Любовь Брага
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы по теме «Зима. Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Зима. Зимующие птицы».
Задачи
Обучающие:
• расширять, уточнять, активизировать словарь по лексической теме «Зима. Зимующие птицы»;
• формировать обобщающие понятия;
• закреплять знания детей о зимних явлениях природы;
• развивать связную речь : продолжать учить описательный рассказ по картинке;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы по теме „Зима, Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие :
• развивать память, слуховое и зрительное внимание;
• закреплять навык образования сложных слов;
• упражнять в подборе слов-антонимов;
• развивать зрительно-пространственную ориентацию;
• обогащать эмоциональную сферу;
• развивать сообразительность, воображение.
Воспитательные:
• воспитывать речевую активность, коммуникативные качества;
• воспитывать эмоциональную восприимчивость;
• формировать такие нравственные качества, как сочувствие, готовность прийти на помощь.
Предварительная работа
• Чтение художественной литературы (В. Бианки «Снежная книга», М. Садовский «Снегопад», И. Суриков «Белый снег пушистый», К. Бальмонт «Снежинка» и др.).
• Беседа о зиме.
• Рассматривание репродукций о зимней природе с последующим рисованием.
• Наблюдения за птицами на прогулке.
Оборудование
• Доска для демонстрационного материала;
• сюжетные картинки о зиме;
• плоскостные изображения фигур зимующих птиц;
• разрезные картинки зимующих птиц;
• магнитофон и аудиозапись;
• костюм зимы.
Научно-энциклопедическая подготовка педагога:
- Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. СПб, 2007
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. Н. В. Нищева. СПб, 2007.
- Познание мира животных. М. Н. Сигимова. Волгоград, 2009.
- Словарь грамматических трудностей. Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. Москва, 1986.
И др.
Ход занятия
Воспитатель (в роли Зимы).
Ждете Зиму вы давно,
Смотрите всегда в окно.
Наконец-то я пришла,
Здравствуйте, мои друзья!
Проверила я, как к зиме приготовились реки и озера. Что я увидела? Земля и деревья тоже приготовились к зиме. А вы знаете как? Животные и те приготовились к встрече со мной, а как? (ответы детей) Хочу сейчас смотр птицам устроить. Что за птицы, смелые да выносливые, что меня не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите. (Воробьи, вороны, сороки, синички, снегири, чижи, дятлы, клесты, галки, голуби). Интересно мне узнать: как они выглядят, где селятся, чем питаются и какие звуки издают?
(Аудиозапись с голосами птиц)
Воспитатель. Вот и птицы прилетели. (Дети с воспитателем подходят к доске с картинками с изображением кормушки и зимующих птиц). Вот, например, кто это?
Загадка
Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это? (Воробей)
А как он выглядит? (Кто-нибудь из детей показывает иллюстрацию и описывает внешний вид птицы).
Дети. Воробей-маленькая птичка с круглой головой, короткими крыльями. Живет воробей под крышей домов.
Воспитатель. Чем питается воробей?
Дети. Питается зернышками, семенами, крошками.
Воспитатель. Вы слышали, какие звуки воробьи издают?
Загадка
Она маленькая птичка, а зовут ее.
(Синичка)
Как выглядит синичка?
(описательный рассказ по тому же плану)
Синичка маленькая птичка, на голове черная шапочка, щеки белые, на шее и грудке черная полоска – галстук. Спинка и животик желто-зеленые. Гнезда устраивают в дуплах дятлов. Синички уничтожают много вредных насекомых. Любят синички семечки, сало. Синицы тенькают.
Загадка
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Кто это?
(Снегирь)
Почему эта птица называется снегирь? (от слова снег).
Расскажите мне о снегире.
Дети. У снегиря голова, крылья и хвост черные. Грудка и животик – красные. Клюв короткий, толстый. Снегирь малоподвижная птичка, по земле прыгает короткими прыжками. Любит ягоды рябины, боярышника, семена деревьев. Снегирь рюмает.
Загадка
Эта птица – непоседа
Одного с березой цвета.
Кто это?
(Сорока).
Сорока крупная птица с черными и белыми перьями. Голова, крылья, хвост – черные, бока белые, поэтому и называют ее сорока-белобока. Хвост у сороки длинный. Любит сорока блестящие предметы, уносит и прячет в гнездо. Сорока любит семена, крошки, насекомых, грызунов. Сорока стрекочет.
Загадка
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат кар-кар-кар!
(Ворона)
Дети. У вороны голова, шея, крылья, хвост черные. Остальное оперение серое. Ворона кушает все, что находит. Ворона каркает.
Воспитатель. Молодцы! Много интересного вы знаете о птицах.
Давайте поиграем в игру «Вороны»
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар.
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали
Кар-кар-кар.
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Предлагаю вам поиграть в пазлы. (дети собирают из частей изображения птиц).
Выходите и мы поиграем в игру «Скажи наоборот» (с мячом).
Я начну - а вы закончите:
Снегирь малоподвижная птица, а синица…. быстрая
У синицы тонкий клюв, а у дятла…толстый.
Ворона большая, а воробей…. маленький.
У воробья хвост короткий, а у сороки…. длинный.
У синицы лапки тонкие, а у вороны…. толстые.
Ответьте мне одним словом.
Если снегирь мало двигается, то он какой?
Если у синицы черная голова, то она какая?
Если у снегиря красная грудь, то он какой?
Если у сороки длинный хвост, то она какая?
А сейчас мы с вами отправимся на птичью выставку.
(дети по одному заходят за ширму, одевают шапочки с изображением птиц и выходят из-за ширмы в том случае, если дети угадали их по загадке-описанию)
Воспитатель.
Отгадайте, что за птица прилетела к нам на выставку.
Маленький, подвижный, серенький, скромный, но он же драчливый, боевой и удалой (воробей)
Красногрудый, малоподвижный (снегирь)
Красноголовый, твердоклювый, трудолюбивый (дятел)
Ловкая, подвижная, черноголовая, белобокая (сорока)
Чернохвостая, чернокрылая, горластая, разбойница (ворона)
Маленькая, на шее галстук, животик желтый, ловкая. (синица)
Воспитатель. Дети, какую пользу птицы приносят людям? (спасают от вредителей деревья, поля, огороды, радуют песнями, украшают природу.)
Как мы можем помочь птицам зимой (ответы детей)
Ребенок читает ст. А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их, - не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Не богаты их корма-
Горсть зерна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Разве можно забывать :
Улететь могли, а остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде. Мне пора уходить. Встретимся на прогулке, я с вами поиграю. Пощипаю вам носы и щеки, да и бегать, чтобы согрелись, заставлю! До свидания!