Татьяна Басакова
Конспект занятия по развитию речи «Поможем птицам вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Поможем птицам вместе
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме: Составление рассказа «Поможем птицам вместе».
Автор конспекта ННОД : Басакова Татьяна Владимировна, воспитатель, г. Краснокаменск, ДОУ№13 «Сказка».
Задачи приоритетной образовательной области:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Поможем птицам вместе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
• «Коммуникация» : формировать умение составлять рассказ на заданную тему по опорным картинкам; упражнять в словообразовании сложных прилагательных, в образовании названия птиц с уменьшительными суффиксами; умение составлять рассказ в парах, по цепочке.
• «Социализация» : Развивать речь, память, внимание, слуховое восприятие.
Задачи ОО в интеграции:
• «Познание» : закрепить и уточнить название зимующих птиц, их характерные внешние признаки, условия жизни птиц; воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им.
• «ЧХЛ» : умение слушать и понимать текст, знать образные выражения.
• «Музыка» :развитие музыкально-художественной деят-ти.
• «Здоровье» : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Предпосылки учебной деятельности: коммуникативные- умение рассказывать по цепочке, по парам.
Планируемые результаты ННОД: умение составлять и рассказывать по цепочке и в парах.
Оборудование для педагога: дерево с птицами, мольберт с птицами, аудиозапись, опорные картинки.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Дети играют в группе.
-Дети, посмотрите вокруг у нас в группе что-нибудь изменилось?
Проводится игра «Что изменилось»?
-Правильно вы сказали, что у нас в группе появилось дерево с птицами. А какие птицы к нам прилетели (ответы детей).
-Почему мы их называем зимующими (ответы детей)
-Почему они к нам прилетают (ответы детей).
-На какое слово похоже слово «зимующие»? (ответы детей).
-Какая бывает зима?
Слышится шум вьюги и тревожное щебетание птиц.
-Ребята, что это? (ответы детей).
-Какой ветер?
-Как вам стало от такого ветра?
-А птицам как?
-Почему они так тревожно щебечут? О чём они хотят нам сказать? (ответы детей).
- Мы им можем помочь? Чем? Как?
Социализация (коммуникативная).
Познание
(познавательно-исследовательская).
Музыка Игровая ситуация.
Диалогическая беседа.
Аудирование. Слово
Дерево с зимующими птицами.
Организовать детей, развивать память, речь, внимание.
Развитие диалогической речи.
Развитие слухового восприятия. Эмоционально- отзывчивые, организованные.
Имеющие первичные представления о зимующих птицах их условия жизни.
Умеющие слышать.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
-Посмотрите, каких птиц вы здесь видите? (снегиря и синицу).
Проводится игра «Найди отличия».
-Чем они похожи?
-Чем отличаются?
-Какая у синицы грудка? Значит она?
-Какая грудка у снегиря? Значит он?
-Голова у синицы какая? Значит она?
-Клюв у синицы какой?
-У снегиря?
-Песенки как они поют?
-Каких зимующих птиц вы ещё знаете?
-Поиграем в игру «Назови ласково».
Воробей – воробышек, воробьишко;
Голубь – голубчик, голубочек;
Снегирь –снегурушка, снегирёчек;
Дятел – дятлушко;
Ворона –воронушка;
Синица –синичка, синичушка.
Поиграем в игру «Снегири». (дети выполняют движения).
- Вот на ветках посмотри
В красных майках снегири
Распушили пёрышки
Греются на солнышке
Головой вертят
Улететь хотят
-Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
Дети за воспитателем садятся на стульчики.
- Сейчас я вам прочитаю очень интересный рассказ о том, как и за чем, нам нужно помогать зимующим птицам. В этом рассказе встретятся такие слова «околдованный чарами»- как вы понимаете это словосочетание? «Деревья оцепенели»? Синица прожорлива?
Объяснение словарных слов.
Чтение рассказа «Поможем птицам вместе».
Что для птиц страшнее : холод или голод? Околдованный чарами зимнего сна стоит лес. Ни шелеста, ни звука. Деревья, покрытые снежными кружевами, оцепенели в зимнем сне. Кажется, что нет никого во всем лесе… вдруг. Точно живые цветы, с веселым писком и свистом пролетают синицы. Свое название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить несколько видов птиц : лазоревку, большую синицу, черную синицу. Они отличаются величиной, окраской перьев. Синица уничтожает вредителей не только летом, но и зимой. Они добывают насекомых из укрытий, недоступных более крупным птицам. Синица очень прожорлива: за сутки она поедает столько, сколько весит сама. Поедая вредных насекомых, они приносят большую пользу, а в зимний солнечный денек радует нас веселой песенкой. С приходом зимы синицы держатся ближе к жилью человека. Зимой птицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду, где есть кормушки, синицы посещают их. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В течение всего холодного дня синицы ищут себе корм. Птицам очень нелегко найти корм. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли. Третьи ищут корм на деревьях и кустах. Много птиц погибает зимой от голода. Мы должны им помочь. Птицы будут обеспечены кормом. Если каждый детский сад, каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку.
Беседа по прочитанному.
-Почему синицу так назвали?
-Сколько поедает синица в сутки?
-Что страшнее голод или холод?
-Как и где находят корм зимующие птицы?
-Мы можем им помочь?
-Чтобы нам помочь птицам, мы должны составить план рассказа о спасении птиц по опорным картинкам.
-Вначале мы должны сказать, что наступила зима.
Потом, что прилетели зимующие птицы. Им холодно и голодно зимой. Снегом замело весь корм.
Для птиц нужно сделать кормушки и повесить их на деревья.
На кормушки насыпать зёрнышек, крошек хлеба, семечек. Этим мы спасём птиц от голода и они не погибнут от холода.
Составление рассказа детьми.
Рассказы по одному. Анализ рассказанного.
Рассказ по цепочке. Анализ.
Рассказ в парах. Анализ.
Познание, коммуникативная (познавательно-исследовательская).
Здоровье (двигательная).
Коммуникация (коммуникативная).
Игровая ситуация.
Игровая ситуация.
Физминутка с движениями.
Чтение рассказа.
Беседа по прочитанному.
Составление плана.
Составление рассказа по одному, по цепочке, в парах. Картинки снегиря и синицы.
Слово.
Игровые двигательные действия.
Рассказ.
Слово
Опорные картинки.
Опора на наглядность. Закрепление названия птиц, характерные внешние признаки.
Умение образовывать названия птиц с уменьшительными суффиксами.
Сохранение и укрепление физич. и психич. развития.
Умение слушать рассказ и проводить анализ прочитанного.
Развитие речи, уметь отвечать полным ответом.
Формировать умение составлять рассказ на заданную тему по опорным картинкам.
Умение составлять рассказ по цепочке, в парах. Умеющие преобразовывать слова в сложные прилагательные.
Овладевший умениями в образовании слов.
Умение выполнять движения со словами.
Умение понимать и воспринимать прочитанное.
Отзывчивость, доброе, бережное отношение к птицам.
Производить рассказ по опорным картинкам.
Составлять рассказ на опорные картинки по цепочке, в парах.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
- Каким птицам мы сегодня помогали?
-Как мы можем им помочь?
-В начале зимы мы уже повесили кормушки и сегодня после занятия мы пойдём на прогулку и ещё повесим кормушки и накормим наших птиц.
- Ребята, а кто помогает у того какое сердце?
-Значит у вас дети такие добрые сердца.
Ситуативный разговор. Кормушки. Желание помочь птицам.