МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи В. Даль «Старик-годовик»

Розалия Лутфуллина
Конспект занятия по развитию речи В. Даль «Старик-годовик»

Конспект занятия по развитию речи

В. Даль «Старик-годовик»

Задачи: развивать связную речь детей : умение отвечать на вопросы полным ответом, составлять рассказ-описание; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; совершенствовать умение образовывать (по образцу) прилагательные в сравнительной степени; развивать внимание, мышление и память; воспитывать желание познавать новое.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи В, Даль „Старик-годовик“» размещена в разделах

Цель: учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять и закреплять знания детей о временах года;

Материал и оборудование: картина (времена года, виды календарей, мнемосхема, портрет В. Даля, домик старика.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение художественной литературы по временам года, рассматривание картин и иллюстраций.

Словарная работа: Старик-годовик, календари: настенный, настольный, карманный, отрывной, светлее, темнее, холоднее, ярче, звонче, теплее, длиннее.

Ход НОД:

В. -Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А вот на чем, угадайте?

Братцы в гости снарядились.

Друг за друга уцепились

И помчались, в путь далек,

Лишь оставили дымок.

Д. - Поезд.

В. - Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места поехали. (Фонограмма – движущийся поезд.)

В. - Мы приехали. Посмотрите, избушка. Вы знаете, в этом домике живет Старик-годовик. В домике он оставил задания.

В. - Кто же такой Старик-годовик?

В. - Кто это вы узнаете из сказки Владимира Ивановича Даля (показываю портрет). На этом портрете Владимиру Ивановичу Далю всего 14 лет, но он уже в этом возрасте написал очень много сказок и рассказов. Послушаем его одну сказку.

Старик-годовик.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

-Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Д. Времена года. (картина «Времена года»)

Задание №1.

В. -Давайте послушаем звуки природы в разные времена года и определим к какому времени года они подходят. Закройте глаза.

В. - Слышите? Как вы думаете, какое это время года?

Д. - Зима

В. -Какие зимние месяцы вы знаете?

Д. - Декабрь, январь, февраль.

В. - Покажите на картине это время года. - Почему ты так думаешь?

Д. - Потому что снег идет, дети снеговика слепили.

В. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?

Д. :- Осень.

В. - Какие осенние месяцы вы знаете?

Д. : сентябрь, октябрь, ноябрь.

В. - Покажите на картине. - Почему выбрали эту картину?

Д. : - Дождь идет, листья пожелтели.

В. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите? Это капель, тает снег, ручьи текут. - И какое это время года?

Д. : - Весна

В. - Какие весенние месяцы вы знаете?

Д. - Март, апрель, май.

В. - Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?

Д. - Птицы прилетели, снег тает.

В. - Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?

Д. - Лето.

В. -Какие летние месяцы знаете?

Д. июнь, июль, август.

В. -Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?

Д. - Бабочки летают, трава зеленая.

В. - Вы очень хорошо определили времена года.

В. -А что нам помогает узнать дни, месяцы?

Д. - Календарь.

В. - Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года.

В. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей и нахождение различий).

В. - Кто нам скажет, сколько месяцев в году?

Д. - 12 месяцев.

В. -А сейчас какое время года?

Д. -Весна.

В. - А кто нам скажет какой месяц?

Д. - Апрель.

Задание №2. Составление рассказа-описания.

В. - Дети, следующее задание Старик-годовик вам нужно составить рассказ о “весне”. Нужно рассказать:

- какое время года;

- что вы можете сказать про погоду;

- про птиц.

В. - Для удобства составления рассказа вы можете использовать схему.

2-3 детей составляют рассказ.

Физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

В. - Во время физ. минутки, что мы вспомнили?

Д. - Дни недели.

Задание №3.

В. -Чтобы закрепить дни недели, выполним следующее задание Старика -годовика, ответим на вопросы:

В. - Какой сегодня день недели?

Д. - Понедельник

В. - Сколько всего дней в недели?

Д. - Семь

В. - Какой день идет после четверга?

Д. -Пятница

В. - Какой день идет перед средой?

Д. –Вторник.

В. - Как называется пятый день недели?

Д. -Пятница

В. - Если сегодня вторник, какой день был вчера и какой день будет завтра? Д. -Вчера был понедельник, а завтра среда

В. - С этим заданием справились.

В. - Хорошо, поиграем еще в одну игру.

Задание №4. Дидактическая игра с мячом «Ответь на вопрос «еще?»

В. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»

В. - Утром светло, а днем еще …

Д. -Светлее.

В. - Вечером темно, а ночью еще …

Д. -Темнее.

В. - Осенью холодно, а зимой еще …

Д. -Холоднее.

В. - Весной солнце светит ярко, а летом еще …

Д. - Ярче.

В. - Весной птицы поют звонко, а летом еще …

Д. -Звонче.

В. - В пальто тепло, в шубе еще …

Д. -Теплее.

В. - Весной день длинный, а летом …

Д. -Длиннее.

В. -А теперь Старик-годовик хочет проверить, как хорошо вы запомнили признаки времен года. Сели тихонечко на свои места. Чтобы закрепить признаки времен года отгадаем загадки.

Задание № 5. Загадки о временах года Сверкает морозный узор на окошках, И падает снег на деревья, дома, Пурга замела все тропинки, дорожки, На улице холодно - это ЗИМА.

Снег растаял, трава зеленеет, На кустах и деревьях – листва, И на улице стало теплее, Светит солнышко - это ВЕСНА.

Птицы, бабочки летают, Много солнечного света, Пчелки вьются над цветами, Лес зеленый – это ЛЕТО.

Листва желтеет на деревьях, Дожди бывают часто очень, И птицы к югу улетели, Холодный ветер – это ОСЕНЬ.

В. - Дети, ну теперь вы можете сказать, кто такой Старик-годовик?

Д. - Год.

В. -Сколько времен года?

Д. – 4 времен года.

В. - Назовите месяцы каждого времени года.

Д. – Зимние: декабрь, январь, февраль; весенние: март, апрель, май; летние: июнь, июль, август; осенние: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В. - Какие календари бывают?

Д. - Настенный, настольный, отрывной, карманный.

В. –Дети вы все сегодня занимались хорошо, и выполнили все задания Старика-годовика.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Расскажи-ка» «Расскажи-ка» Цель: развитие связной речи у детей. Задачи: продолжать учить детей составлять описательные рассказы о электроприборах.

Конспект занятия по развитию речи «Ладушки» Чтение потешки «Ладушки, ладушки.» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, музыкально.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи «Путешествие в Стране правильной речи» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми старшей логопедической группы. (ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ) ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ.

Конспект занятия по развитию речи Цель: Продолжать детей знакомить с животными. Уточнить и углубить знания детей о том, чем питаются животные. Закрепить правильное употребление.

Конспект занятия по развитию речи Конспект занятия по развитию речи «Красная шапочка» Цель: Развивать умение последовательно, используя сказочные слова и выражения, пересказывать.

Конспект занятия по развитию речи и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ЗПР Тема: «Путешествие в страну Гномию». Цели занятия: 1. Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за. 2. Умение составлять предложения.

Конспект занятия по развитию речи «Осенняя прогулка» Цель: Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста на занятиях по развитию речи. Задачи: • закреплять знания детей об овощах;.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествия в театр» Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: Образовательные: -Совершенствовать артистические.

Конспект занятия по развитию речи «В гости к хозяюшке» Содержание: загадывание загадок об избе и предметах быта. Программное содержание: Учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости,.

Конспект занятия по развитию речи «Звук» Занятие по развитию речи: "Звуки. " Цель и задачи: Познакомить детей с видами звуков и научить правильному произношению. Научить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи В. Даль «Старик-годовик»
Опубликовано: 29 августа 2015 в 19:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД