Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»

ольга семахина
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»

«Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество».

Обучающие задачи:

1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

2. совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;

4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие задачи:

1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

2. продолжать развиватьпсихические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

4. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.

5. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные задачи:

1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;

2. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.

- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

- наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

- игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Скажи правильно», «Блиц опрос», пальчиковые игры («Цветы», «Скворечник»).

игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).

- практический: рисование картин о весне.

- приём «радуга настроения».

Оборудование: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты, письмо в конверте, воздушный шар, мяч, мнемотаблица, карандаши, краски, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Предварительная работа:

• экскурсии и наблюдения в природе;

• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

• разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает…», стихотворений о месяцах весны.

дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Ход ЗАНЯТИЯ:

1 СЛАЙД

Воспитатель: Доброе утро, уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию занятие по развитию речи на тему: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

2 СЛАЙД

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, - нам шепчут цветы,

Доброе утро, - журчат ручейки,

Доброе утро, - шумят тополя,

Доброе утро, - родная земля.

Доброе утро, - солнцу и птицам,

Доброе утро, - улыбчивым лицам!

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

А сейчас, ребята, я вас приглашаю за наши рабочие столы.

Все уселись по местам, никому не тесно

По секрету скажем вам. Будет интересно

Плечики поподнимали, головками покачали, пальчиками постучали

И. немного помолчали.

Спинки прямо, ручки вместе. Ножки вместе

Голова всегда на месте.

Работа с зеркалом

Да-да-да вот и кончилась зима

За-за-за пришла красавица весна.

Оз-оз-оз вот и кончился мороз

Ам-ам-ам гости пришли к нам

3 СЛАЙД

I. Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик.

Здесь письмо!

Хотите узнать, что в нём написано?

- Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок.

Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?»

Пингвинёнок.

Проблемная ситуация.

- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь пингвинам?

- Правильно, мы можем поговорить о весне, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны.

- Ребята, а где живут пингвины?

Дети: (пингвины живут в Антарктиде)

Покажите на глобусе, где находится Антарктида.

- Молодцы, правильно!

- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну?

(потому, что в Антарктиде всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

4 СЛАЙД

Посмотрите на экран, действительно, в Антарктиде никогда не бывает весны и наш пингвинёнок с друзьями хотят узнать о ней как можно больше.

Мы сегодня с вами как можно подробнее и интереснее расскажем о времени года весна. И отправим нашим пингвинам в Антарктиду не обычное письмо, помашите ручкой нашим друзьям, ну, что, готовы?

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят над крышами капели.

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

5СЛАЙД

- Что же такое «весна»?

Дети (Это время года).

6СЛАЙД

-Какие изменения происходят в природе весной?

дети (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали капельки воды с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

дети (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

- Конечно, солнце припекает, и на земле образуются проталинки! А что появляется на проталинках,

дети (А на проталинках появляются первые цветы.)

- Как называются первые цветы?

дети (первоцветы)

Сейчас мы и узнаем,как хорошо вы знаете первоцветы:

Я приготовила для вас картинки, после прочтения загадки, говорим ответ, а затем все вместе проверяем, договорились?

1.Слушайте внимательно и отгадывайте загадки:

1. У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой.

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрсший, чуть живой.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник).

7СЛАЙД

2.«Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный,словно пан,

Нежный, бархатный … (тюльпан).

8СЛАЙД

3. «Белые звоночки

У меня в садочке

На зелёном стебельке

Прячутся в тенёчке.» (ландыш).

9СЛАЙД

5 «Он цветочный принц – поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну поёт на бис

Замечательный (нарцисс)

10СЛАЙД

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми. (мать- и –мачеха)

11СЛАЙД

То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул - облетел (Одуванчик)

12СЛАЙД

13СЛАЙД

2. Пальчиковая игра «Цветы»

Наши дивные цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши дивные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

А теперь поиграем со словом ВЕСНА.

14СЛАЙД

3. Игра «Добавь словечко»

• Пришла….

• Мы ждали….

• Мы рады…

• Мы встречали …

• Мы будем гулять….

• Мы поём песни о ….

Мы очень рады весне. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной. Расскажите — какая бывает весна?

15СЛАЙД

4. Игра «Какая, какое?»

16СЛАЙД

Весна (какая) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

17 СЛАЙД

Солнышко (какое) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…яркое, желтое,

18СЛАЙД

Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) - голубое, облачное, серое…

ВЫ наверное устали, пора немного отдохнуть выстраиваемся в одну ширенгу, встаём по свободнее, гости присоединяйтесь к нам.

19СЛАЙД

ФИЗМИНУТКА

Неуклюжий шел пингвин

Посреди холодных льдин

И по ледяной дорожке

прыгал он на правой ножке

а теперь подскок на левой

и присел, согнув колени

встал, присел и пять прыжков

очень климат уж суров.

20СЛАЙД

5. Игра «Весеннее, весенняя, весенние».

Ребята, давайте придумаем словосочетания со словом «весенний»:

Встаньте в круг.

Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,

например: день — весенний день, погода — весенняя погода,

солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.

(Дети называют словосочетания.)

21СЛАЙД

6. А сейчас Блиц опрос.

- Что такое блиц опрос? (Быстрый опрос - ответы те, которые вам первые приходят в голову.)

Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов)

• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?

• Порхают бабочки или жучки? А что делают жучки?

• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?

• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?

• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?

• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?

• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?

• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?

- Как называется явление природы, когда с крыши капают капельки воды?- Это явление природы называется капель.

22СЛАЙД

7 «Составь предложение»

- А сейчас давайте придумаем предложения о весне,

каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

23СЛАЙД

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

24СЛАЙД

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

25СЛАЙД

Весной на крышах домов тают сосульки.

26СЛАЙД

Весной на деревьях появляются зелёные листики.

27СЛАЙД

Весной появляются первый цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

28СЛАЙД

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

29СЛАЙД

Весной с юга прилетают птицы.

Веснойприлетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

30СЛАЙД

Давайте вспомним перелётных птиц

- Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

31СЛАЙД

- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, для своих друзей - пингвинов из Антарктиды.

32СЛАЙД

В этом нам помогут наша помощница-таблица.

Давайте вспомним правила: что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.

Каждая карточка - это новое предложение.

33СЛАЙД

Весна - прекрасное время года! Весной набухают почки. Солнце греет всё ярче и ярче, становится теплее после зимы. Природа оживает. Журчат ручьи, распускаются всеми любимые первые цветы - подснежники. Капает капель, на реках трескается лёд. Тает снег, появляются проталины. Идёт теплый весенний дождик, на небе появляется радуга. Травка зеленеет. Птицы возвращаются с юга и вьют гнёзда. Весна бывает тёплая, бывает холодная. Все радуются приходу весны. а после весны наступит лето.

34СЛАЙД

- Спасибо, ребятки.

Вот как интересно мы с вами рассказали о весне нашим друзьям пингвинам!

-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о весне?

Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Включить музыку

- Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т. д.)

Ребята, как вы думаете, пингвины узнают много о весне из нашего сегодняшнего занятия?

А что самое интересное будет для них на ваш взгляд?

Они всё это увидят и очень много узнают о весне.

35СЛАЙД

Спасибо, огромное, ребята и гости нашего занятия.

Ребята, а сейчас посмотрите у вас на столах лежат кружочки, смайлики

Нарисуйте, пожалуйста на них смайлики, кому было весело и интересно, весёлый, если грустно, то грустный

Ритуал прощания.

Дети становятся в круг, вытягивают в середину руки, с растопыренными пальчиками, образуется «солнышко»,и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект НОД по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек» (подготовительная к школе группа)Конспект НОД по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек» (подготовительная к школе группа) Задачи:Учить составлять сюжетный рассказ и давать описание и характеристику персонажей. Продолжать работу по составлению предложений из набора.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление сюжетного рассказа по ролям» с проблемной ситуациейКонспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление сюжетного рассказа по ролям» с проблемной ситуацией Цель: развивать диалогическую речь Задачи: обучающие: активизировать в речи слова детей, обозначающие качества и действия предметов, учить.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке» НОД в средней группе по развитию речи "Составление рассказа по картине "Прогулка по осеннему парку". Цель: учить детей составлять небольшой.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» Задачи: — связная речь: побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек; — словарь и грамматика: учить правильно использовать.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посудеКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Лето
  • Зима
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 18:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Предметно-развивающая среда по ПДД во второй младшей группе
Основным источником накопления первичного опыта поведения на улице, становления установок и моделей безопасного поведения для младших дошкольников...
Экологический проект «Покормите птиц зимой» в младшей группе
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ " В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тип проекта: Познавательно - практический Цель проекта: - Закрепить представления...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной...
Цель: формировать умение рисовать белочку. Задачи: расширять знания детей о диких обитателях леса; развивать умение детей рисовать крупно, во весь...