова, в которых есть звуки К или Кь.

Если в слове твердый звук К – дети показывают синий кубик. Если мягкий звук Кь – зеленый кубик.

- Послушайте слова и покажите нужный кубик.

- Кот (синий кубик, кони, кит, подкова, руки, крем, колготы.

А теперь послушайте слово киска. Какой кубик покажем? (Синий и зелёный кубики). Почему два кубика надо показать?

Звуковой анализ слов. Схемы.

Материал: рабочий лист.

Педагог выдаёт детям рабочий лист.

- Назовите предметы.

- Что общего между словами?

- В каждом слове встречается звук К.

- Давайте разберё м с вами слово: УЛИТКА и подберем для него подходящую звуковую схему.

- Какой первый звук в слове улитка?

- У- гласный, обозначается красным цветом.

- Найдите схему, которая начинается с красного квадратика. Поставьте точку над красным квадратом.

- Почему остальные схемы не подходят?

- Какой второй звук в слове улитка?

- Ль - мягкий согласный, обозначается зелёным цветом. Поставьте точку над зеленым квадратом.

- Какой следующий звук?

- И - гласный, обозначается красным цветом. Поставьте точку над третьим красным квадратом.

- Какой следующий звук?

- Т - согласный твёрдый, обозначается синим цветом. Поставьте точку над четвертым квадратом.

- Какой следующий звук в слове?

- К - согласный твёрдый, обозначается синим цветом. Поставьте точку над пятым квадратом.

- Какой последний звук в слове УЛИТКА?

- А - гласный, обозначается красным цветом. Поставьте точку над последним квадратом.

- Мы с вами разобрали звуковую схему слова улитка. Соедините эту звуковую схему с картинкой.

- Произнесите слово котёнок? Есть ли мягкий звук в слове котёнок?

- Правильно, это звук Ть.

- Каким цветом обозначается мягкий согласный? (Зелёным). Где стоит звук Ть в середине, начале или конце слова? (В середине).

- Найдите схему, в которой мягкий согласный стоит в середине слова, и соедините её с картинкой котёнка. (Схему слова улитка дети не рассматривают, так как мы уже соединили его с картинкой).

- Какое слово самое короткое? (Белка). Найдите самую короткую схему слова и соедините его с картинкой белки.

- Какая картинка осталась без схемы? (Колобок).

- Есть ли мягкие согласные в слове колобок? (Нет).

- Найдите звуковую схему, где обозначены только твёрдые согласные и соедините её с картинкой колобок.

Пальчиковая гимнастика. Компот.

Будем мы варить компот (соединяем пальчики обеих рук поочерёдно — мизинец с мизинцем и т. д., чуть согнув пальчики, ладони стоят на ребре,

Фруктов нужно много. Вот (сжимаем-разжимаем кулачки в ритм стихотворения).

Будем яблоки крошить (делаем рёбрами ладоней поочерёдные движения по столу,

Грушу будем мы рубить (ставим ладошки ребром и стучим ими по столу).

Отожмём лимонный сок (кулачки приставляем друг к другу со стороны больших пальцев, руки держим горизонтально, вращаем кулачки вперёд-назад,

Слив положим и песок (вращаем кулачки).

Варим, варим мы компот (указательным пальцем делаем круговые движения, пальчик опущен вниз,

Угостим честной народ (хлопаем в ладоши в ритм стихотворения).

Подготовка руки к письму. «Собаки».

Материал: рабочий лист, простые карандаши.

Педагог выдаёт детям рабочие листы.

- Дорисуйте узоры на собачках.

- Обведите косточку.

Прощание.

Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.

Мы чудесно занимались,

Все играли, все старались,

Скоро встретимся опять,

Чтобы снова почитать!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Звук [Т] и буква Т» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Т». Образовательные задачи: - Уточнить характеристику.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР «Звук [Б]. Буква Б» Занятие 3 Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Совершенствование.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Конспект занятия в по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Тема: Звук [Ч] и буква Ч. Цель: называние слов с.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква Ы» Образовательные задачи: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с применением наглядного моделирования; 2. Познакомить с буквой.

Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж» для детей старшей группы Лексическая тема: «Насекомые» Образовательная область: Познавательно речевое развитие. Тип: Совместная деятельность педагога с детьми. Форма.

НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «Звук [Ч], буква Ч» Тема: Звук [Ч] и буква Ч Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука [ч] в слогах, словах и предложениях;.

Занятие по развитию речи: «Звук и буква А, её место в алфавите. Печатание заглавной А». Тема; "Звук и буква А, её место в алфавите. Печатание заглавной А". Цель; дать понятие об алфавите, показать обозначение звука А буквой,.

Конспект занятия «Звук [Я] и буква Я. Развитие словарного запаса в речи детей» Тема; "Звук и буква Я» печатание её. Развитие словарного запаса в речи детей". Воспитатель: Чмыщенко Светлана Леонидовна. МАДОУ№30 «Дружба».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [К] и буква К»
Опубликовано: 8 марта 2017 в 15:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [К] и буква К»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Фоменко (УИ 618512) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД