Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе

Екатерина Никитина
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе

Аннотация. Данный конспект занятия предлагается для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи в интеграции с другими образовательными областями, где решаются развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Показан широкий спектр приёмов и методов современных образовательных технологий.

Ключевые слова: развитие речи, образовательные технологии, развивающие задачи, образовательные задачи, воспитательные задачи.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ рассказа М, Пришвина „Золотой луг“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

Тип занятия : ознакомление.

Возраст: дети 6-7 лет, подготовительная к школе группа.

Продолжительность: 30 мин.

Цель: закрепление пересказа текста с опорой на схему

Программные задачи:

Образовательные задачи:

1. развитие связной речи (диалогической и монологической);

2. закрепить понимание специфики жанра рассказа;

3. учить пересказывать от 3 лица; учить подбирать определения и

сравнения.

Развивающие задачи :

1. развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и

детьми (умение слушать и слышать окружающих);

2. развивать умение работать со схемой;

3. развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и

содержание литературного произведения.

Воспитательная задача: воспитывать у детей чувство красоты

окружающего мира.

Технологии: гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили,

технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология.

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Материалы и оборудование: портрет М. Пришвина, текст рассказа М.

Пришвина «Золотой луг», иллюстрация одуванчика, схема рассказа, кусочки

ваты для дыхательного упражнения. Доброе утро, ребята! Сегодня нам предстоит знакомство с

удивительным человеком, но сначала мы друг с другом поздороваемся.

В круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем налево,

А потом пойдем на право,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернемся,

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

- Молодцы. Присаживайтесь на стульчики. Слайд 2

- Ребята, сегодня познакомлю вас с удивительным человеком, который любил детей и природу. Взгляните на его портрет. Это писатель Михаил Михайлович Пришвин. Он написал замечательный рассказ о солнечных цветах. Называется это произведение «Золотой луг». Отгадай загадку, и ты узнаешь, о каких цветах написал рассказ Михаил Михайлович Пришвин…

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый

Потом померк, потух.

И превратился в пух (Одуванчик). Слайд 3

- Сейчас, мы с вами поиграем в игру «Подбери слово».

Д/И «Подбери слово» (можно с мячом)

- Придумай определение к слову «одуванчик». Какой он?. (Конечно, одуванчик может быть жёлтым, белым, пушистым, лёгким)

- С чем можно сравнить одуванчик? Одуванчик похож на

(парашютик, на снежок, на пушинку, на солнышко) -Подбери определение к слову «цветы». (Верно, цветы могут быть душистыми, ароматными, нежными, хрупкими, маленькими, крупными.

- Цветы растут в поле, значит это полевые цветы.

- Цветы растут в комнате, значит это… -Цветы растут в саду, значит это…

- Цветы растут на лугу, значит это…

- Как можно сказать про луг, на котором растут цветы? Какой он? Верно, цветущий, весёлый, яркий, весенний, золотой.

- Молодцы, с правились с заданием.

- Сейчас, я вам прочитаю рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг», а вы слушайте внимательно и запоминайте, потому что будем пересказывать этот рассказ. Слайд 4

Воспитатель читает рассказ. Слайд 5,6,7

- Что можно сказать про это произведение? Это сказка, рассказ

или стихотворение?

- Почему вы думаете, что это – рассказ?

(В нём нет волшебства, там всё, как в жизни)

- О чём этот рассказ? (О природе; о золотом, зеленом луге).

(Показ картинки одуванчика).

- Почему рассказ называется «Золотой луг»? (Потому что весь луг был желтый)

- Почему он был весь жёлтый, золотой? (Потому что на нём много росло одуванчиков)

- Как автор называет одуванчики? (Неинтересные цветы)

А что значит неинтересные цветы? (Простые, обычные, без всякой красоты)

- С чем Михаил Пришвин сравнивает лепестки одуванчика? (С

пальчиками на ладонях)

- Сможете ли вы сейчас пересказать рассказ сами? А что нам может помочь? (Схема). Правильно, схема. Мы уже пользовались такой схемой. Слайд 8

- Ребят, выходите ко мне, мы с вами маленько отдохнем и сделаем физминутку. Слайд 9

Физкультминутка «Одуванчик»

• Одуванчик, одуванчик!

• Стебель тоненький, как пальчик (приседают, потом медленно поднимаются).

• Если ветер быстрый-быстрый (качаются)

• На поляну налетит (разбегаются в разные стороны,

• Вс вокруг зашелестит (говорят «ш-ш-ш-ш»).

• Одуванчика тычинки

• Разлетятся хороводом (кружатся)

• И сольются с небосводом (берутся за руки и идут по кругу).

- Молодцы, присаживайтесь на стульчики.

- Ребята, а встретились ли в рассказе незнакомые вам слова? Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы всё было вам понятно.

-Промысел - что это слово может обозначать? (Ответы детей)

-Промысел-это добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли заниматься ребята в лесу, что могли они там добывать?

-Слово «в пяту», как ты думаешь, что оно может обозначать? (Ответы детей.)

-Слово «в пяту» обозначает идти друг за другом, сзади. В рассказе это слово встретилось нам в предложении: «Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел он впереди, я в пяту.»

- Разберём слова дальше. Слово «фукну» встречается нам в предложении: «Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо.» Ребята, как вы думаете, что означает слово «фукну»? (Ответы детей.)

-Слово «фукну» означает дунуть. Знакома ли тебе такая игра с одуванчиками? А давай тоже фукнем.

-Что такое забава? Слово «забава» означает игра, развлечение. Как ты понимаешь выражение «постоянная забава»?

-С чем Михаил Пришвин сравнивает лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладони.) В рассказе об этом говорится так: «Тогда я пошёл, отыскал одуванчик и, оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое.»

-Вот так и одуванчики на ночь сжимают свои лепестки, а утром раскрывают их. Слайд 10

- Ребята, я вам прочитаю еще раз рассказ, а вы внимательно слушайте. А чтобы лучше запомнить, вы будете смотреть на схему рассказа, по которой вам будет легко его запомнить. Слайд 11

– Ребята, мне нужно три человека, кто расскажет рассказ. А остальные ребята внимательно слушают рассказчиков, всё ли они расскажут.

(Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану).

– А теперь предстоит выполнить самое трудное задание. Кто готов рассказать полностью весь рассказ? Слайд 12

- Ребята в чем главная мысль рассказа? В чем она состоит?

(Одуванчики очень интересные цветы, у них своя загадка, надо только ее увидеть, приглядеться).

- Автор сказал про луг – золотой. А как еще можно сказать про луг? Какой он? (Цветущий, весёлый, яркий, весенний)

- Про что можно сказать «золотой? (Золотой дождь, куст, лес, ребенок, кулон).

- А про что можно сказать «золотое»? (Золотое поле, дерево, кольцо).

- А про что можно сказать «золотая»? (Золотая мама, сестра, бабушка, осень, серёжка, голова).

- Что значит «золотая голова»? Как вы думаете, а про ваши головы можно сказать, что они золотые? (Ответы детей)

Как называются такие слова, которые имеют много значений?

(Многозначные) Слайд 13

Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось занятие?

- Интересное было?

- Что для вас было трудным?

- Что было трудным?

- Чем мы сегодня занимались?

- Вспомните еще раз, какой рассказ мы сегодня читали и пересказывали?

- Кто автор рассказа?

- А что вам помогло пересказать рассказ? (Схема)

- Ребята, вы меня сегодня порадовали. Вы били большие молодцы, вы справились со всем. Ваши головы сегодня были «золотые», потому что вы справились с заданиями. Слайд 14

Публикации по теме:

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе «Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Весна пришла»Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе «Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Весна пришла» Цель: совершенствование навыка пересказа рассказа на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал. Задачи: • обобщать представления.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе
Опубликовано: 23 апреля 2025 в 11:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Никитина (УИ 2717373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных