Конспект занятия по развитию речи для воспитанников 4–5 лет на тему «Головные уборы»

Оксана Палагина
Конспект занятия по развитию речи для воспитанников 4–5 лет на тему «Головные уборы»

Цель: познакомить детей с головными уборами, уточнить их название и назначение; знакомство со звуком «к».

Программные задачи:

1. Реализация принципа преемственности, направленного не только на предметное содержание, обеспечивающее познавательную деятельность дошкольников, но и ориентацию на развитие общеучебных умений.

2. Формировать у воспитанников системно - деятельностный подход в обучении и воспитании.

3. Формировать навыки индивидуальной и коллективной работы.

4. Развивать умственные задатки воспитанника.

5. Развивать мыслительные способности воспитанника.

6. Ориентация на практическое применение полученных знаний в жизненных ситуациях.

Общеучебные умения:

1. Интеллектуальные: умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы.

2. Организационные: работать по предложенному воспитателем плану или алгоритму.

3. Коммуникативные: слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи.

4. Оценочные: учить оценивать результаты своей работы.

Материалы и оборудование: набор картинок головных уборов : шапка, шляпа, кепка, беретка, платок; рабочая тетрадь «По дороге к азбуке» Р. Н. Бунеева,ч. 1, с. 48; карандаши; кружки красного и синего цвета; картинка чемодана и мусорной корзины; презентация «Национальные головные уборы».

Методы: словесные, наглядные, практические, игровые, проблемные.

Приёмы: задания разного типа, беседа, игровые приёмы.

Организация занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Этюд «Улыбка»

(Воспитатель собирает детей в круг)

-Ребята, посмотрите, какой хороший сегодня день! Давайте встанем все в круг. Возьмёмся за руки, улыбнёмся друг друга. Скажем вместе слова:

Становитесь дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Все мы за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Мы друг другу все друзья, друг без друга нам нельзя.

(Воспитатель подходит к столу, где стоит игрушечный шкаф и спрашивает у детей)

- Ребята! А что это такое у нас стоит на столе?

(Ответ детей: шкаф)

-А вы хотите узнать, что там находится?

(Ответы детей)

-Тогда отгадайте загадки:

1. Меня на голову надень

И бегай в самый жаркий день,

А снимешь – недовольна мама.

Я – шапка летняя (Панама)

2. Что за друг, без которого зимой из дому не выйдешь? (Шапка)

3. Как спортивный стиль решают?

Шорты, кеды разрешают,

Разноцветную футболку,

А что на голову? (Бейсболку)

(Ответы детей)

-Как можно назвать двумя словами шляпу, шапку и кепку?

(Ответ детей: головные уборы)

- Ребята, где можно купить головные уборы?

(Ответ детей: в магазине)

2. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию.

Игра «Магазин головных уборов»

(Воспитатель помещает на магнитную доску изображение витрины. На полку прикрепляет изображение шапки, шляпы, кепки, панамки).

-Предлагаю совершить путешествие в магазин головных уборов. На чём мы с вами можем отправиться?

(Варианты ответа детей: на автобусе, машине)

-Предлагаю отправиться на машине.

(Дети вместе с воспитателем заводят движением рук моторы и под музыку изображают автобус)

Д/И «Четвёртый лишний»

-Ребята, мы с вами добрались до магазина. Посмотрите, всё ли верно на полках витрины? (картинки: шапка, шляпа, панамка, шарф)

Дидактическая игра «Не ошибись»

(Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением шапки, косынки, панамки, кепки, шляпы и просит детей распределить на две группы)

-Ребята, давайте найдём, какие головные уборы носят девочки и женщины, мальчики и мужчины?

3. Затруднение в игровой ситуации.

-Ребята, на какие группы можно разделить головные уборы?

4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.

-Ребята, назовите, что вы носите на голове летом, зимой, весной и осенью.

(Ответы детей)

-Как можно назвать головной убор по времени года?

(Ответы детей: летний, зимний, демисезонный)

5. Самостоятельное применение нового в других игровых ситуациях.

-Рабочая тетрадь (стр. 48 №1)

(Задание: Отметь крестиком только головные уборы. Назовите, какие картинки вы отметили. Чем из того, что осталось не помеченным, можно прикрыть голову, когда с собой нет головного убора)

-Ребята, а вы знаете, что у многих народов, проживающих в других странах, есть свои национальные головные уборы. Давайте с ними познакомимся.

Просмотр презентации «Национальные головные уборы»

(Знакомство детей с чадрой, чалмой, тюбетейкой, сомбреро)

6. Повторение и развивающие задания.

-Я думаю, вы немного утомились, и предлагаю вам тоже встать и выполнить несколько несложных упражнений.

Физкультминутка «Звук «к»»

Ходит по двору индюк – руки на пояс, шаги с высоким подниманием ног.

Пролетел над полем жук – руки в стороны, махи руками поочередно.

По цветку ползёт паук – шаги с движениями рук вперед и к груди.

Обломился старый сук – присесть, хлопок.

- Ребята, перечислите слова из этого стихотворения со звуком «к» в конце слова. Произнесите, какой это звук: твёрдый или мягкий?

Ответы детей: твёрдый

7. Итог занятия.

-Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии?

Ответы детей: о головных уборах

-Что вы узнали о головных уборах?

Ответы детей: бывают летние, зимние, демисезонные

-Какие головные уборы есть у других народов?

Ответы детей: чадра, чалма, тюбетейкой, сомбреро

8. Рефлексия.

«Багаж знаний»

-Ребята, вам понравилось занятие или нет? Узнали что – то новое или нет? Кому понравилось, прикрепите красный кружок к чемоданчику, а кому не понравилось, прикрепите синий кружок к мусорной корзине.

-Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы «Чайная посуда». Автор: воспитатель Палагина О. В. ,МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 "Семицветик" г. Тамбов. Цель: познакомить детей с чайной посудой,.

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Самостоятельного анализа ситуации или объекта; Развитие децентрации.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Наша армия
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для воспитанников 4–5 лет на тему «Головные уборы»
Опубликовано: 15 марта 2015 в 22:30
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Фотоотчёт тематического развлечения «День рождения Чебурашки»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчёт небольшого тематического развлечения «День рождения Чебурашки». Праздник возник в 2005 году, когда...
Мастер-класс «Русалочка из пластиковой ложки»
23 августа на МААМ. РУ отмечали день рождения знаменитой скульптуры «Русалочка». Посмотрела на работы коллег и их воспитанников и захотелось сделать тоже...
Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства»
Фотоотчет. «Волшебный мир соломенного царства». Лариса Гацко. Блог. Весной-травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою –...