Екатерина Никитина
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе
Аннотация. Данный конспект занятия предлагается для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи в интеграции с другими образовательными областями, где решаются развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Показан широкий спектр приёмов и методов современных образовательных технологий.
Ключевые слова: развитие речи, образовательные технологии, развивающие задачи, образовательные задачи, воспитательные задачи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ рассказа М, Пришвина „Золотой луг“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Пришвин М. М.
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Тип занятия : ознакомление.
Возраст: дети 6-7 лет, подготовительная к школе группа.
Продолжительность: 30 мин.
Цель: закрепление пересказа текста с опорой на схему
Программные задачи:
Образовательные задачи:
1. развитие связной речи (диалогической и монологической);
2. закрепить понимание специфики жанра рассказа;
3. учить пересказывать от 3 лица; учить подбирать определения и
сравнения.
Развивающие задачи :
1. развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и
детьми (умение слушать и слышать окружающих);
2. развивать умение работать со схемой;
3. развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и
содержание литературного произведения.
Воспитательная задача: воспитывать у детей чувство красоты
окружающего мира.
Технологии: гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили,
технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология.
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Материалы и оборудование: портрет М. Пришвина, текст рассказа М.
Пришвина «Золотой луг», иллюстрация одуванчика, схема рассказа, кусочки
ваты для дыхательного упражнения. Доброе утро, ребята! Сегодня нам предстоит знакомство с
удивительным человеком, но сначала мы друг с другом поздороваемся.
В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдем налево,
А потом пойдем на право,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернемся,
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
- Молодцы. Присаживайтесь на стульчики. Слайд 2
- Ребята, сегодня познакомлю вас с удивительным человеком, который любил детей и природу. Взгляните на его портрет. Это писатель Михаил Михайлович Пришвин. Он написал замечательный рассказ о солнечных цветах. Называется это произведение «Золотой луг». Отгадай загадку, и ты узнаешь, о каких цветах написал рассказ Михаил Михайлович Пришвин…
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый
Потом померк, потух.
И превратился в пух (Одуванчик). Слайд 3
- Сейчас, мы с вами поиграем в игру «Подбери слово».
Д/И «Подбери слово» (можно с мячом)
- Придумай определение к слову «одуванчик». Какой он?. (Конечно, одуванчик может быть жёлтым, белым, пушистым, лёгким)
- С чем можно сравнить одуванчик? Одуванчик похож на
(парашютик, на снежок, на пушинку, на солнышко) -Подбери определение к слову «цветы». (Верно, цветы могут быть душистыми, ароматными, нежными, хрупкими, маленькими, крупными.
- Цветы растут в поле, значит это полевые цветы.
- Цветы растут в комнате, значит это… -Цветы растут в саду, значит это…
- Цветы растут на лугу, значит это…
- Как можно сказать про луг, на котором растут цветы? Какой он? Верно, цветущий, весёлый, яркий, весенний, золотой.
- Молодцы, с правились с заданием.
- Сейчас, я вам прочитаю рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг», а вы слушайте внимательно и запоминайте, потому что будем пересказывать этот рассказ. Слайд 4
Воспитатель читает рассказ. Слайд 5,6,7
- Что можно сказать про это произведение? Это сказка, рассказ
или стихотворение?
- Почему вы думаете, что это – рассказ?
(В нём нет волшебства, там всё, как в жизни)
- О чём этот рассказ? (О природе; о золотом, зеленом луге).
(Показ картинки одуванчика).
- Почему рассказ называется «Золотой луг»? (Потому что весь луг был желтый)
- Почему он был весь жёлтый, золотой? (Потому что на нём много росло одуванчиков)
- Как автор называет одуванчики? (Неинтересные цветы)
А что значит неинтересные цветы? (Простые, обычные, без всякой красоты)
- С чем Михаил Пришвин сравнивает лепестки одуванчика? (С
пальчиками на ладонях)
- Сможете ли вы сейчас пересказать рассказ сами? А что нам может помочь? (Схема). Правильно, схема. Мы уже пользовались такой схемой. Слайд 8
- Ребят, выходите ко мне, мы с вами маленько отдохнем и сделаем физминутку. Слайд 9
Физкультминутка «Одуванчик»
• Одуванчик, одуванчик!
• Стебель тоненький, как пальчик (приседают, потом медленно поднимаются).
• Если ветер быстрый-быстрый (качаются)
• На поляну налетит (разбегаются в разные стороны,
• Вс вокруг зашелестит (говорят «ш-ш-ш-ш»).
• Одуванчика тычинки
• Разлетятся хороводом (кружатся)
• И сольются с небосводом (берутся за руки и идут по кругу).
- Молодцы, присаживайтесь на стульчики.
- Ребята, а встретились ли в рассказе незнакомые вам слова? Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы всё было вам понятно.
-Промысел - что это слово может обозначать? (Ответы детей)
-Промысел-это добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли заниматься ребята в лесу, что могли они там добывать?
-Слово «в пяту», как ты думаешь, что оно может обозначать? (Ответы детей.)
-Слово «в пяту» обозначает идти друг за другом, сзади. В рассказе это слово встретилось нам в предложении: «Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел он впереди, я в пяту.»
- Разберём слова дальше. Слово «фукну» встречается нам в предложении: «Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо.» Ребята, как вы думаете, что означает слово «фукну»? (Ответы детей.)
-Слово «фукну» означает дунуть. Знакома ли тебе такая игра с одуванчиками? А давай тоже фукнем.
-Что такое забава? Слово «забава» означает игра, развлечение. Как ты понимаешь выражение «постоянная забава»?
-С чем Михаил Пришвин сравнивает лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладони.) В рассказе об этом говорится так: «Тогда я пошёл, отыскал одуванчик и, оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое.»
-Вот так и одуванчики на ночь сжимают свои лепестки, а утром раскрывают их. Слайд 10
- Ребята, я вам прочитаю еще раз рассказ, а вы внимательно слушайте. А чтобы лучше запомнить, вы будете смотреть на схему рассказа, по которой вам будет легко его запомнить. Слайд 11
– Ребята, мне нужно три человека, кто расскажет рассказ. А остальные ребята внимательно слушают рассказчиков, всё ли они расскажут.
(Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану).
– А теперь предстоит выполнить самое трудное задание. Кто готов рассказать полностью весь рассказ? Слайд 12
- Ребята в чем главная мысль рассказа? В чем она состоит?
(Одуванчики очень интересные цветы, у них своя загадка, надо только ее увидеть, приглядеться).
- Автор сказал про луг – золотой. А как еще можно сказать про луг? Какой он? (Цветущий, весёлый, яркий, весенний)
- Про что можно сказать «золотой? (Золотой дождь, куст, лес, ребенок, кулон).
- А про что можно сказать «золотое»? (Золотое поле, дерево, кольцо).
- А про что можно сказать «золотая»? (Золотая мама, сестра, бабушка, осень, серёжка, голова).
- Что значит «золотая голова»? Как вы думаете, а про ваши головы можно сказать, что они золотые? (Ответы детей)
Как называются такие слова, которые имеют много значений?
(Многозначные) Слайд 13
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось занятие?
- Интересное было?
- Что для вас было трудным?
- Что было трудным?
- Чем мы сегодня занимались?
- Вспомните еще раз, какой рассказ мы сегодня читали и пересказывали?
- Кто автор рассказа?
- А что вам помогло пересказать рассказ? (Схема)
- Ребята, вы меня сегодня порадовали. Вы били большие молодцы, вы справились со всем. Ваши головы сегодня были «золотые», потому что вы справились с заданиями. Слайд 14