Получи документы

Конспект занятия по развитию речи «В окно повеяло весной» для детей средней и старшей групп

Ирина Косорукова
Конспект занятия по развитию речи «В окно повеяло весной» для детей средней и старшей групп

Конспект занятия по развитию речи : «В окно повеяло весной» в средней+ старшей группе.

Программное содержание:

1. Обучать детей подбирать родственные слова, упражнять в словообразование прилагательных и глаголов с помощью приставок и суффиксов.

2. Формировать умение использовать в речи формы существительных в родительном падеже; упражнять в согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, подборе родственных слов.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В окно повеяло весной“ для детей средней и старшей групп» размещена в разделах

3. Развивать умение передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, умение отвечать на поставленные вопросы, в соответствии с содержанием пересказывать прочитанный отрывок.

4. Развивать логическое мышление, воображение.

5. Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в любом времени года.

Материал.

Демонстрационный:

• магнитная доска,

• мольберт,

• аудиодиск,

карточки с изображением: камень, ручей, сосулька, солнце.

• фишки – наклейки.

Раздаточный:

предметные картинки с изображением: брюк, носок, валенок, варежек,

ботинок, шарфов, сапог.

Словарная работа:

«мокрый», «грязный», «весенний», «веснушки», «веснянки», «снег потемнел», «стало небо выше», «треснул лед».

Предварительная работа:

1. Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.

2. Наблюдение на прогулке за снегом, деревьями, птицами.

3. Рассматривание картины «Времена года» - различать времена года по их характерным признакам, с их последовательностью.

4. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели» (художественное рассказывание по картине) .

Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними.

1. Дети садятся в круг. Звучит аудиозапись отрывка стихотворения С. Маршака

из сказки «Двенадцать месяцев».

«Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Буд–то раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей,

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся сережки».

2. Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в этом замечательном стихотворении?

Дети: О весне.

Воспитатель: Правильно, ребята. А какие слова – родственники есть у слова «весна»?

Дети: Весенний, весеннее, веснушки, веснянки.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это слова – родственники?

Дети: По смыслу похожи.

Воспитатель: Хотите поиграть с весенними словами?

Дети: Да.

Воспитатель: Я буду говорить, а вы отгадывать, о чем я говорю. Весенний, что это?

Дети: День, ручей, снег, цветок.

Воспитатель: Весенняя? Что это?

Дети: Картина, погода, трава.

Воспитатель: Весеннее? Что это?

Дети: Небо, солнце, облако, настроение.

3. Воспитатель: Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз. Обратите внимание, какие приметы весны называет в нем автор.

Звучит аудиозапись.

Воспитатель: Кто из вас, какие приметы запомнил?

Дети называют строки из стихотворения: «снег потемнел», «треснул лед», «стало небо выше».

Воспитатель дополняет ответы детей.

4. Ребята, представьте мы с вами в весеннем лесу. А сейчас, давайте поиграем с солнышком. Пусть наши глазки немножко отдохнут.

Гимнастика для глаз.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной (моргают глазками)

Ну-ка, лучик, покружись,

На глаза мне покажись (круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду (взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду (взгляд вправо.)

Воспитатель: Пойдем по лесу потихоньку, чтобы…

Дети: Не спугнуть птиц, зверей.

Воспитатель: Идем, раздвигаем ветки, чтобы…

Дети: Не уколоться.

Воспитатель: Вышли на поле и увидели – черных грачей. Они первыми прилетают, чтобы…

Дети: Вывести птенцов, свить гнезда.

Воспитатель: Мы их называем перелетными, потому что…

Дети: Они улетают на зиму, а весной прилетают.

5. Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку в лес весной, то мы все равно одеваемся тепло. Давайте вспомним, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на прогулку.

Дети: Пальто, ботинки, куртку, брюки, шапку.

Воспитатель: А я для вас приготовила картинки.

Воспитатель показывает картинки с изображением: носок, сапог, пальто, рукавичек, шарфов, брюк.

Воспитатель размещает на доске картинки, дети называют.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Чего не стало?». Ребята, закройте глаза.

Воспитатель убирает одну картинку.

Дети, открыв глаза, должны назвать чего не стало.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно ответили.

А теперь, давайте вспомним физкультминутку «Как-то раннею весной».

Как-то раннею весной

На опушке лесной (Дети стоят в кругу)

Появилась стая птиц

Не скворцов и не синиц,

А большущие грачи. (Дети бегут на носочках, чуть подняв согнутые в локтях руки)

Цвета черного, как ночь

Разбежались на опушке (Приседают)

Прыг – скок, крак – крак,

Там сучок, там червяк! (Бегут в разные стороны)

6. Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

- Весна.

- А какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

- Как много вы знаете о весне!

- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

- Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

- Всё правильно ответили, молодцы.

7. Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее и послушайте сказку Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».

Воспитатель читает сказку.

Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.

Благодать в лесу!

На опушке старый Камень-валун хвалится:

- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!

- Неужели ты, дедушка? - спрашивают звери да птицы.

- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие. Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!

- Ах ты, старый лежебока! - кричит с поляны звонкий Ручей. - Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай все мне кланяются, пускай меня благодарят!

- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?

- Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка - я снег растапливаю, деревья и кусты живой водой пою. Какая же без меня весна!

- Ай, болтун! - кричит Сосулька с еловой лапы. - Не слушайте его, пустомелю! Мне кланятесь, меня благодарите!

- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?

- Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить, как стану булькать на весь лес, - вот вам и весна. Разве иначе весна начнется! Разве иначе.

Не успела Сосулька договорить. "Кап" - и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось.

Закатилось Солнышко, спряталось - тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла.

Молчат. И сразу стало ясно, кто весну - то делает.

После воспитатель задает вопросы детям.

Вопросы воспитателя:

• О чем говорится в этой сказке

• Какие приметы весны перечислил автор в этой сказке?

• Почему Камень считал, что весну делает он?

• Почему Ручей считал, что без него не будет весны?

• Почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?

• Кто же играет главную роль в наступлении весны?

Воспитатель: А сейчас, я прочитаю рассказ еще раз, а вы послушайте очень внимательно, потому что будете пересказывать.

Воспитатель еще раз рассказывает сказку.

Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет пересказать сказку?

Воспитатель приглашает трех желающих.

Воспитатель: Ребята, договоритесь между собой, кто из вас перескажет начало сказки, кто середину, а кто закончит сказку. Итак, начинайте пересказ.

Дети рассказывают.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, наши рассказчики смогли пересказать сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Чей пересказ вам больше всего понравился?

Дети: …

Воспитатель: Мне тоже понравился пересказ Даши, потому что она смогла точно передать сюжет сказки. Молодцы, ребята.

Итог: Молодцы, ребята! Вот и закончилась наша прогулка по весеннему лесу. Весеннее солнце благодарит вас за активное участие и дарит свои волшебные фишки – наклейки.

Вы так старались все сегодня. И так много нового узнали о весне, о весенних приметах, вспомнили весенние месяцы (спросить у детей какие, пересказали сказку Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».

Всем спасибо.

Публикации по теме:

Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития. Словообразование представляет собой,.

Перспективный план коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи I. Формирование психологической базы речи. Цель. Развивать у ребенка целенаправленное восприятие, память, мышление. II Развитие импрессивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «В окно повеяло весной» для детей средней и старшей групп
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 14:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД