Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Елена Бурьянова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Цель: Расширять представления о добром и отзывчивом человеке, используя художественную литературу.

Задачи:

1. Способствовать эмоциональному восприятию художественного произведения, подвести к пониманию нравственного смысла, мотивированной оценке поступков и характеров главных героев.

2. Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека.

3. Развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках.

4. Воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского, презентация с иллюстрациями к сказке.

Организационный момент.

[/b]

Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, поздороваемся и подарим теплоту дружеских рук друг другу.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Мотивационный период:

Ребята, отгадайте загадку:

«Есть листок, есть корешок, а не куст и не цветок,

Нету лап, нету рук, а приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет, обо всем тебе расскажет (книга).

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД КНИГА)

- А где живут книги? (в библиотеке, в книжном магазине, на полке.)

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД БИБЛИОТЕКА, КНИЖНАЯ ПОЛКА, КНИЖНЫЙ МАГАЗИН)

- А у нас в группе есть книжная полка, на которой хранятся книги? (подходим к полке)

- Ребята, посмотрите, какие книги здесь есть? (сказки, стихи, рассказы….)

- Кто из вас скажет, кто пишет книги? (писатели).

- Сегодня, я хочу познакомить вас еще с одним детским писателем. А зовут его Константин Дмитриевич Ушинский.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД К. Д. УШИНСКОГО)

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет писателя К. Д. Ушинского.

- Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился на хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. Так появилась знаменитая книга «Родное слово», которая принесла Ушинскому Славу народного учителя. А какие произведения К. Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?

Дети: «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Бодливая корова», «Лиса Патрикеевна», «Бишка».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Вот несколько книг с произведениями Ушинского. А еще специально для вас я принесла еще несколько книг Ушинского. Подойдите к столу. Давайте их рассмотрим. Кто умеет читать, то можете прочитать, как они называются.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С ДЕТСКИМИ КНИГАМИ)

Воспитатель: Все произведения Ушинского про животных. Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг у нас сегодня. И я их вам все обязательно потом прочитаю. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой.

О ком в ней пойдёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Чей там хвост и чья там грива,

Словно по ветру летят?

Под копытами игриво

Искры яркие блестят.

Проскакал – и тут же скрылся!

Как сквозь землю провалился!

Кто же это? Вот загадка.

Это – резвая …

Дети: Лошадка.

Перед тем, как я начну вам читать рассказ, давайте отдохнем немножко. Становитесь в круг и повторяйте все за мной.

Физкультминутка:

Цок-цок-цок (поочередно топают ногами)

Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок.

Я копытом постучу (ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу (легкий бег)

Посмотри, как я красива (руки на пояс, повороты туловища)

Хороши и хвост и грива (туловище влево, вправо)

Цок - цок – цок (кружатся на месте)

Цок - цок – цок (руки полусогнуты в локтях перед собой).

Воспитатель: А сейчас ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Слепая лошадь». После чтения.

Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с новыми словами, которые встретились нам в рассказе «Слепая лошадь». Посмотрите на экран все.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С устаревшими словами по очереди)

Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.

Соболя – мех хищного зверька (соболь).

Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Рогатина - большая палка с развилиной на конце.

Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.

Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.

Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.

Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.

Князь - правитель города.

Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.

Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.

Воспитатель:Ребята, а теперь давайте ответим на вопросы по тексту.

Воспитатель: О ком этот рассказ?

Дети: О слепой лошади.

Как звали главного героя? (Догони-Ветер)

Воспитатель: Кем был для Уседома Догони-Ветер?

Дети: Любимой лошадью.

Воспитатель: Что однажды приключилось с купцом?

Дети: На него напали разбойники.

Воспитатель: Кто спас Уседома?

Дети: Лошадь.

Воспитатель: Что обещал хозяин своему коню?

Дети: Чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса.

Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?

Дети: Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой.

Воспитатель: Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?

Дети: Прогнать его со двора.

Воспитатель: Как чувствовал себя Догони-Ветер?

Дети: Одиноко.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «одиночество»? (Одиночество - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)

Воспитатель: Чему же учит нас этот рассказ? (Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром, а ведь добро, доброта начинаются с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим»).

Воспитатель: Справедливо ли поступило вече, предписав жадному, непорядочному купцу кормить Догони - Ветра до самой его смерти?

Дети: Да, народ правильно поступил с купцом.

Воспитатель: «Народ не только вынес приговор, но еще и прислал человека, который должен был следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел поступать так, как поступил купец.

Воспитатель: Как, вы думаете доброту можно потрогать?

Можно ли попробовать на вкус?

А можно ли ее увидеть?

А в чем ее можно увидеть? (в поступках, действиях, чувствах).

-Ребята, как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы детей)

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С ДЕРЕВОМ ДОБРА).

Творческая деятельность: «Дерево Добра».

Воспитатель обращает внимание детей на дерево Добра.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю сегодня вам сделать дерево Добра. Обратите внимание на дерево. Чего у него не хватает? (листочков).

Ребята, так как мы сегодня будем делать дерево Добра, то я предлагаю вам сделать не обычные листочки, а листочки – сердечки.

Каждый из вас будет по очереди подходить к доске и говорить, какие добрые дела можете выполнить вы – дошкольники. По одному предложению. Потом берете свой листочек – сердечко и вешаете его на дерево (воспитатель, включает песню: «Дорогою добра»).

Посмотрите, какое красивое дерево Добра у нас вами получилось.

Итог:

- С произведением, какого автора мы сегодня познакомились?

-Как называется это произведение? («Слепая лошадь»).

- Чему научило вас это произведение?

Я знаю очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!» Спасибо всем. Вы были сегодня все молодцы

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект ООД «Чтение сказки «Козлятки и волк» в обработке К. Д. Ушинского» во второй группе раннего возраста Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи Тема: Чтение сказки «Козлятки и волк» в обработке К. Д. Ушинского Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ сказки К. Ушинского «Четыре желания» Конспект по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ К. Ушинского «Четыре желания» Цель: Учить передавать связно, последовательно.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Чтение сказки «Снегурушка и лиса» Цели: Познакомить детей с русской народной сказкой, «Снегурушка и лиса»(обраб. М. Булатова,с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок).

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Головоломки
  • Домашние животные
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
Опубликовано: 12 января 2019 в 00:50
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Букет для мамы!
Я работаю воспитателем в детском саду Огонек. Разнообразные конкурсы уже традиция в нашем дошкольном учреждении. Вот и в преддверии праздника, в детском саду...
Развлечение «Новогодняя игротека»
Тема: «Зимние забавы» Цель: Обобщить знания детей по теме: «Зима. Зимние забавы» Программное содержание: Образовательные задачи: - уточнить знания детей о...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Город веселых человечков»
Цель: Развитие познавательной активности. Коррекционно-развивающие задачи: - развивать высшие психические функции ( зрительное и слуховое восприятие,...
Консультация «Плоские стопы нам не нужны»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №1 Берёзка» посёлка Мостовского муниципального образования Мостовский район...
Конспект НОД по математике в средней группе с использованием инновационных технологий...
Цель: внедрение инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений в воспитательно-образовательный процесс детей среднего...