Наталья Афиногенова
Конспект занятия по развитию речи для средней группы. Тема: Чтение художественного произведения Л. Н. Толстого «Умная галка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: учить детей внимательно слушать рассказ, осмысливать его содержание; развивать диалогическую речь; отвечать предложениями из текста на вопросы к нему, развивать внимание : принимать активное участие в эксперименте; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в коллективе, любовь и интерес к птицам.
Методы и приё мы: игровой, эксперимент, вопросы, беседа, чтение, передача образа галки, сюрприз и опора на наглядность.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для средней группы, Тема: Чтение художественного произведения Л, Н, Толстого „Умная галка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Толстой Л.Н.
- Темочки
Словарь: умная галка, выше, кувшин, на дне, следить, узкое горлышко.
Индивидуальная работа: активизировать детей при помощи поощрения и повтора ответа товарища.
Ход образовательной деятельности
Игра «Птички в гнёздышках»
Педагог: Мои воробышки столько летали, что устали, и, наверное, хотят пить. Но где - же взять воды воробышкам? А вот, посмотрите, что – то стоит на столе. Что – же это под салфеткой?
Дети: Это кувшин с водой.
Педагог: Как вы догадались, что там вода?
Дети: Он прозрачный и воду хорошо видно.
Педагог: тогда попробуйте попить, но помните, что вы воробышки, поэтому кувшин нельзя брать в руки, нельзя переворачивать его, чтобы попить воды. Ведь воробей чем пьёт воду?
Дети: Птицы пьют клювом.
Педагог: Но клюва у вас нет, как вы сможете достать воду?
Дети: Вместо клюва у нас может быть палец.
Педагог: Хорошо, Дима опусти свой пальчик-клювик в горлышко кувшина и попей воды.
Дети: Я не достаю до воды, её там мало.
Педагог: Может птичке можно опустить голову в кувшин, а у нас это будет что?
Дети: Кулак.
Педагог: Саша, проверь, пожалуйста, голова-кулачок войдёт в кувшин?
Дети: Нет, не входит, горлышко очень узкое.
Педагог: А пить воробышкам так сильно хочется! Что - же придумать?
Дети: Можно долить воды из крана.
Педагог: Нет, нельзя, мы же птички и у нас нет рук, а только лапки. Давайте посмотрим, что ещё есть на столе.
Дети: Камушки в коробке.
Педагог: Да какие разноцветные, гладкие, потрогайте их. Интересно, зачем они здесь, как они помогут нам напиться воды? Как вы думаете, что произойдёт, если камушки по одному кидать в кувшин?
Дети: Вода поднимется выше.
Педагог: Давайте попробуем кидать камушки в кувшин и посмотрим, что - же изменится. Возьмите каждый по камушку и бросьте в кувшин. Что вы заметили?
Дети: Вода поднимается выше.
Педагог: Костя, опусти свой пальчик – клювик в кувшин, достань до воды. Нет! значит ещё бросить по камушку. А теперь?
Дети: Вода у самого горлышка и её легко можно достать клювиком.
Педагог: Теперь воробышки могут попить. Опустите свои клювики. А почему вода поднялась?
Дети: Камушки легли на дно и заняли место воды, которой пришлось подняться выше.
Педагог: Какие вы у меня умные, что догадались, как можно попить воды. Но все ли птички такие умные? Вы никогда не наблюдали за птичкой, которая хочет пить? А детский писатель Л. Н. Толстой, наверное, наблюдал и написал рассказ, который называется «Умная галка». Я вам хочу его прочесть. Чтобы вам было лучше слышно, сядьте, пожалуйста, на стульчики. Вам удобно? Послушайте.
Чтение рассказа
Педагог: Скажите, о ком написал рассказ Л. Н. Толстой?
Дети: О птичке – галке, которая хотела пить.
Педагог: Почему она сразу не смогла напиться?
Дети: Воды было на дне, галке нельзя было достать.
Педагог: Что она придумала, чтобы напиться?
Дети: Она стала кидать камушки в кувшин.
Педагог: Много ли камушков галка накидала в кувшин?
Дети: До тех пор, пока вода поднялась выше и можно пить.
Педагог: Почему Л. Н. Толстой назвал галку умной?
Дети: Потому что она догадалась, что нужно сделать, чтобы попить.
Педагог: Понравился вам этот рассказ? Как он называется?
Дети: «Умная галка».
Педагог: Как зовут писателя, который написал его?
Дети: Л. Н. Толстой.
Педагог: Да, он очень много написал рассказов для детей. Мы уже прочитали несколько его рассказов. Давайте вспомним, как они называются. А я вам помогу. Я буду показывать картинки, которые напомнят вам рассказы Л. Н. Толстого. Посмотрите на эту картинку. Какой рассказ она вам напомнила?
Дети: «У бабки была внучка», «Спала кошка на крыше».
Педагог: Молодцы! Мне, кажется, вам понравилась умная галка и вам хочется хоть немного побыть такой же ловкой и быстрой галкой. Итак, я вас превращаю в галок:
Встала галка – потянулась,
Раз – нагнулась,
Два – нагнулась,
Крылья – шире развела,
Клювик кверху подняла,
Чтобы веточку достать
На носочки надо встать.
Настоящие галки! А волшебная музыка поможет вам вспомнить и показать нам движения, которые выполняла галка в рассказе Л. Н. Толстого. Сначала она была грустной, потому что ей хотелось пить, потом она бросала камушки в кувшин и потом как она обрадовалась, когда удалось попить воды.
(Дети имитируют движения галки)
Какие чудесные галки получились. А теперь пора птичкам отдохнуть. Давайте им поможем найти веточку на дереве. Здесь всё готово для вас: фигурки галок, клей, кисти, салфетки, а вот дерево, на котором будут отдыхать наши галки.
(Дети работают)
Теперь в нашей группе будет жить целая стая галок!