Антонина Владимировна Кибирева
Конспект занятия по развитию речи «Природные явления»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи «Природные явления»
[/b]
Тема: «Природные явления»
Цель: знакомство детей с природными явлениями.
Задачи:
- познакомить детей с природными явлениями;
- знакомство со значением новых (непонятных) слов;
- закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- формирование интонационной выразительности речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Природные явления“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель: Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. «Погожий денек», - говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли «непогодой».
Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (предположения детей) За погоду отвечают три богатыря: солнце, ветер и вода.
I. Половодье и гроза,
Утром на траве роса,
Радуга после дождя
И журчание ручья.
Наводнения, бураны,
Листопады, снегопады.
Есть в любое время года… (Проявления природы)
- Давайте посмотрим в окно, какую погоду мы наблюдаем?
- А какое время года за окном?
- Как в думаете, какие природные явления происходят зимой?
II.
- Среди названий природных явлений есть такие слова, в смысле которых заключено два слова. Называйте ребёнку природное явление, а он пусть объяснит вам его значение.
- Снегопад – снег падает.
- Землетрясение – земля трясется
- А знаете ли вы значение слова «половодье»? (Полная вода -это, когда реки выходят из берегов и затапливают поля, села.)
- Радуга (В старину, было слово «ра» - оно обозначало «солнечный свет» и слово «дуга» обозначает какую-то кривую. Значит, слово «радуга» обозначает искривление, которое появляется при солнечном свете)
III. Попросите ребёнка составить предложения из предложенных слов.
-зима – снегопад;
-весна – половодье;
- водопад – гора;
- горы – землетрясения.
IV. Работа над интонационной выразительностью речи.
- Попросите ребенка произнести предложение с разной интонацией, которая зависит от знака препинания.
«В горах произошло сильное землетрясение.»
«В горах произошло сильное землетрясение!»
«В горах произошло сильное землетрясение?»
Физминутка.
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - покажем:
Крылья сложили назад.
Игра «Подбери слово»
Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:
- рисует, щиплет, трещит, морозит. (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает. (ветер)
- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег)
- висит, растёт, тает, плачет, капает. сосулька)
- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут. (цветы)
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
-Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
-Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
-Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
-Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
8. Итог занятия.
На этом наше занятие закончилось. Спасибо, все молодц!