МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Ежи»

Сидорова Ирина Николаевна
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Ежи»

Цель: Формирование умений составлять развёрнутый рассказ по картине.

Задачи:

Образовательные: Учить по плану составлять рассказ по картине, соблюдая логическую структуру (начало – середина – конец). В дидактической игре «Подбери слово» упражнять детей в подборе прилагательных, характеризующих животных.

Развивающие : Развивать слуховое внимание, воображение, память, мыслительные процессы.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы, Рассказывание по картине „Ежи“» размещена в разделах

Активизация словаря: ежиха, колючий клубок, разбежались.

Обогащение словаря: заросли, полакомиться.

Воспитательные: Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ товарища.

Оборудование: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», мольберт, магнитная доска, указка, презентация, ТСО, игрушка еж, графические схемы, картинки для раскрашивания на каждого ребенка, колокольчик.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», беседа о жизни ежей в природе, отгадывание загадок.

Организация детей : на ковре полукругом.

Образовательные области: Речевое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Звоню в колокольчик

- Приведите себя в порядок и подойдите ко мне.

- Дети, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?

Игровой приё м: загадывание загадки:

- Послушайте внимательно, про кого говорится в этой загадке:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами?

Почему Вы так думаете? А ты как считаешь?

Обобщение:

- Правильно, ежи сворачиваются в клубок, они колючие, охотятся ночами за жуками и мышами. Это загадка про ежа.

Раздается стук в дверь.

- К нам кто-то стучится, пойду, посмотрю (помощник воспитателя входит в группу и вносит игрушку ежа и конверт).

П. в. – Посмотрите, кто к нам пришел! (Отдает ежа и конверт воспитателю).

- Ребята, к нам в гости пришел ежик, как интересно он оказался у нас в детском саду? Сейчас я у него узнаю (подношу к уху игрушку).

- Ежик рассказал мне, что он не может вспомнить поляну, на которой осталась его семья.

- Поможем ежику?

- Садитесь на стульчики, ежика посажу рядом с собой.

Демонстрация картины. Переворачиваю картину, дети некоторое время смотрят на нее.

- Как вы думаете, как называется эта картина?

- Правильно, это картина называется «Ежи». Давайте ее рассмотрим.

Задаю вопросы по картине.

- Кто изображен на картине?

- Куда привела ежиха ежат?

- Опишите полянку, какая она?

Обобщение.

- Да, поляна очень красивая, на ней среди зарослей травы много ягод и цветов. Под ногами, как ковер опавшие листья. Рядом с полянкой растет сосна.

- Заросли – это густо разросшиеся трава. Давайте вместе, скажем, заросли. Теперь шепотом девочки: «Густо разросшееся трава – это…»

- Посмотрите на ежиху, и расскажите о ней по графической схеме: какая она? что делает?

Выставляется графическая схема.

Обобщение.

- Правильно, ежиха большая, её тело похоже на овал и покрыто серыми иголками. У нее вытянутая мордочка с маленькими, как бусинки черненькими глазами, острым носом и усиками. По бокам небольшие уши. Снизу выглядывают розоватые лапы. Она внимательно смотрит на жука.

- Расскажите о ежатах, разбежавшихся по поляне.

Обобщение

- Правильно, ежата маленькие, похожи на свою маму. Первый ежонок, испугавшись большого жука, свернулся клубком, и немного, высунув голову из-под иголок, наблюдает за жуком. Второй ежонок, как и мама, притаился и охотится на зеленого кузнечика, он сосредоточился и наблюдает за ним. Третий ежонок очень внимательно следит за мамой, что она делает.

- Как вы думаете, для чего ежу иголки?

- Правильно, иголки нужны для защиты и переноса пищи.

- Хорошо ли ежихе с ежатами на этой полянке? Почему?

- Да, полянка очень красивая, поэтому хороша для прогулки и для охоты, так как на ней много насекомых, которыми можно полакомиться. Полакомиться – значит вкусно поесть.

Давайте вместе, скажем, полакомиться. Теперь шепотом мальчики.

- Что собирается сделать ежиха?

- Ежик, мы с ребятами показали тебе полянку, описали ее. Рассказали о ежиной семейке. Может это твоя полянка?

Подношу игрушку к уху.

- Ребята, мы помогли ежику вспомнить полянку, но ему так понравилось слушать, что он хочет побыть еще и послушать ваши рассказы. Вы согласны?

Рассказ – образец.

- Послушайте мой рассказ : Однажды летним тихим вечером ежиха-мама отправилась на прогулку с ежатами. Она привела их на красивую лесную полянку, где растет много растений, цветов и ягод. В опавших листьях, и высоких зарослях травы живут разные насекомые. Мама – ежиха большая, тело ее покрывают серые иголки, на вытянутой мордочке острый нос, черные глаза-бусинки и усы. Ежата очень похожи на свою маму, такие же остроносые с маленькими глазками, черно-белыми колючками на спине. Вот ежиха заметила большого рогатого жука, навострила маленькие ушки, вытянула острый нос, принюхивается и тихонько подбирается к нему. Первый ежонок, увидевши жука, испугался его, свернулся клубком, слегка высунув голову из-под иголок, настороженно смотрит. Второй ежонок увидел зеленого кузнечика, притаился и сосредоточенно наблюдает за ним. А третий ежонок очень внимательно следит за мамой - ежихой и ждет, когда его покормят. Хорошо и интересно ежатам на лесной полянке!

Предлагаю детям немного отдохнуть и представить, что они ежи, которые спешат домой.

Физкультминутка

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил,

И к детишкам поспешил.

- Понравилось вам быть ежами?

- Садитесь на свои места.

- Теперь вы придумайте каждый свой рассказ по картине по плану :

1. Начало рассказа - где находится ежиная семейка, описать полянку.

2. Середина рассказа – описать, какая ежиная семья и чем занята ежиха.

3. Заключительная часть – что делают ежата и нравится ли ежикам на полянке.

Прошу 1-2 детей со слабой памятью повторить план.

- Давайте подумаем, как можно по-разному начать рассказ.

Указания:

- Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины. Слушайте внимательно друг друга, старайтесь не повторять то, что уже сказал ваш товарищ.

- Посмотрите еще на картину, обдумайте свой рассказ (пауза).

Первыми спрашиваю детей с низким уровнем развития связной речи. Предлагаю рассказать по частям.

- Сейчас мы составим рассказ по частям. Его нам расскажут (Миша, Алеша и Лиза). Воспитатель говорит детям кто начнет рассказ, кто его продолжит и закончит рассказ.

Во время детских рассказов воспитатель использует следующие приемы (отраженная речь, исправление грамматических неточностей, формирование культуры позы рассказчика, одобряющие жесты и мимика).

Последними спрашиваю детей с высоким уровнем развития связной речи.

Указания рассказчику : постарайся рассказать интересно и выразительно.

Оцениваю: наличие структурных частей, описание ежиков, содержательность, выразительность. К оценке привлекаю слушателей. Даю рекомендации.

– Ты хорошо рассказал про, но в следующий раз постарайся…

- Ежик, тебе понравились рассказы ребят? (ежик отвечает).

- А сейчас мы предлагаем тебе посмотреть, как мы играем.

Дидактическая игра «Подбери слово».

- Дети, давайте поиграем с вами в игру «Подбери слово». Я сейчас буду вам показывать картинки. Вы должны назвать, кто изображен на картинке и подобрать к существительным прилагательные. Напоминаю, что во время показа презентации нужно сидеть, с мест не вставать. Не выкрикивайте, слушайте внимательно друг друга, старайтесь не повторять то, что уже сказал ваш товарищ.

- Внимание на экран. Слайд 1.

- Кто изображен на первой картинке?

- Какой медведь? (спрашиваю несколько детей)

Слайд 2.

- Кто это?

- Лиса какая?

Слайд 3.

- Кто это?

- Заяц какой?

Слайд 4.

- Кто это?

- Белка какая?

Слайд 5.

- Кто это?

- Волк какой?

Подведение итогов.

Задаю вопросы по содержанию занятия.

- Чем вы сегодня занимались? Что было сложного в занятии.

- Чей рассказ вам показался самым интересным? Почему?

- Что понравилось на занятии?

Давайте попрощаемся с нашим ежиком, пусть он бежит на свою полянку к маме-ежихе и ежатам.

- Ежику очень понравилось у нас, и на память о сегодняшнем занятии он приготовил для вас подарок. Давайте, посмотрим. (Достаю из конверта раскраски).

Раздаю раскраски детям.

- Я предлагаю в свободное время раскрасить ваших ежиков и взять домой, чтобы вы помнили свои рассказы и могли рассказать своим родителям и друзьям об этом маленьком лесном зверьке.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи. Рассказывание по картине «Кошка с котятами» .

Конспект НОД по речевому развитию. Рассказывание по сюжетной картине «Катаемся на санках» Цель:научить составлять рассказ по сюжетной картине. Задачи: Образовательные: Связная речь:учить детей отвечать на вопросы по содержанию.

Конспект НОД «Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень» для старшей группы Конспект НОД «Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень» (для старшей группы) Подготовила: Халина Галина Владимировна, воспитатель.

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Цель:.

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста. Рассказывание сказки «Репка» Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста Рассказывание сказки «Репка» Цель: Познакомить детей с содержанием сказки.

«Домашние животные». Конспект занятия по развитию речи для старшей группы. Социо-игровая технология «блуждание по картине» Конспект занятия по развитию речи для старшей группы. Социо-игровая технология «Блуждание по картине» Тема: «Домашние животные». Интеграция.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» В гостях у художника. Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи «Рассказывание по картине «Лиса с лисятами» Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Программное содержание: — учить детей связно.

НОД по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по сюжетной картине «Путешествие в зимний лес». Задачи: Учить детей составлять небольшой рассказ по сюжетной картине, используя имеющиеся знания и представления. Уточнить и активизировать.

Планирование НОД для детей подготовительной группы «Рассказывание по картине «Лиса с лисятами» Планирование непосредственно- образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Разработано: воспитателем МКДОУ д/с № 5,.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Ежи»
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 20:42
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД