Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения

Наталья Апполонова
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения

Программное содержание:

1. Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.

2. Упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом — «ключ» с использованием проблемной ситуации.

3. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

4. Развивать интонационную выразительность речи.

5. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

Словарная работа: ключ — родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.

Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной, запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений, родниковая вода.

Ход занятия

Вводная беседа:

Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? /О дружбе. /

— Как вы думаете, что значит дружить? /Рассуждения детей. /

— Ребята, а с кем можно дружить? /С другом. / А кто может быть другом? /Люди, животные, дети, родители. /

Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому. Как? /Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга. /

— Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?

1. Постановка проблемы «Однажды встретились два друга.

— Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, — сказал Сережа.

— Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил.Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.»

Эвристическая беседа:

— О ком этот рассказ?

— Что случилось с Сережей?

— А что ответил Саша?

— Почему же друзья разошлись?

— Какая проблема возникла у мальчиков?

— Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

— Сможем ли мы помочь мальчикам?

— Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили).

— Теперь проблема мальчиков и наша проблема.

— Вы хотите помочь мальчикам разобраться?

2. Актуализация знаний — А какие вы знаете ключи?

Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/

Затем вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации с ключами.

3. Выдвижение гипотез — Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/

Воспитатель обобщает ответы детей:

— Значит,Сережа мог потерять :,:,или : ключ.

— Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? /что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая/

— Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/

Воспитатель обобщает ответы детей:

— Возможно — это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.

4. Проверка решения — Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете,спросить у взрослых: /

Из всех ов знаний в нашей группе есть :

-Давайте заглянем в него.

Проверка в словаре.

— Бьющий из земли водный. Как по-другому называют ключ? (родник).

Повторное рассматривание иллюстраций с разными «ключами», с добавлением иллюстрации ключа-родника.

Воспитатель читает стихотворение.

Много есть ключей:

Ключ — родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ — дверной. (Д. Лукич)

Физ. Минутка

Воспитатель читает,а дети выполняют движение со словами:

Буратино раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

На носочки нужно встать.

— Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/

— Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.

Проводятся кинезиологические упражнения («рисование» в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачко,дождик:.)

5. Введение в систему знаний Рассматривание иллюстрации ключа — родника. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ

не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком

— Ребята, я была у ключа — родника и набрала там воды. Хотите попробовать? /дети пробуют/

Вода чистая, а в ключе — роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике — еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике — ключе еще светлее.

Скажи «родник» — и вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чем).

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились

— Все это называется — словом ключ. А внешне они похожи или разные?

— Если слово имеет оно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно —: .

— Сколько значений у слова «ключ»?

— Значит, слово «ключ»: .

— Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово «ключ» имеет несколько значений, оно многозначное. /

— Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.

А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая,

Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).

Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам.

Итог занятия: Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем рассказать о нашем открытии родителям?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения (вторая младшая группа) Пересказ сказки с использованием метода моделирования «Теремок» Задачи: Образовательные: • Учить пересказывать русскую народную сказку.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием технологии проблемного обучения «Незнайка в стране Часов» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект ОД с использованием технологий проблемного обучения в средней группе «Подарок от Снеговика» Конспект ОД по познавательному развитию с использованием технологии проблемного обучения в средней группе «Подарок от Снеговика». Цель:.

Конспект занятия по развитию речи «Поможем Айболиту» с использованием технологии «квест» Проблема: Айболит забыл адрес Игровая мотивация: помочь преодолеть трудности и найти ключевое слово, что бы отправить посылку по адресу.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии Толз «Посуда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка» Тема:«Реализация технологии.

Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности» Мастер – класс для педагогов ДО на тему: «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности». (районное методическое.

НОД по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в Волшебную страну математики» Тема: «Путешествие в Волшебную страну математики» Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, к развивающим играм математического.

Познавательно-творческий проект «Развитие связной речи детей с использованием технологии проблемного обучения» .

Применение технологии проблемного обучения в музыкальном воспитании МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «РОМАШКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием технологии проблемного обучения Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • День Победы, 9 мая
  • Экология
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения
Опубликовано: 7 октября 2019 в 13:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки