МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»»

Любовь Тулупова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»»

Любовь Тулупова

Тема:" Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»".

Задачи:

Образовательные задачи:

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ рассказа М, Пришвина „Золотой луг““» размещена в разделах

Связная речь: довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.

Словарь и грамматика: познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать; учить подбирать определения и сравнения, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.

Развивающие задачи : развивать у детей слуховое внимание; умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира.

Оборудование:

Портрет М. Пришвина, картинки с изображением одуванчиков, план-схема рассказа, опорные слова для пересказа, перчатка, изображение цветущих лугов, музыкальное произведение Ю. Антонова "Не рвите цветы" муз. произведение Э. Грига " Утро".

Ход занятия:

(Воспитатель собирает детей на ковре) Ребята я сегодня принесла вам волшебную коробочку, отгадайте что в ней. Проводится игра " Да - нет".(в коробочке одуванчик).

- В какое время года цветет одуванчик? Ранней весной из под снега?Это первоцвет?

- В каком месяце цветет одуванчик?

Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц? А какое время года? А значит сейчас что цветут?

«Сегодня я расскажу вам много нового и интересного, вас ждёт впереди маленькое открытие, а также вы познакомитесь с новым автором и его произведением. -

Сейчас давайте поиграем в игру «Подбери слово»

-Придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он? Конечно, одуванчик может быть жёлтым, белым, пушистым, лёгким.

С чем вы можете сравнить одуванчик? Одуванчик похож на парашютик, на снежок, на пушинку, на солнышко

-Подберите определения к слову «цветы». Верно, цветы могут быть душистыми, ароматными, нежными, хрупкими, маленькими, крупными.

-Цветы растут в поле, значит это полевые цветы.

-Цветы растут в комнате, значит это…

-Цветы растут в саду, значит это…

-Цветы растут на лугу, значит это…

А как можно сказать про луг на котором растут цветы? Какой он? Верно, цветущий, весёлый, яркий, весенний., золотой. -Все верно ребята.

-А сейчас я расскажу вам об удивительном человеке. Больше всего он любил детей и природу.

Теперь ребята мы садимся тихонько на стульчики. (Дети садятся).Взгляните на его портрет. Это Михаил Михайлович Пришвин. Он написал замечательный рассказ о солнечных цветах. Называется это произведение «Золотой луг». Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о каких цветах написал рассказ Михаил Михайлович Пришвин

В летний солнечный денёк,

Золотой расцвёл цветок.

На высокой ножке

Всё дремал он у дорожки,

А проснулся-

Улыбнулся:

«Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь

Тише ветер луговой.»

-Вы, конечно, догадались, о каких солнечных цветах написан рассказ? Верно, об одуванчиках. (Показываю фотографии одуванчиков.)

-Располагайтесь поудобнее и послушайте рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг» (чтение рассказа).

-Ребята, а вы заметили, что в рассказе автор употребил слова, которые мы редко используем в нашей современной жизни? Давайте подумаем и выясним, что они могут обозначать?

-Промысел, как вы думаете, что это слово может обозначать? (Ответы детей)

-Промысел-это добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли заниматься ребята в лесу, что могли они там добывать?

-Слово «в пяту», как вы думаете, что оно может обозначать? (Ответы детей.)

-Слово «в пяту» обозначает идти друг за другом, сзади. В рассказе это слово встретилось нам в предложении: «Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел он впереди, я в пяту.»

Разбираем слова дальше. Слово «фукну» встречается нам в предложении: «Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо.» Ребята, как вы думаете, что означает слово «фукну»? (Ответы детей.)

Слово «фукну» означает дунуть. Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? А давайте тоже фукнем

-Что такое забава? Слово «забава» означает игра, развлечение. Как вы понимаете выражение «постоянная забава»?

-С чем Михаил Пришвин сравнивает лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладони.) В рассказе об этом говорится так: «Тогда я пошёл, отыскал одуванчик и, оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое.»

-Вот так и одуванчики на ночь сжимают свои лепестки, а утром раскрывают их. (одеваю перчатку демонстрирую) .

-А сейчас вспомните содержание рассказа и ответьте мне на вопросы:

-- Что можно сказать про это произведение? Это сказка, рассказ или стихотворение?

- Почему вы думаете что это рассказ? (В нем нет волшебства. Там всё, как в жизни)

-Почему рассказ называется «Золотой луг»? (Потому что весь луг был жёлтый.)

-Почему он был весь жёлтый, золотой? (Потому что на нём росло много одуванчиков.)

-Куда обычно ходили братья? (На промысел.)

-Ребята, а что значит «в пяту»? Что имел в виду автор? (Значит шёл за братом, след в след.)

-Какая забава была у мальчиков? (Дуть созревшими одуванчиком в лицо друг другу.)

-Какое слово изобрели ребята? (Фукну, фукнет.)

-Что значит «созревают одуванчики»? (Когда жёлтые лепестки сменяют белые пушинки.)

-Как автор называет одуванчики? (Неинтересные цветы.)

-А что значит неинтересные цветы? (Простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты.)

-Куда утром пошёл один из братьев? (На рыбалку.)

-Что он заметил? (Луг был не золотой, а зелёный.)

-Какое наблюдение провёл мальчик? (Наблюдал за лугом утром, днём и вечером.)

-На какую особенность он обратил внимание? (Одуванчики умеют закрывать и раскрывать свои лепестки.)

-С чем сравнивает Михаил Пришвин лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладонях.)

-Какое открытие сделал мальчик? (На ночь одуванчики закрываются, а с восходом солнца снова распускаются.)

-Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком? (Потому что спать ложились одуванчики вместе с детьми и вместе с ними вставали.)

Теперь давайте отдохнем

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик (приседают, потом медленно поднимаются).

Если ветер быстрый-быстрый

На поляну налетит (разбегаются в разные стороны,

Всё вокруг зашелестит (говорят «ш-ш-ш-ш»).

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

И сольются с небосводом (берутся за руки и идут по кругу).

-А сейчас мы должны вспомнить имя мальчика, про которого говорится в рассказе. Как зовут автора этого рассказа? Правильно, Михаил. А когда он был маленьким, его звали Миша. Вы будете говорить: «Не я с братом, а Миша с братом. Не я пошёл удить рыбу, а он пошёл удить рыбу.»

(вывешиваю мнемо - схему). Ребята зачем нам нужна эта схема?

-(Пересказываю сама рассказ с опорой на схему).

-Пересказ детей с опорой на схему (3 детей можно по цепочке)

Молодцы ребята.

- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Вам понравился рассказ? (Да) -Вспомните, с каким произведением какого автора вы сегодня познакомились? -Какое же открытие вы для себя сделали? Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них есть своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.

Ребята а какое у вас сейчас настроение?

А как вы думаете с помощью музыки можно создать хорошее настроение? Я хочу что бы вы послушали музыкальное произведение Э Грига" Утро". Оно рассказывает о рождении цветка.

Звучит музыка, воспитатель говорит и вместе с детьми выполняет движения.

Попробуйте представить чудесный весенний день. Теплый луч упал на землю и согрел семечко. (дети садятся на корточки руки и голову опускают).Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. (поднимают голову, расправляют корпус, руки отводят в стороны, расцвел цветок.)

Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою головку вслед за солнцем. (голову слегка откидывают, медленно поворачиваются за солнцем, глаза полузакрыты, улыбаются.)

Давайте не будем срывать цветы а будем любоваться их красотой, как это делал писатель Михаил Пришвин.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» (старшая группа).

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы». Цель: учить составлять пересказ с опорой на сюжетные картинки. Задачи: • расширение и активизация словаря по теме «Грибы»; • учить образовывать.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: формирование.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ текста с придумыванием продолжения» Цель – развитие навыка последовательного пересказа текста, умения самостоятельно продолжать рассказ, ориентируясь на прочитанную часть.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Разве так играют?» Пересказ рассказа Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют?» Программные задачи: — связная речь: учить выразительно пересказывать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа Г. Скребицкого «В зимнюю стужу» Программные задачи: Уточнять представления о жанровых особенностях литературных произведений (рассказ, сказка). Содействовать практическому.

Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опытаКонспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Речевое развитие (Развитие речи). Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»».Цель: .Учить выразительно пересказывать литературный текст.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Осеевой «Сыновья» Цель: Практика пересказа текста рассказа последовательно, без пропусков и повторений, предавая речь персонажей. Совершенствовать умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»»
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 18:18
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД