Сидорова Ирина Николаевна
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Ежи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование умений составлять развёрнутый рассказ по картине.
Задачи:
Образовательные: Учить по плану составлять рассказ по картине, соблюдая логическую структуру (начало – середина – конец). В дидактической игре «Подбери слово» упражнять детей в подборе прилагательных, характеризующих животных.
Развивающие : Развивать слуховое внимание, воображение, память, мыслительные процессы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы, Рассказывание по картине „Ежи“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Активизация словаря: ежиха, колючий клубок, разбежались.
Обогащение словаря: заросли, полакомиться.
Воспитательные: Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ товарища.
Оборудование: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», мольберт, магнитная доска, указка, презентация, ТСО, игрушка еж, графические схемы, картинки для раскрашивания на каждого ребенка, колокольчик.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», беседа о жизни ежей в природе, отгадывание загадок.
Организация детей : на ковре полукругом.
Образовательные области: Речевое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Звоню в колокольчик
- Приведите себя в порядок и подойдите ко мне.
- Дети, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?
Игровой приё м: загадывание загадки:
- Послушайте внимательно, про кого говорится в этой загадке:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами?
Почему Вы так думаете? А ты как считаешь?
Обобщение:
- Правильно, ежи сворачиваются в клубок, они колючие, охотятся ночами за жуками и мышами. Это загадка про ежа.
Раздается стук в дверь.
- К нам кто-то стучится, пойду, посмотрю (помощник воспитателя входит в группу и вносит игрушку ежа и конверт).
П. в. – Посмотрите, кто к нам пришел! (Отдает ежа и конверт воспитателю).
- Ребята, к нам в гости пришел ежик, как интересно он оказался у нас в детском саду? Сейчас я у него узнаю (подношу к уху игрушку).
- Ежик рассказал мне, что он не может вспомнить поляну, на которой осталась его семья.
- Поможем ежику?
- Садитесь на стульчики, ежика посажу рядом с собой.
Демонстрация картины. Переворачиваю картину, дети некоторое время смотрят на нее.
- Как вы думаете, как называется эта картина?
- Правильно, это картина называется «Ежи». Давайте ее рассмотрим.
Задаю вопросы по картине.
- Кто изображен на картине?
- Куда привела ежиха ежат?
- Опишите полянку, какая она?
Обобщение.
- Да, поляна очень красивая, на ней среди зарослей травы много ягод и цветов. Под ногами, как ковер опавшие листья. Рядом с полянкой растет сосна.
- Заросли – это густо разросшиеся трава. Давайте вместе, скажем, заросли. Теперь шепотом девочки: «Густо разросшееся трава – это…»
- Посмотрите на ежиху, и расскажите о ней по графической схеме: какая она? что делает?
Выставляется графическая схема.
Обобщение.
- Правильно, ежиха большая, её тело похоже на овал и покрыто серыми иголками. У нее вытянутая мордочка с маленькими, как бусинки черненькими глазами, острым носом и усиками. По бокам небольшие уши. Снизу выглядывают розоватые лапы. Она внимательно смотрит на жука.
- Расскажите о ежатах, разбежавшихся по поляне.
Обобщение
- Правильно, ежата маленькие, похожи на свою маму. Первый ежонок, испугавшись большого жука, свернулся клубком, и немного, высунув голову из-под иголок, наблюдает за жуком. Второй ежонок, как и мама, притаился и охотится на зеленого кузнечика, он сосредоточился и наблюдает за ним. Третий ежонок очень внимательно следит за мамой, что она делает.
- Как вы думаете, для чего ежу иголки?
- Правильно, иголки нужны для защиты и переноса пищи.
- Хорошо ли ежихе с ежатами на этой полянке? Почему?
- Да, полянка очень красивая, поэтому хороша для прогулки и для охоты, так как на ней много насекомых, которыми можно полакомиться. Полакомиться – значит вкусно поесть.
Давайте вместе, скажем, полакомиться. Теперь шепотом мальчики.
- Что собирается сделать ежиха?
- Ежик, мы с ребятами показали тебе полянку, описали ее. Рассказали о ежиной семейке. Может это твоя полянка?
Подношу игрушку к уху.
- Ребята, мы помогли ежику вспомнить полянку, но ему так понравилось слушать, что он хочет побыть еще и послушать ваши рассказы. Вы согласны?
Рассказ – образец.
- Послушайте мой рассказ : Однажды летним тихим вечером ежиха-мама отправилась на прогулку с ежатами. Она привела их на красивую лесную полянку, где растет много растений, цветов и ягод. В опавших листьях, и высоких зарослях травы живут разные насекомые. Мама – ежиха большая, тело ее покрывают серые иголки, на вытянутой мордочке острый нос, черные глаза-бусинки и усы. Ежата очень похожи на свою маму, такие же остроносые с маленькими глазками, черно-белыми колючками на спине. Вот ежиха заметила большого рогатого жука, навострила маленькие ушки, вытянула острый нос, принюхивается и тихонько подбирается к нему. Первый ежонок, увидевши жука, испугался его, свернулся клубком, слегка высунув голову из-под иголок, настороженно смотрит. Второй ежонок увидел зеленого кузнечика, притаился и сосредоточенно наблюдает за ним. А третий ежонок очень внимательно следит за мамой - ежихой и ждет, когда его покормят. Хорошо и интересно ежатам на лесной полянке!
Предлагаю детям немного отдохнуть и представить, что они ежи, которые спешат домой.
Физкультминутка
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил,
И к детишкам поспешил.
- Понравилось вам быть ежами?
- Садитесь на свои места.
- Теперь вы придумайте каждый свой рассказ по картине по плану :
1. Начало рассказа - где находится ежиная семейка, описать полянку.
2. Середина рассказа – описать, какая ежиная семья и чем занята ежиха.
3. Заключительная часть – что делают ежата и нравится ли ежикам на полянке.
Прошу 1-2 детей со слабой памятью повторить план.
- Давайте подумаем, как можно по-разному начать рассказ.
Указания:
- Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины. Слушайте внимательно друг друга, старайтесь не повторять то, что уже сказал ваш товарищ.
- Посмотрите еще на картину, обдумайте свой рассказ (пауза).
Первыми спрашиваю детей с низким уровнем развития связной речи. Предлагаю рассказать по частям.
- Сейчас мы составим рассказ по частям. Его нам расскажут (Миша, Алеша и Лиза). Воспитатель говорит детям кто начнет рассказ, кто его продолжит и закончит рассказ.
Во время детских рассказов воспитатель использует следующие приемы (отраженная речь, исправление грамматических неточностей, формирование культуры позы рассказчика, одобряющие жесты и мимика).
Последними спрашиваю детей с высоким уровнем развития связной речи.
Указания рассказчику : постарайся рассказать интересно и выразительно.
Оцениваю: наличие структурных частей, описание ежиков, содержательность, выразительность. К оценке привлекаю слушателей. Даю рекомендации.
– Ты хорошо рассказал про, но в следующий раз постарайся…
- Ежик, тебе понравились рассказы ребят? (ежик отвечает).
- А сейчас мы предлагаем тебе посмотреть, как мы играем.
Дидактическая игра «Подбери слово».
- Дети, давайте поиграем с вами в игру «Подбери слово». Я сейчас буду вам показывать картинки. Вы должны назвать, кто изображен на картинке и подобрать к существительным прилагательные. Напоминаю, что во время показа презентации нужно сидеть, с мест не вставать. Не выкрикивайте, слушайте внимательно друг друга, старайтесь не повторять то, что уже сказал ваш товарищ.
- Внимание на экран. Слайд 1.
- Кто изображен на первой картинке?
- Какой медведь? (спрашиваю несколько детей)
Слайд 2.
- Кто это?
- Лиса какая?
Слайд 3.
- Кто это?
- Заяц какой?
Слайд 4.
- Кто это?
- Белка какая?
Слайд 5.
- Кто это?
- Волк какой?
Подведение итогов.
Задаю вопросы по содержанию занятия.
- Чем вы сегодня занимались? Что было сложного в занятии.
- Чей рассказ вам показался самым интересным? Почему?
- Что понравилось на занятии?
Давайте попрощаемся с нашим ежиком, пусть он бежит на свою полянку к маме-ежихе и ежатам.
- Ежику очень понравилось у нас, и на память о сегодняшнем занятии он приготовил для вас подарок. Давайте, посмотрим. (Достаю из конверта раскраски).
Раздаю раскраски детям.
- Я предлагаю в свободное время раскрасить ваших ежиков и взять домой, чтобы вы помнили свои рассказы и могли рассказать своим родителям и друзьям об этом маленьком лесном зверьке.