Наталья Коковина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Ищем следы осени»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ищем следы осени»
Программное обеспечение: учить детей составлению описательного рассказа о времени года с помощью мнемотаблиц; закрепить знания детей об осени, о ее приметах; продолжать учить детей подбирать слова-определения к существительным, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить правильно строить предложения, давать распространенные ответы на поставленные вопросы; использовать пальчиковую гимнастику для закрепления названия пальцев руки; использование приемов ТРИЗ для развития творческого воображения детей; воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей, взаимопомощь во время выполнения заданий воспитателя.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Ищем следы осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Развивающая среда : мнемотаблицы в виде цветка-семицветика; картинки с изображением птиц, индикаторы цветов; разрезные картинки с изображением различных овощей.
Ход занятия:
На доске цветок из семи разноцветных лепестков в середине на кружке написано - ОСЕНЬ.
Дети входят в группу, здороваются с гостями, воспитатель обращается к детям с вопросом:
- Какое время года за окном? (Спрашивает несколько детей. А ты как думаешь? А ты как считаешь? Как тебе кажется)
- За окном осень. ( Ответы: Я думаю, что за окном осень. Я считаю, что за окном осень. Мне кажется, что за окном осень.)
- Почему за окном осень? А может быть зима или лето?
-Чтобы доказать, что за окном осень, нам нужно отыскать ее следы.
Посмотрите-ка на цветок, который расцвел у нас на доске. Этот цветок не простой, а волшебный, он поможет нам в наших поисках.
Срывает оранжевый лепесток, на обратной его стороне изображена мнемотаблица, гнущееся под ветром дерево и листок. Переворачивают лепесток обратной стороной и прикрепляют к доске мнемотаблицей вверх.
- Посмотрите, что нам хочет рассказать эта табличка? Она расскажет нам о деревьях. Что происходит с деревьями осенью?
- На них желтеют и опадают листья.
- Как называется это явление природы? Это явление называется ЛИСТОПАД.
- Какого цвета листья бывают осенью? Осенью листья бывают золотые, багряные, пурпурные, изумрудные, желтые, коричневые, рубиновые, оранжевые.
Воспитатель предлагает дидактическую игру "С чьей ветки детки"
Клен - кленовый, береза - березовый, рябина - рябиновый, дуб - дубовый, тополь - тополиный, лип - липовый, каштан - каштановый, осина - осиновый, ольха - ольховый.
Снова подходят к цветку, срывают синий лепесток - с обратной стороны табличка с изображением тучки и идущего дождя. Прикрепляют табличку мнемотаблицей вверх.
- Что нам хочет рассказать этот лепесток?
- Этот лепесток нам рассказывает о дождях, о том, что осенью часто идут дождя.
- Какие дожди бывают осенью?
- Осенью дожди холодные, моросящие, грибные, мелкие, затяжные, ильные, проливные. (Спрашивает нескольких детей). Давайте-ка с вами изобразим дождик, превратимся в дождик:
Пальчиковая гимнастика:
Капля - раз, капля - два,
Капля медленно сперва.
Кап-кап-кап-кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап-кап-кап. (хлопки)
Зонтик поскорей открой,
От дождя себя укрой!
Дети раскрывают руки над головой, имитируя зонтик.
- При помощи чего мы с вами сделали дождик?
- При помощи пальцев рук.
- А какой пальчик мы использовали: как он называется и почему?
- Мы использовали указательный палец. Он так называется потому, что на все указывает и все показывает.
Снова подходят к цветку, срывают фиолетовый лепесток, смотрят на обратную сторону - на мнемотаблице силуэт птицы. Прикрепляют мнемотаблицу вверх. О чем хочет рассказать нам этот лепесток?
- О птицах.
- Что происходит с птицами осенью?
- Они улетают в теплые края.
- Почему это происходит?
- Потому, что им холодно и голодно.
- Нам жалко с ними расставаться. Давайте мы с вами назовем их ласково, чтобы им не было холодно и голодно.
Воспитатель раздает детям по картинке с изображением птицы.
Дети по очереди называют каждый свою птицу и дают ей ласковое название:
Скворец - скворушка, сова - совушка, воробей - воробышек, ворона - воронушка, снегирь - снегирик, кукушка - кукушечка, журавль - журавушка, грач - грачушка, голубь - голубочек (голубушка, синица - синичка, сорока - сорокушка, утка - уточка, лебедь - лебедушка, дятел - дятлушка).
Снова подходят к цветку, срывают зеленый лепесток, на обратной стороне лепестка символическое изображение огорода.
- Что хочет рассказать нам этот лепесток?
- Он нам рассказывает, что осенью мы собираем урожай овощей и фруктов.
- Где растут овощи?
- Овощи растут на огороде.
- Где растут фрукты?
- Фрукты растут в саду.
Воспитатель подводит детей к столу, на котором разложены разрезанные картинки с изображением овощей и фруктов.
- На огороде и в саду росли овощи и фрукты, но прилетел злой волшебник, все перемешал, разрушил. Давайте наведем порядок, чтобы овощи росли на огороде, а фрукты в саду. (Дети из разрезанных пазлов собирают картинки с изображением овощей и фруктов и располагают их соответственно возле картин с изображением огорода или сада.)
Срываем коричневый лепесток, на обратной стороне - на мнемотаблице силуэт животного.
- Что хочет рассказать нам этот лепесток?
- О животных. О том, что они осенью тоже готовятся к зиме.
- Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышнее и цвет подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Медведь и еж зимой спят. Крот и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочки делают запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.)
А давайте ребята поиграем в игру.
Подвижная игра "Я Мороз - красный нос".
- Я Мороз - красный нос
Бородою зарос,
Я ищу в лесу зверей,
Выходите поскорей
Выходите. (название любого животного)
(Дети имитируют движения названного животного)
- Заморожу, заморожу. (Убегают на свои места.)
В том случае, если воспитатель назовет еж или медведь, дети не выходят (ежи и медведи зимой спят).
Снова подходят к цветку, срывают желтый лепесток, на обратной стороне изображено солнышко.
-Что хочет рассказать нам этот лепесток?
- Что осенью солнце светит мало, тускло. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
Срывает последний лепесток - красный. Он пустой, на обратной стороне нет мнемотаблицы.
- А, ребята, я догадалась! Этот лепесток хочет, чтобы мы с вами обобщили все наши знания об осени.
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель предлагает детям по цепочке рассказать, что они запомнили о приметах осени :
- Осенью желтеют и опадают листья. Листопад.
- Осенью часто идут дожди. Какие.
- Птицы улетают в теплые края потому, что им холодно и голодно.
- Дни становятся короче, а ночи длиннее.
- Собирают урожай овощей и фруктов.
- Животные готовятся к зиме.
Дети по цепочке рассказывают об осени.
- Молодцы, ребята! Теперь мы с вами точно знаем, что сейчас какое время года?
- ОСЕНЬ!