Лучший педагог года

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Обучение пересказу с использованием графических схем по теме «Насекомые»

Екатерина Козина
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Обучение пересказу с использованием графических схем по теме «Насекомые»

ЦЕЛЬ: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

ЗАДАЧИ:

1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста.

2. Развитие навыков планирования пересказа текста.

3. Формирование у детей активного зрительного и слухового контроль правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания.

4. Активизация и обогащение словаря по теме «Насекомые».

Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе, Обучение пересказу с использованием графических схем по теме „Насекомые“» размещена в разделах

5. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: чтение художественной литературы,познание. Коммуникация.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: рассматривание иллюстрации; беседа; подбор графических схем (моделирование); лексико – грамматические упражнения по тексту; чтение стихотворения; загадки; чтение рассказа; сюрпризный момент.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением насекомых. Графические схемы для пересказа, кроссворд, текст загадок, адаптированный текст, мольберт, магниты, организационный момент, сюрпризный момент (воздушный шарик, волшебная коробка).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

• Чтение рассказа В. Бианки «Первая охота»;

• Изучение лексической темы «Насекомые»;

• Лексико – семантическая работа:

насекомые - самая большая группа очень маленьких животных на Земле;

гусеница – этап развития бабочки;

загадочная – неясная, непонятная;

крошечная – очень маленькая;

едкая – жидкость, которая щиплет;

замереть – перестать двигаться;

пальнуть – выстрелить;

забиться – спрятаться;

притаиться – спрятаться, замереть;

отличать – видеть разницу.

Работа с графическими схемами.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Части речи Слова, сложные

по семантике Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные насекомые,

гусеница кузнечик, гусеница, насекомые, бомбардир

Прилагательные Загадочная, крошечная, едкая Загадочная, крошечная

Глаголы Замереть, пальнуть, забиться, взвизгнуть, притаиться, отличать Посмотреть, разбирать. схватить, вытянуться, взвизгнуть, спрятаться, останавливаться

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент: развитие внимания, памяти, логического мышления.

«Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись.

Влево-вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись.» (садятся на стульчики)

Сюрпризный момент: (играет мелодичная музыка)

- Интересно, откуда льется такая чудесная мелодия?-вношу необыкновенный воздушный шар, привязанный к коробочке

- Ребята, посмотрите какая красивая коробочка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней.

- Не открывается, наверно надо сказать волшебные слова. Кто из вас знает волшебные слова?

Речевая разминка (дети говорят волшебные слова - пожалуйста, ахалай - махалай, абра - кадабра и др.) – коробочка открывается.

- Ребята, здесь картинки. Хотите узнать, кто на них изображен?

Тогда попробуйте отгадать загадки:

Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,.

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

На поляне, зноем опаленной,.

Спрятался в траве скрипач зелёный.

Он сидит и на зелёной скрипке

Песенку выводит без ошибки

(Кузнечик)

Волосата, зелена

В листьях прячется она.

Хоть имеет много ножек,

Бегать всё равно не может.

(Гусеница)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вволю нажужжусь.

(Жук)

- Ребята, вы отгадали все правильно загадки, а как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, гусеницу, жука (ответ детей).

- Правильно («Насекомые»)

2. Подготовка к восприятию текста. Развитие слуховой памяти. Активизация предметного словаря по теме.

- Ребята, послушайте стихотворение и выделите из текста название насекомых.

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое увидишь, друг!

Личинку тащит муравей

Спешит куда – то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк

Пьёт хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

3. Чтение рассказа. Формирование действий целенаправленного восприятия и анализа текста.

- Ребята, сейчас я прочитаю вам интересную историю про маленького щенка, которую рассказал В. Бианки в своём произведении

«Первая охота» (слушают).

Выбежал щенок на луг, посмотрел вокруг, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, по воздуху бабочки летают. Бросился щенок ловить их. И вдруг – спрятались все.

Зелёные кузнечики в зелёной траве притаились. Гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревья, крылья сложили, - не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.

Один крошечный Жук – бомбардир идёт себе по земле, никуда не прячется. Догнал его щенок, хотел схватить, а Жук – бомбардир остановился, да как пальнёт в него летучей едкой струйкой – прямо в нос попал!

Взвизгнул щенок, хвост поджал. Да в свою конуру убежал и спрятался.

4. Беседа по тексту. Развитие диалогической речи. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

- А сейчас я буду задавать вам вопросы по тексту, внимательно слушайте и полным ответом отвечайте:

Куда выбежал щенок? (Щенок выбежал на луг.)

Кого он увидел на лугу? (Он увидел на лугу насекомых.)

Что делали кузнечики, гусеницы, бабочки? (Кузнечики в зелёной траве прыгали, гусеницы по веткам ползали, бабочки по воздуху летел.)

Что случилось с насекомыми, когда щенок бросился их ловить? (Все насекомые спрятались.)

Где притаились кузнечики? (Кузнечики в зелёной траве притаились.)

Где замерли гусеницы? 9Гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличить.)

Как спрятались бабочки? (Бабочки сели на деревья, крылья сложили, не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.

Кто не испугался щенка? (Крошечный Жук – бомбардир не испугался щенка.)

Как Жук – бомбардир защищался? (Жук остановился и пальнул в щенка летучей едкой струйкой – прямо в нос попал)

Что сделал щенок от испуга? (Щенок взвизгнул, хвост поджал, да в свою конуру убежал.)

4. Физминутка:

«Бабочка»

Видишь, бабочка летает, (машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает. (считаем пальчиком)

— Раз, два, три, четыре, пять. (хлопки в ладошки)

Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)

Задень, за два и за месяц. (шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела (машем руками – крылышками)

Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчики)

5. Дидактическая игра «Подбери признак». Актуализация словаря по теме «Насекомые», закрепление навыка подбора признаков к предметам.

- Ребята мы сейчас поиграем с вами в игру, которая называется

«Подбери признак». Я буду называть насекомого, а вы должны его описать, т. е. дать характеристику:

Кузнечик какой? (зелёный, длинноногий, поющий, стрекочущий, стройный, усатый, весёлый, крылатый, звонкий.)

Бабочка какая? (нарядная, пёстрая, красивая, разноцветная, легкокрылая, порхающая. Большая, маленькая.)

Гусеница какая? (толстая, неуклюжая, лохматая. Зелёная, медлительная неповоротливая, большая, маленькая.)

6. Игровое упражнение «Отгадай кроссворд». Развитие внимания, памяти. Логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Насекомые

- нужно назвать изображенного здесь насекомого и вписать его название по порядку так в клеточки, чтобы в вертикальном столбце получилось слово – их общее название («Насекомые».)

7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной памяти.

- Я сейчас прочитаю еще раз рассказ. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

9. Составление графического плана рассказа. Формирование логической цельности речи.

- Ребята, в коробочке ещё что то есть, давайте посмотрим. Здесь схемы. Надо выстроить по порядку схемы так, чтобы мы могли составить правильно рассказ.

10. Пересказ рассказа по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.

- Дети пересказывают рассказ по цепочке, парами, индивидуально.

11. Итог занятия. Дифференцированная оценка деятельности детей.

- Ребята, занятие подходит к концу, с каким рассказом мы сегодня познакомились? (с рассказом «Первая охота».)

- Кто его написал? (его написал Виталий Бианки.)

-А что мы еще делали на занятии? (отгадывали загадки про насекомых, слушали стихотворение, отгадывали кроссворд, составляли рассказ по схемам.)

- Вы сегодня молодцы. А в волшебной коробочке вам угощенье.

Публикации по теме:

«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Насекомые»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Насекомые» Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Насекомые» В силу сложившихся обстоятельств мы оказались перед необходимостью.

Дистанционное обучение по теме «Насекомые» в старшей группеДистанционное обучение по теме «Насекомые» в старшей группе Последняя майская неделя дистанционного обучения в старшей группе «Росток» прошла по теме «Насекомые». Для реализации задач по этой теме.

Использование графических схем при заучивании стихотворенияИспользование графических схем при заучивании стихотворения Наш воскресный вечер в эти выходные начался с того, что неожиданно мы вспомнили о том, что не доделали с ребёнком домашнее задание в логопедической.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по лексической теме «Мебель» Цель: - совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель». Задачи: - уточнение, расширение, активизация словаря.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые»Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые» Фронтальное занятие в средней группе. Тема:" Насекомые" Цель:1. Работать над просодической стороной речи: дыханием, ритмом речи. 2. Работать.

Логопедическое коррекционное занятие по развитию связной речи к теме «Человек: части тела и лица»Логопедическое коррекционное занятие по развитию связной речи к теме «Человек: части тела и лица» .

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Открытое занятие по развитию речи «Насекомые»Открытое занятие по развитию речи «Насекомые» Задачи: образовательные: - расширение и уточнение знаний детей о насекомых; - активизация словаря по теме; развивающие: -развитие познавательной.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Обучение пересказу с использованием графических схем по теме «Насекомые»
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 20:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД