Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотаблиц

Наталья Боркивец
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: Осень.

Цели: Обобщение представлений о периодах осени и их характерных особенностях.

Закрепление умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Осень“ с использованием мнемотаблиц» размещена в разделах

Задачи: Расширять и активизировать словарь по теме «Осень». Обобщить представления о периодах осени и их характерных особенностях. Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).Активизировать речь детей, посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.

Развивать зрительное восприятие, внимание, способность обобщать.

Развитие длительного плавного выдоха.

Воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картине.

Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Развивать координацию речи с движением.

Предварительная работа.

Экскурсия в осенний лес, наблюдение за осенними изменениями в природе.

2. Обучение работе по мнемотаблицами.

3. Составление мнемотаблиц по периодам осени.

4. Знакомство с «Лентой времени: осень»

5. Рассматривание картин на занятиях по изо, по ознакомлению с окружающим

Оборудование.

Репродукции картин: Грабарь «Рябина», Щербаков «В конце сентября», И. И. Бродский «Поздняя осень»;

магнитофон, аудиокассета с записью пьесы П. Чайковского «Октябрь» из альбома «Времена года»;

«Лента времени: осень»; картинки к мнемотаблицам, мнемотаблицы по периодам осени.

Листья : берёзовый, дубовый, рябиновый, каштановый, осиновый, кленовый.

1. Орг. момент.

- Ребята, послушайте сказку.

Осенняя сказка.

Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.

На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.

И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.

Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы….»

Дети - Осень!

Как вы догадались?

-Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми. коричневыми).

2. Словарная работа.

Давайте расскажем птичкам какая бывает осень? Но сначала поиграем с осенними словами.

А. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее» :

Месяц - осенний месяц,

Погода - осенняя погода,

Настроение - осеннее настроение,

цветы - осенние цветы,

листва - осенняя листва,

дерево - осеннее дерево

день - осенний день,

(Дети называют словосочетания).

Б. А сейчас продолжите предложение.

Если осенним днём светит солнышко то день - – солнечный.

Если небо заволокли тучи, стало пасмурно, то день – пасмурный,

Если осенним днём дует ветер, то день - ветреный.

Если осенним днём пошёл дождь, то день- дождливый.

Молодцы, ребята.

В. Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие.

Осенью листья : что делают? Падают, вянут, шуршат, шелестят, осыпаются, желтеют.

Г. Осенью становится холодно, насекомые прячутся, засыпают. Возьмите карточки и скажите какие насекомые прячутся и сколько их?

Прячется одна бабочка, прячутся две бабочки, прячутся пять бабочек и т. д.

1. Птички узнали от нас много новых слов, а сейчас составим предложения об осени. Помогут вам картиночки.

(У каждого разные картинки, чтобы не было однотипных предложений. 6 -8 картинок) Каждое предложение должно начинаться со слова «Осенью».

Составление мнемодорожек. (Примерные предложения)

- Осенью солнышко светит мало, на небе появляются тучи, из которых идёт дождь; дует ветер, летят листочки.

- Осенью становится холодно, люди надевают шапки, куртки, тёплые штаны.

- Осенью становится холодно, прячутся насекомые, птицам нечем питаться.

- Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края.

- Осенью люди убирают урожай, ходят в лес собирать грибы.

- Осенью часто моросит дождь, люди от дождя прячутся под зонтами.

Молодцы, ребята. Хорошие предложения придумали.

2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Давайте продолжим разговор об осени, расскажем птичкам, почему осень называют золотой, вспомним, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

- Какой месяц осени заканчивается? (Заканчивается октябрь).

- Какой месяц был перед октябрём? (Перед октябрём был сентябрь)

- Какой месяц наступит после октября? (После октября наступит ноябрь)

Правильно.

- Как называют время в начале и середине сентября. (Это время называют ранней осенью)

- В последние дни сентября начинается самый красивый период осени.

Как он называется? (Он называется золотая осень.)

Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

( Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, жёлтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым).

- Правильно мне очень понравилось объяснение, которое вы дали.

А сейчас, какой период осени начинается? (Начинается поздняя осень). Дуют сильные ветры.

5. Физминутка. Превратимся в ветер и листья.

«Ветер и листья».

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

Н. Нищева

6. Поднимите по 1 листику.

Назовите его, какой он. Кто назовёт, тот подходит к столу.

Дети отвечают. «У меня лист берёзовый» «осиновый» «дубовый» «рябиновый»

«кленовый», «каштановый». Какой лист мы не можем встретить в нашем лесу?

«каштановый». Каштан южное дерево. А остальные листья мы видим в лесу.

7. Упражнение «Периоды осени». Посмотрите на картины русских художников. Что написано на первой картине? – на второй? -на третьей? (Осень, осень, осень)

Как же так получилось, картины разные, а подписаны одинаково? (Потому, что осень бывает разная : ранняя, золотая, поздняя)

- Определите, на которой из картин изображена ранняя осень, на которой золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посоветоваться, а потом расставьте картины на мольбертах именно в таком порядке.

- Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно на картине

«Рябина» Игорь Грабарь написал раннюю осень, художник Щербаков на картине «В конце сентября» изобразил золотую осень, а картина И. Бродского так и называется «Поздняя осень».

Что нарисовал художник на первой картине? ( Рассказ по таблице: Приложение)

А поможет таблица.

На картине нарисована ранняя осень.

Мы видим ясное, голубое небо, по которому плывут белые, пушистые, лёгкие облака, похожие на кусочки ваты.

-Как называются такие облака? Кучевые.

Видно, что ещё тепло.

Листья на рябине зелёные, но уже есть и оранжевые.

Хоть трава жёлтая, но вдали лес ещё совсем зелёный.

- Какие ещё признаки ранней осени вы запомнили?

Всё чаще дует ветер.

Это время иногда называют «бабье лето».

Отличают раннюю осень от лета холодные густые туманы.

Ранней осенью ещё много цветов.

Люди собирают урожай.

В лесу много грибов.

- Что написал художник на второй картине? ( Рассказ по таблице: Приложение)

На второй картине нарисована золотая осень.

Небо не голубое, пасмурное, стало прохладнее.

Деревья, покрытые золотыми листьями.

Много опавших листьев.

- Какие ещё признаки золотой осени вы запомнили?

Перелётные птицы начинают отлёт.

Исчезают насекомые. Животные готовятся к зиме.

Люди надевают куртки, шапки, штаны. Берут зонты.

- Что написал художник на третьей картине? ( Рассказ по таблице: Приложение)

На третьей картине поздняя осень, грустная пора.

Небо стало серое.

Появились голые деревья.

Вдоль реки лежит снег.

Вспомним, ещё какие признаки поздней осени нам запомнились.

Дуют сильные ветры.

На реке появляется тонкий лёд.

8. Мы рассказали и показали птичкам, какая бывает осень, а теперь возьмите листочек и полетели в кружок. (Вспомните упр. «Осенние листочки»)

Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе.

Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

- Что случилось? Листики кружатся и падают. Как называется это явление листопад.

9. Кто выучил стихотворение про другое осеннее явление?

Листоход.

Рыжий дождик валит с небосвода,

Ветер рыжие листья несёт…

Листопад,

Смена времени года,

Листоход на реке, листоход.

У реки подмерзают бока,

И от инея некуда деться.

Лисьей шубкой накрылась река,

Но дрожит и не может согреться.

В. Шульжик.

- Что же это за явление «Листоход».

Деревья стоят у реки и листочки роняют в реку. По течению или от ветра они плывут по реке. Проговорите и запомните новое слово- листоход.

10. Мы сегодня много интересного рассказали птичкам про осень. Это чудное, красивое время года

Вспомним за что же мы любим осень.

Например: Я люблю осень, потому что птицы в стаи собираются и весело галдят.

Птички, улетая на юг, нам оставили корзиночку с угощением. Они нам очень благодарны, за рассказ про осень.

10. Итог.

Что вам особенно понравилось сегодня на занятии?

Что запомнилось?

Приложение :

Грабарь «Рябина». Ранняя осень.

Щербаков «В конце сентября». Золотая осень.

Бродский «Поздняя осень». Поздняя осень.

Публикации по теме:

Фронтальное занятие: Дифференциация звуков «с-ш». .

Занятие по аппликации. Портрет осениЗанятие по аппликации. Портрет осени Тема: Портрет осени. Задачи: • Учить вырезать изображение по контуру. • Продолжать учить работать с сухими листьями; подбирать их по цвету,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотаблиц
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 13:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотаблиц» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Боркивец (УИ 290808) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД