Ольга Кормакова
Конспект занятия по развитию речи «Кто, кто в теремочке живет? Составление описательных рассказов об овощах»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели.
• Закрепление знаний детей об овощах (цвет, форма, место произрастания, какой на вкус, какой на ощупь, как собирают, что из них можно приготовить).
• Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных в родительном падеже, употребление существительных в ед. и множественном числе в различных падежных формах, согласование прилагательных с существительными, образование относительных прилагательных, употребление предлогов В, НА, НАД).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Кто, кто в теремочке живет? Составление описательных рассказов об овощах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
• Развитие навыка связной речи (составление небольших описательных рассказов об овощах с опорой на схему).
• Закрепление представлений о значении овощей для здоровья человека.
Коррекционно-развивающие цели.
• Активизация речевой деятельности детей (развитие умения отвечать на вопросы полным предложением).
• Развитие диалогической речи, внимания, памяти, мышления, общей и артикуляционной моторики.
• Развитие умения согласовывать движения с текстом.
Коррекционно-воспитательные цели.
• Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
• Воспитание умения работать сообща в коллективе.
• Воспитание умения выполнять инструкции логопеда.
Словарная работа:
Образование множественного числа существительных в родительном падеже (много огурцов, много моркови).
Согласование прилагательных с существительными (крупный помидор, оранжевая морковь).
Оборудование: корзина, муляжи овощей, картинки с изображением овощей, маски – эмблемы овощей, «Теремок», схемы для составления описательных рассказов об овощах, мяч.
Методические приемы: организационный момент, приветствие, сюрпризный момент, дидактические игры, игровые приемы, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, игра с мячом, составление описательных рассказов с использованием схем.
Предварительная работа:
Рассматривание овощей, игры по теме «Овощи», отгадывание загадок об овощах, чтение стихов, художественной литературы по теме «Овощи».
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети входят в кабинет. Логопед обращается к детям:
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
Дети встают в круг и, взявшись за руки и закрыв глаза, произносят :
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
Предлагаю сесть тому из детей, кто назовет цвет овоща.
-Помидор? (Красный). Морковь? (Оранжевая).Огурец? (Зеленый).Лук? (Желтый).Горох? (Зеленый).Картофель? (Коричневый).
2. Сюрпризный момент.
.Достаю корзину с муляжами овощей.
-Осень щедрою рукою одарила нас с тобою.
И на каждой грядке выросли загадки.
1) Круглый, красный, мягкий, гладкий, сочный? (Помидор)
2) Зеленый, овальный, твердый, шершавый, вкусный? (Огурец)
3) Вытянутая, оранжевая, твердая, сладкая? (Морковь)
4) Круглый, желтый, твердый, горький, полезный? (Лук)
5) Овальный, коричневый, внутри белый, твердый, вкусный? (Картофель)
6) Вытянутый, зеленый, вкусный, внутри много горошин (Горох)
_Как помидор, огурец, морковь, лук, горох, картофель назвать одним словом? (Овощи)
_ Где растут овощи? ((Овощи растут в огороде на грядках)
- Овощи в огороде растут по-разному:
- У моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;
- У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;
- У помидора, гороха, перца, баклажанов плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)
-Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте (Срывают, срезают)
-Как собирают овощи, которые растут под землёй (Выкапывают, выдёргивают)
3. Игра «Раз, два, три, картинку подними»
--А сейчас я хочу поиграть с вами (раздаю картинки с изображением овощей).
-Как только я скажу «Раз, два, три, картинку подними», картинку поднимут те ребята, про чьи овощи можно сказать круглый или круглая.
-Раз, два, три, картинку подними. (Дети поднимают картинки)
-Назовите овощи. (Круглый помидор, круглый лук)
-Поднимите картинки те ребята, про чьи овощи можно сказать срывают, выдергивают, срезают, выкапывают, вытянутый или вытянутая, растет в земле, растет на земле.
4. Артикуляционная гимнастика.
-Язычок наш в огород пошел, там лопаточку нашел.
-Вот заборчик увидал и как вкопанный он встал.
-Репа здесь у нас растёт.
Открывай пошире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.
“Морковка”. Рот широко открыт. Тонкий напряженный язык тянется вперед.
- Овощи “толстячки” и “худышки”.
-Я назову овощ, а вы покажите его щечками. Если он “толстячек” – надуйте щечки, если “худышка” – втяните щечки в себя: (тыква, стручок гороха, кочан капусты, помидор, морковь, зеленый лук, свекла, огурчик, картошка).
5. Физкультминутка «Овощи».
-Я буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут. И в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. (Морковь, огурец, картофель, помидор, свекла, горох)
_А сейчас мы покажем, как мы собирали урожай овощей.
«Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко,
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.»
(Приседания, наклоны, имитация движений)
6. Игра «Один – много» (Игра с мячом)
-Давайте назовем, чего у нас в корзине много:
Лук – много лука,
Огурец – много огурцов,
Помидор – много помидоров,
Горох – много гороха,
Морковь – много моркови,
Картофель – много картофеля.
7. Игра «Поваренок»
Сок из помидоров – томатный сок
Сок из моркови- морковный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из лука - луковый
Пюре из картофеля- картофельное
Суп из гороха- гороховый
8. Составление описательных рассказов об овощах с опорой на схему.
-А сейчас я хочу предложить вам придумать сказку. Сказка у нас будет необычная. Сказочными героями будут овощи. Я буду волшебником и превращу вас в овощи.
-Раз, два, три, четыре. Пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Покрутились, покружились,
(Надеваю маски)
-Что это? (Помидор)
-Кем ты будешь? (Я буду помидором) И тд.
-Сейчас мы сядем на стульчики и попробуем придумать сказку про овощи. А помогут нам рассказывать об овощах картинки – схемы.
Красный помидорчик с грядки раз нарушил все порядки:
Прыг с куста - и наутек. Видит в поле теремок…
-Зашел в теремок – никого, а поселиться решил на крыше. Так привычнее на свету, на солнышке.
-Следом за ним Морковка бежит. Подбежала к теремочку, постучала и спрашивает:
_Кто в теремочке живет?
Помидор отвечает: «Я помидор. Я красный, круглый, гладкий, сочный. Расту в огороде на грядке. Из меня можно приготовить томатный сок, салат, меня кладут в борщ. А ты кто?»
-А я морковка. Оранжевая, вытянутая, твердая, сладкая. Расту в земле на грядке. Из меня можно приготовить морковный сок, морковное пюре, салат.
Решили помидорчик с морковкой жить вместе. Как вы думаете, куда мы поселим морковку? (В теремок) Почему? (Морковь растет в земле)
Аналогично обыгрываются другие овощи.
-В этом теремочке поселились овощи. Как вы думаете, теремок, в котором живут овощи это какой теремок? (Овощной)
- Вам понравилась сказка?
-Много интересного вы рассказали об овощах. А сейчас я снова превращу вас в ребят.
(Снимаю маски)
-Раз, два, три, четыре, пять –
Вижу снова я ребят.
9. Итог занятия.
- О чём мы говорили на занятии?
- Что вы нового узнали об овощах?
-Скажите, почему овощи полезно употреблять в пищу?
-Давайте вместе скажем:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Все без исключенья.
В этом нет сомненья!